Мечта длиною в жизнь

«Если летом в Качканаре хорошая погода, надо всё бросать и бежать на природу!» — восклицал Николай Михайлович и каждую свободную минутку погожего дня проводил у перекатов лесных речушек или ночевал у пирса.

Заветный кубок с турецкой регаты — гордость Николая Головко

Пирс, установленный более десяти лет назад, стал его отрадой и украшением качканарского моря. Несмотря на весомую конструкцию основания из железобетона и труб диаметром 530 мм, пирс выглядел легко. Желтые, напитанные солнышком, тёплые доски пирса были не только местом швартовки для яхт и других плавсредств, но и местом притяжения для рыбаков, свадебных кортежей, любителей позагорать и, конечно, для вездесущих мальчишек. К слову сказать, мальчишки знали закон моряков: на пирсе не курить, не сквернословить, не плеваться, не драться — то есть соблюдать порядок. Но знать — не значит соблюдать: попавшиеся нарушители безропотно отжимались по двадцать раз. Мальчишки…

Николаю Михайловичу было 57 лет, когда сбылась его мальчишеская мечта — пирс, яхт-клуб «Парус», регаты… Его любовь к воде и парусу не была случайной — ведь он родился на Азовском море, но путь к мечте, длиной в целую жизнь, был непрост.

Лето 1961 года. Второклассник Колька Головко шёл ко дну и вместе с ним в мутной воде поселковой балки, заросшей камышом, тонула мечта дойти до моря. Всю зиму он со старшим братом Мишкой и его командой из четырёх шестиклассников рыскали по посёлку Приморский в поисках досок. Всю весну из добытых досок строили лодку, а летом юные мореплаватели загрузили в нее нехитрый запас провизии и воды и отчалили от родного берега.

Николай в качканарском яхт-клубе. Конец 70-х годов

Что рисовала мальчишкам их фантазия, распаленная приключениями любимого героя Робинзона Крузо? Дальние страны, пиратские схроны и паруса, наполненные попутным ветром…. Но на середине балки, несмотря на усилия команды по откачиванию воды, их лодка тяжело легла на дно, а не сбывшаяся мечта приморского мальчугана из многодетной семьи превратилась в цель.

Кстати, на противоположном берегу Азовского моря в селе Чкалово рос Колин ровесник Фёдор Конюхов, ныне известный путешественник.

После окончания школы родители сказали Николаю: «Иди, сын, учиться туда, где кормят и одевают». Так в 1969 году Николай и трое его друзей поступили в Бакинскую мореходную школу «Каспнефтефлота», которую он окончил с отличием.

Во время первой переклички на занятии преподаватель спросил его: «Адмирал Северного флота Головко ваш родственник? Садитесь, ставлю пять за фамилию!». К биографии адмирала Головко Арсения Григорьевича Николай возвращался в разные периоды своей жизни; он был для него примером мужества, долга и чести.

 

Курсанты мореходки были дружной командой. Николай — четвёртый справа

В мореходке училось легко, голодно, но дружно: курсанты своих в обиду не давали. Поэтому, когда Николая призвали в армию, он не стал мириться с неуставными отношениями сослуживцев. Прибыв в расположение части сержантом после учебки, он увидел произвол «дедов» во вверенном ему отделении, в том числе то, что в обед забирают у «молодых» мясные блюда, масло, компот. Николай предупредил, что не потерпит произвола, и, когда в очередной раз в столовой подобное повторилось, он опрокинул стол, и его подчинённые остались без обеда. Ему пришлось пережить разборки, давление и ночные разговоры с «дедами». При увольнении в запас парни признались, что они планировали сделать «темную» молодому сержанту с серьезными последствиями для его здоровья, но простились они без обид друг на друга, признав правоту Николая.

Николай мечтал после армии вернуться к профессии моряка, но служил он во вновь организованной ракетной части, расположенной в Грузии, и ему на пять лет был закрыт выезд за границу СССР. И погасли манящие огни дальних стран…

8 марта 1973 года Николай прибыл в Качканар, а через несколько лет присоединился к группе энтузиастов, которые осваивали парусные суда типа «Оптимист» на качканарском море. Приходил он домой после выходов в море радостный и возбуждённый.

В восьмидесятых годах старший брат Михаил по чертежам из журнала своими руками построил парусное суденышко, и на нем братья совершили-таки путешествие от города Славянск на Кубани по реке Протока до Азовского моря. Эту яхту назвали «Вера» в честь любимой жены Михаила — есть такая традиция яхты называть женскими именами. «Вера» оказалась надежным судном и послужила многие годы семье Головко.

Признаюсь, я не разделяла увлечения мужа и всегда была якорем в этой его тяге к воде. Причины тому в разные годы были разные: сначала учеба в институте, работа и бесконечные курсы по обретению новых профессий безжалостно съедали все свободное время, которое требовалось мне и нашим детям-погодкам — папы нам отчаянно не хватало, а в последние годы были проблемы со здоровьем.

Яхтенный капитан должен знать технические возможности судна, такелаж, паруса, отрабатывать навыки швартовки. Вода не прощает расхлябанности, поэтому на судне у Николая было единоначалие, поддерживался морской порядок и на борт яхты все поднимались босиком. Каждый предмет знал своё место, чтобы быть под рукой в критической ситуации, а действия доведены до автоматизма.

Неприятные ситуации бывали, но особенно опасными были два случая. Однажды якорь зацепился за корягу, и Николай приложил большие усилия по его высвобождению. В конце концов, ему пришлось обрезать канат и пожертвовать якорем, а сам капитан через несколько дней попал в больницу с инфарктом.

Второй случай благодаря сообщению МЧС стал известен даже за границей (нам звонили друзья из Испании). Сентябрь 2016 года, вечер пятницы. Сильным порывом ветра тримаран, на котором был Николай, поднимает в воздух и переворачивает парусом вниз. Николай, пролетев несколько метров, падает в воду, выбирается на перевёрнутый корпус тримарана с рулем в руках и телефоном в кармане. Ему удалось дозвониться и сообщить о своём бедственном положении и почти три часа ждать помощи.

Это произошло в районе лодочной станции, в пределах видимости спасателей, которые отказались выезжать на спасение: кажется, не было бензина. Выручали его сын Максим с другом Евгением и Александр Григорьевич Зудов, который в это время оказался рядом на катере. Николай передал им руль с телефоном и нырнул в темные воды пруда, чтобы перевернуть тримаран, и затем своим ходом дошёл к месту швартовки. Замёрз тогда чертовски, но обошлось…

Уехав за три тысячи километров от морского побережья, Николай Михайлович попал на территорию сухопутного Урала, но…! Оказывается, с Петровских времён продукцию уральских металлургических заводов транспортировали по водным путям к центру страны. Первая парусная лодка в Екатеринбурге появилась в 1925 году, а первая парусная секция была организована в 1934 году. С девяностых годов в Екатеринбурге успешно функционирует «Коматек» — один из лучших яхт-клубов России, организатор международных регат в России и за рубежом. Николай лично был знаком с создателями клуба одним из сильнейших уральских яхтсменов Юрием Крюченковым и предпринимателем Владимиром Белоглазовым. Их одержимость своим делом вдохновила Николая Михайловича на создание в Качканаре в 2009 году яхт-клуба «Парус». Был построен пирс для принятия маломерных парусных судов, приобретены яхты «Татьяна» и «Василиса», завезен песок, установлен биотуалет, более 10 лет производилась уборка берега и прилегающего леса.

Место преобразилось и стало привлекательным не только для горожан, но и для гостей города. А гости были не только тагильчане, свердловчане, пермяки и челябинцы, но и из Америки, Израиля, Арабских Эмиратов.

Команда компании «Ремэлектро» несколько раз принимала участие в регатах города Екатеринбург. В 2011 году в Турции на международной парусной регате «Банзай» команда заняли 2 место. Это был личный триумф Николая Михайловича! В память об этой регате у нас хранится кубоки множество замечательных ярких фотографий.

В 2021 году наш пруд обмелел, и вода ушла метров на 50 от берега. И впервые за эти годы к пирсу не была пришвартована яхта.

29 июля 2022 года я со слезами прощалась с пирсом — его демонтировали в августе по требованию администрации города. Я рада, что наш пирс, пусть в изменённом виде, возродился на территории губернского яхт-клуба «Коматек» города Екатеринбурга. Яхтсмены, с которыми мне довелось общаться, сильные, мужественные, готовые придти на помощь и очень аккуратные ребята — море ошибок не прощает. И да, они романтики.

Головко Николай Михайлович, мой любимый муж, отец двух детей и дедушка шести внуков, родившийся на Азовском море и 48 лет проживший на берегу качканарского, говорил: «Там, где есть вода, должен быть парус!». Вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта Юрий Крюченков, узнав о моём намерении написать эту статью, подарил мне книгу о парусном спорте на Среднем Урале «Покорители двух стихий» и по моей просьбе любезно предоставил ещё один экземпляр для городской библиотеки имени Фёдора Селянина. Я уверена, что среди качканарцев найдутся покорители двух стихий — и быть парусу на воде!

Татьяна Головко

Николай Михайлович с 1975 года был фотограф-любитель, много снимал гору Качканар и прибрежные зоны с пирса. В память о нем Татьяна Головко объявляет ФОТОКОНКУРС и учреждает призовой фонд — 8 тысяч рублей.

Условия конкурса: пришлите по электронной почте kachkanar_new@mail.ru или принесите в редакцию «Нового Качканара» (гостиница «Октябрьская, 2 эт., оф.216) фотографии, главное условие — чтобы в кадре был пирс. Фотографии могут быть любые: с пикника, с торжественного мероприятия, просто с прогулки по берегу пруда. Итоги фотоконкурса и лучшие фотографии будут опубликованы в «Новом Качканаре» 7 декабря.

Лучшие фотографии будут отмечены денежными призами.