Мечтали возводить в тайге гигант-комбинат
Первостроителям — слава! Много лет над центральной площадью города возвышался подобный призыв. Долгие годы День строителя, который отмечается в августе, был главным праздником Качканара.
И в нынешнем августе хочется вернуться на сорок лет назад.
Весь 1981 год редакция «Качканарского рабочего» жила в преддверии юбилея: ведь в 1982-м Качканару исполнится 25 лет. Удивительная дата! Уже вступило в самостоятельную жизнь поколение, которое родилось в один год с Качканаром. Уже пойдет в первый класс сын качканарского первенца Валерия Иванова.
И очень важно, чтобы новые поколения знали, как в уральской тайге появился город юности, чтобы лучшие традиции первопроходцев продолжали жить и развиваться. Так рассудили мы — и обратились к читателям: «Отзовитесь, первостроители!»
И они откликнулись. В газете появилась рубрика «Навстречу 25-летию Качканара».
Она радовала читателей целый год.
Давайте и мы сегодня почитаем в кратком изложении некоторые воспоминания.
Во имя завтрашнего дня
Р.Богданова, сварщица ПТП треста «Востокэнергочермет».
На место приехали темной ночью. Полустанок. Стоянка поезда — одна минута. Кругом тайга, ветер шумит в верхушках деревьев. Прыгали из вагонов на камни, подхватывая на лету чемоданы. Всё смешалось, темнота, суматоха. Вдруг вдали замелькали факелы. Нас встречали комсомольцы, приехавшие раньше нас из Ульяновска. Башкирии, Мордовской АССР и других краев нашей Родины. Встречали, как старых знакомых.
Утром получили спецодежду, инструменты и отправились рубить лес на трассе будущей железной дороги. Здесь работали бригады Саши Фуросева и Славы Пудовкина. Спали мало, питались скудно, но ни разу не поссорились, не пожаловались на трудности. За месяц прошли по тайге 42 километра. Идейным вдохновителем и хозяйственным руководителем был прораб Виктор Циканов. Молодой и задорный, неутомимый и волевой, мужественный и образованный — таким он остался в моей памяти. Виктор жил вместе с нами в палатке и своей выносливостью, задорными шутками поддерживал нас.
Шло время. Дальше я работала на строительстве жилых домой для железнодорожников, строила вокзал, а потом — железнодорожные пути комбината. Сейчас работаю сварщицей в ПТП. У нас с Александром Богдановым (он тоже первостроитель) две дочери: Светлана и Ольга.
Помню, как мечтал наш комсомольский вожак Федя Селянин о прекрасном городе и хорошем жилье. Зайдем, говорит, в новые дома, будем жить долго и станем в Качканаре справлять серебряные свадьбы. Не знаю, будет ли еще у кого такой праздник, а у нас с Александром двойной юбилей: 25-летие Качканара и наша серебряная свадьба.
Далекое – близкое
Т.Киреев, ветеран труда, участник Великой Отечественной войны.
Приехал на станцию Гороблагодатскую и там впервые услышал о качканарской стройке. Рассказы молодых романтиков подействовали — и, не раздумывая, я составил ребятам компанию. Приехали в Нижнюю Туру, где был штаб треста «Качканаррудстрой», возглавляемый М.В.Левитским. Заместитель управляющего Д.А Смирнов посмотрел мои документы и предложил мне должность по специальности.
9 июня 1957 года я приступил к обязанностям заведующего гаражом. Принял технику: 15 бортовых автомашин и 10 самосвалов. В тот же день побывал на Долгой. Увидел, что узенькая конная дорога не пригодна для автотранспорта. Пришлось думать о месте для временного гаража в Нижней Туре. Обосновались на лужайке под горой Шайтан, рядом с перевалочной базой стройки. Забили колья, уложили на них поперечные упоры, настелили метровые доски — вот и стол для диспетчера! А для спасения от дождя и солнца сделали навес из рубероида.
Трудности встретились сразу. Больше всего беспокоило отсутcтвие хороших дорог. Вспоминаю, что мой первый рейс на Долгую занял полдня. Ехал через Бушуевку, Валериановск по лесу, росшему на месте нынешних Западного и Главного карьеров. За Выей миновал довольно крутой каменистый подъем.
Нелегкие маршруты предстояли водителям нашего гаража! Однако на этом трудности не кончились. Тяжело было с заправкой и ремонтом автомобилей. Отсутствовали емкости для хранения бензина, насосное оборудование. Водители наливали горючее из бочек в ведра и носили его к автомобилям. А тут еще бездорожье! Радиаторы выходили из строя. Автопокрышки лопались на второй-третьей тысяче километров пробега.
Далее он подробно рассказывает, как водители-первостроители преодолевали трудности и как много сделали для возведение города и комбината. Вспоминает то далекое-близкое время.
27 мая Качканар отпраздновал свое 25-летие. На торжество собрались многие из тех, кто начинал возведение корпусов комбината, кто ставил первые дома, кто руководил стройкой, добывал первые тонны руды. На встречу с городом юности, со своей осуществленной мечтой приехал и первый директор Качканарского горно- обогатительного комбината Виктор Петрович Дерягин. Редакция попросила его поделиться своими воспоминаниями о том легендарном времени, впечатлениями о сегодняшнем дне Качканара.
Превзойденная мечта
В.Дерягин, первый директор Качканарского ГОКа.
25 лет назад на Всесоюзную ударную стройку съехались те, кто хотел почувствовать вкус настоящей романтики, кто мечтал своими руками возводить в тайге корпуса гиганта-комбината, мечтал потом влиться в его коллектив.
Тогда мы мечтали о многом. Но действительность превзошла все мечты. Ведь комбинат был задуман мощностью всего 16 миллионов тонн сырой руды в год. В наших мечтах мы дерзали видеть его перерабатывающим 30 миллионов тонн. А сегодня горняки и обогатители перерабатывают ежегодно более 40 миллионов тонн руды.
В наших мечтах не было фабрики окатышей — сегодня она выдает продукцию с государственным Знаком качества. Мы мечтали о том времени, когда на комбинате будет действовать 75 квадратных метров агломерационных лент – сегодня их площадь составляет 200 квадратных метров. Мы загадывали, что когда-то в Качканаре появятся четырех- и даже! пятиэтажные дома. Сегодня на улицах и в микрорайонах высятся прекрасные девяти- и двенадцатиэтажки.
Когда вдумаешься и вдруг отчетливо поймешь, что все это достигнуто всего лишь за четверть века — поражаешься темпам строительства, темпам труда качканарцев и гордишься ими. Качканар — это живое воплощение политики партии, живое свидетельство безграничных возможностей нашего народа. И радостно, что дело, начатое нами, продолжается, что оно в надежных руках..
Качканар стал высшей школой для строителей. Недаром многие его воспитанники сегодня занимают высокие руководящие посты, трудятся в Тюменской области, на БАМе — во всех концах Союза.