Лысьвенский тоннель – объект загадочный и уникальный

Вокруг зимняя унылость, рутина и быт. У кого-то учеба, работа, все куда-то торопятся. Опять появляется привычка замечать только обыденное, забывая, что у нас над головой восхитительное небо!

Мистические мелочи большинство людей списывают на совпадения. Кругом реалисты, но на десяток таких находится человек, смотрящий глубже. Так вот я как раз такой человек и есть! Для меня всегда есть много удивительного рядом, и это какой-то знак. Но некоторые смотрят на меня и только вертят пальцем у виска.

А я постоянно сталкиваюсь с необъяснимыми вещами и восхищаюсь разными заброшенными местами. В 2022 году стала посещать такие места чаще, есть в них что-то не от мира сего. И дело тут вовсе не в возрасте, он ничего не определяет. И в 51 можно интересоваться такими вещами, и в 85!

Мне всегда были интересны необычные места, заброшенные дома, тоннели, в которых, по слухам, обитают привидения. Таких мест, в которые так и тянет, у нас на Урале много.

Ну что, в путь! Информации о данном маршруте в интернете мало, есть несколько видео, но знакомые туристы из Лысьвы с удовольствием поделились информацией, как туда добраться.

Изначально мы думали, что тоннель, как и Дидинский, не действует, но оказалось, данный объект рабочий, по нему курсирует железнодорожный транспорт. Поэтому при посещении этого места самостоятельно будьте предельно осторожны!

В прошлом году исполнилось 144 года Уральской Горнозаводской дороге — первой линии в составе современной Свердловской магистрали. С того времени Свердловская железная дорога унаследовала многие искусственные сооружения, часть из которых исправно служит до сих пор. По ним поезда пересекают реки и горы, ущелья и впадины. Это железнодорожные мосты, тоннели и путепроводы. Всего на Свердловской магистрали насчитывается свыше 6 тысяч искусственных сооружений.

Самые старшие из них эксплуатируются на линии «Пермь — Екатеринбург», оттуда берет начало Горнозаводская дорога. А самые редкие сооружения — тоннели. Их всего 4, и все они относятся к постройке конца XIX — начала XX века. Два тоннеля расположены в Пермском регионе, на перегонах Утес — Заготовка и Лысьва — Невидимка. К последнему мы и направляемся.

Солнце сегодня спряталось за снежные облака, дорогу к тоннелю пришлось поискать, местные жители посёлка Невидимка указали на лесной лог, по которому мы точно доберемся до тоннеля. Петлять не пришлось, ранее идущий снегоход проложил хороший и комфортный след, по которому мы шли на объект. Только глубокие и высокие сугробы мешали комфортному движению нашей пешей экспедиции.

Зимний лес невероятен, он всегда привлекает своей таинственностью. Здесь каждая веточка и кустик словно вобрали в себе всю красоту зимы. Снег аккуратно украшает деревья, наряжает их в белые шубки. Они выглядят счастливыми и довольными, как и мы сейчас. Вот вдалеке хрустнула ветка. Кто бы это мог быть? Скорее всего, кто-то из животных, может, лось, олень или косуля, а возможно и кабан. В зимнем лесу звуки слышатся громче из-за мороза и тишины.

Пройдя немного, набрели на тропинку из следов, похожих на кошачьи лапки или лапки мелкой собаки. Это следы лисицы. А вот и следы зайца, которые очень хорошо видны на небольшой поляне, словно здесь недавно кружили хоровод.

Именно так, неспешно изучая следы, мы пришли к цели. За время нашего похода к тоннелю здесь прошло две электрички. Длинный и громкий гудок словно приветствует туристов.

Как теперь спуститься вниз? Данный вопрос решаем быстро: съезжаем как с крутой горки. Как будем подниматься обратно, решим потом, а сейчас — в тоннель.

Изучив информацию в интернете, узнала, что в тоннелях есть специальные ниши для укрытия рабочих, где и мы сможем спрятаться во время проходящего поезда, смело заходим в темноту.

Лысьвинский тоннель — уникальный объект, расположенный на железнодорожном перегоне между селениями Каменный лог и Невидимка Западноуральской железной дороги. Тоннель является самым протяженным в Пермском крае — его длина 180 метров.

В 1918 г. в районе тоннеля проходили вооруженные столкновения. Сейчас над тоннелем можно найти сохранившиеся окопы, но, к сожалению, зимой мы их не увидели, все занесено снегом. Но главное, что мы были внимательны и не провалились в них.

При выходе из тоннеля с левой стороны стоит памятник заставе Василия Павловича Худеньких. В ноябре 1918 года 15 красноармейцев насмерть сразились здесь с белогвардейскими войсками, наступающими на Лысьву.

Чуть не забыла самое главное: тоннель был пробит в горе почти 100 лет назад, в 1914 году. На одном из каменных блоков, расположенных над входом (со стороны Лысьвы), хорошо просматривается год постройки, его видно даже на моих фотографиях.

Закончив свою очередную экспедицию, необходимо решить, как будем подниматься обратно к тропе. Идти по железной дороге особо не хотелось. Принимаем решение — будем альпинистами! Минут 30 у нас ушло на то, чтобы с большими усилиями, где-то на коленках, где на руках и локтях, по-пластунски выбраться на тропинку. Дело сделано!

Новое путешествие — это всегда новые эмоции, приятная усталость, драйв!

Кристина Передерий

Фото Кристины Передерий