Марина Мальцева: В этом году мы ожидаем бум первоклашек
Кажется, еще недавно родители и педагоги с облегчением выдохнули: «Ура! Каникулы!». И вот снова нужно собирать портфели, готовить форму, покупать школьные принадлежности и спортивные костюмы на любимую физкультуру. А как готовы школы к началу нового учебного года, что изменилось в школьной программе и сколько ребятишек пойдут нынче в первый класс — об этом мы спросили у начальника управления образования Марины Мальцевой.
– Как наши школы готовы к новому учебному году?
– Если говорить о подготовке к новому учебному году, то мы начинаем этот процесс еще в июне. После окончания экзаменов идет активная подготовка учреждений к новому учебному году. До 15 августа все они должны быть сданы приёмной комиссии.
Последняя приемка, касающаяся, прежде всего, образовательных учреждений, состоялась 10 августа. Все школы приняты. Были мелкие недочеты, которые мы устранили в течение дня.
– Хотелось бы узнать, какие работы и на какую сумму были проведены в каждой школе? Кто финансировал работы? Была ли помощь градообразующего предприятия, и если была, то какая конкретно?
– Если говорить о ремонтных работах, то глобальных ремонтов не было. В прошлом году проводилась серьезная работа по ремонту кровель в лицее №6 и школе №2. Мы потратили около 27 миллионов. Это были деньги бюджета и градообразующего предприятия.
В этом году мы проводили, в основном, текущие ремонты. В лицее №6 заменены оконные блоки (в библиотеке и в одном из кабинетов). В школе №7 заменили несколько окон в пищеблоке, и сейчас пищеблок весь остеклен новыми окнами. Также заменили окна в одном кабинете. Работы по замене окон проводились в детских садах «Ладушки» и «Ласточка».
Произвели ремонт фасада и кровли ДЮСШ «Олимп». Стоимость работ составила 1 миллион 475 тысяч.
В остальных учреждениях красили, белили, мыли. Были проведены все работы по антитеррористической и пожарной защищенности.
По оборудованию пищеблоков. В седьмой школе заменили посудомоечную машину. Это было для нас достаточно затратно, но необходимо. Школа большая, там больше всех детей занимается, поэтому это необходимо было сделать. И купили морозильную камеру в школу им.Новикова. На пищеблоки этих двух школ у нас ушло 620 тысяч рублей.
Из местного бюджета на это ушло порядка семи миллионов рублей, из них три миллиона – на ремонт зданий. На пожарную безопасность потратили 875 тысяч рублей. Также деньги пошли на обеспечение санитарных требований (гигиеническое обучение персонала, пробы воды, лабораторные испытания).
Кроме этого, в рамках областного бюджета мы приобрели учебники, игры, интерактивное оборудование, компьютерное оборудование в школы и детские сады. Область выделила нам на это порядка трех миллионов рублей.
Но нужно сказать, что образовательные учреждения тратят и внебюджетные средства, которые зарабатывают сами. В основном, деньги уходят на покраску, приобретение красочных материалов.
– Примет ли в этом году маленьких качканарцев здание детского сада «Звёздочка»? Когда, наконец-то, там закончится ремонт?
– Ремонт там еще идет. Планируем завершить его к концу этого календарного года.
– Испытывают ли качканарские школы дефицит учителей? Каких педагогов и где не хватает? Начнут ли в этом году свой трудовой путь выпускники педвузов и техникумов и в каких школах?
– В конце мая прогнозировалось около 20 вакантных мест. В конце июля уже было всего 11 вакантных мест. Образовательные учреждения в течение летнего периода всё-таки занимаются поиском кадров. Возможно, на 1 сентября вакансий станет еще меньше, потому что основной прием у нас начинается после 25 августа.
1 сентября к нам приходят восемь молодых специалистов после вузов и со средним профобразованием. Надеемся, что их всё-таки будет больше. Еще подождем пару недель. Новыми кадрами пополнятся школы №2 и №7, лицей №6, детский сад «Дружба» и Детская школа искусств.
Конечно, потребность в преподавателях таких предметов как математика, физика, английский, учителя начальных классов. Учителя начальных классов нам особенно нужны.
– Сколько педагогов в этом году покинуло стены школы: сколько человек ушло на пенсию и сколько просто решило уйти из педагогики?
– Уходит тоже достаточно много – в этом году 10 человек. Но нельзя сказать, что это именно педагоги пенсионного возраста. К сожалению, у нас есть тенденция выезда за пределы города. Молодые, отработав, уезжают. Например, у нас учитель начальных классов в школе №7 выпустила детей и уехала к мужу в Тюмень. В Санкт-Петербург уезжают. Учителей пенсионного возраста, которые планировали уйти, у нас всего трое. Но есть надежда, что они после отпуска вдруг передумают и останутся поработать еще.
– Расскажите про последние достижения наших педагогов.
– Недавно были подведены итоги конкурса на присвоение денежной премии среди лучших учителей России. Победителями стали Вероника Клишина, педагог лицея №6, она получит двести тысяч рублей из федерального бюджета, а Татьяна Копосова, педагог школы №2, получит поощрение в сто тысяч рублей из областного бюджета.
– Начнется ли с этого года преподавание второго иностранного языка?
– В этом году вряд ли будет переход на два языка. По закону школа сама должна решать, может она ввести два языка или не может. Для этого нужно создать кадровые условия. У нас, к сожалению, на сегодняшний день есть проблемы с изучением и одного языка. В школах учителя английского языка имеют очень большую нагрузку. А с немецким и французским всё ещё более проблематично. Педагогов, которые владеют двумя языками, не так уж и много. В последнее время выпуск в вузах идет по одному языку. Я думаю, что школа, получив педагога со вторым языком, точно будет вводить обучение двум языкам. Но у нас на сегодняшний день ни одна школа это не планирует.
– Марина Андреевна, как вы считаете, почему в последнее время уменьшилось количество желающих идти в 10-11 классы?
– Я проанализировала цифры. И оказалось, что снижение началось в 2012 году. Тогда было 210 выпускников, в 2013-м – 178, а в последующие годы достаточно ровно – 150-155 человек. Мы ежегодно набираем девять десятых классов: лицей и школа №7 по два класса, остальные школы – по одному. Поэтому по цифрам у нас никак не получается снижения численности десятиклассников, всё достаточно ровно.
– Получается, что у нас количество учеников вообще не уменьшается уже несколько лет?
– Получается. А в последнее время благодаря начальной школе, наоборот, идет увеличение. За последние четыре года стабильно увеличивается количество первоклассников. Если лет пять назад мы набирали порядка 450 первоклашек, то в последующие годы – 460, 472, 479. В этом году мы ожидаем бум первоклашек. Думаю, мы всех удивим этим годом. На сегодня у нас 518 первоклассников! На моей памяти пятисот я не помню.
– Есть информация, что у некоторых девятиклассников возникли проблемы с получением аттестата в этом учебном году?
– Да, есть такая проблема. Наши девятиклассники весной должны были сдавать четыре обязательных предмета, вместо двух. Если в прошлом году ГИА сдали все, то в этом более 60 человек не смогли сдать с первого раза все четыре экзамена. Пересдачи были в летний период. В итоге осталось семь человек, которые еще не получили аттестат. Пересдавать экзамены они будут осенью.
– Какие предметы оказались для них сложными?
– Пятеро не сдали обществознание.
– Вроде бы легкий предмет…
– Это только кажется. На самом деле очень сложный. Его многие и выбирают, потому что он кажется легким. Это очень субъективный предмет, и там очень много подводных камней, о которые можно споткнуться.
– Какие ещё новшества ожидают наших школьников в этом году?
– С 1 сентября вводится обязательный урок астрономии, 1 час в неделю, 34 часа в год. Вести его будут учителя физики, они в своё время были подготовлены и как учителя астрономии. Часть школ будет изучать астрономию в 10 классе, часть в 11-м. В течение двух лет в обязательном порядке курс астрономии должен быть пройден.
– Почему именно астрономия?
– Новый министр образования считает, что это должно быть обязательно. Конечно, астрономия – это очень интересный предмет. Например, в лицее №6 астрономию вели факультативно, это был у них предмет по выбору.
– Марина Андреевна, мы встречаемся с вами накануне нового учебного года. Что бы вы пожелали, порекомендовали родителям в эти волнительные для них дни?
– В первую очередь хочется обратиться к родителям, чьи дети пойдут в первый класс. Ребятам предстоит адаптироваться в другой для себя жизни. В первый месяц, когда они будут привыкать к школе и безопасному маршруту до неё, в обязательном порядке нужно передавать детей из рук в руки. Хотя бы первое время нужно проходить с ними вместе дорогу до школы и обратно. Хотелось бы, чтобы по возможности родители взяли отпуск или привлекли к этому бабушек и дедушек.
Ещё очень хочется, чтобы родители с самого начала взаимодействовали с педагогом, всегда интересовались тем, что происходит с ребенком в школе. Когда идет контакт родителя и педагога, результат у ребенка всегда выше.
То, что касается детей постарше, хочется, чтобы и они умели, а родители учили рационально распределять своё время. Это тоже очень важно. Если не научить ребенка собранности, то у него будут большие проблемы в школе. Дети приходят к нам подготовленные в плане того, что они умеют писать и читать. Но у них нет определенных навыков внимания, усидчивости. Это режимные моменты, которые должны соблюдаться в семье. Кроме того, именно в семье ребенок учится культуре питания, режиму труда и отдыха. У ребенка должно быть четкое понимание, когда нужно спать, когда кушать, когда учить уроки, когда гулять. Это должно быть устроено родителями таким образом, чтобы всё помогало ребенку в учебе. И тогда ваш ребенок будет всё успевать.