Лидия Пименова: Баян – это моя жизнь!

«Какая ж песня без баяна, какая ж зорька без росы?» – говорится в известной советской песне Олега Анофриева… Эти слова уже давно стали народной поговоркой. Стоит только услы­шать звуки баяна, гармони – и волей-неволей настроение улучшается, душе хочется петь, а ногам броситься в пляс.

Ловкие руки баяниста быстро и точно попадают в нужную ноту, инструмент сжимает и раскрывает свои меха, и в этот момент кажет­ся, будто он оживает. Вместе с ним оживает и песня, а му­зыкант становится лекарем души. Лидия Пименова – одна из тех, кто владеет се­кретом игры на баяне, одна из тех, кто умеет лечить че­ловеческие души с помощью музыки, исполненной на народном музыкальном ин­струменте.

С любимыми учениками Матвеем и Никитой на юбилее Галины Петровны Краснопевцевой
С любимыми учениками Матвеем и Никитой на юбилее Галины Петровны Краснопевцевой

Погружение в музыку

Мне удалось побывать на нескольких выступлениях ее учеников – ощущения непе­редаваемые. Их выступле­ние берет за душу не только произведением, но и мане­рой исполнения. Не уклады­вается в голове, как можно ребятам в 12-14 лет играть в быстром темпе с закрыты­ми глазами и при этом успе­вать попадать по маленьким клавишам точь-в-точь? На афишном концерте в конце мая с закрытыми глазами играли ребята даже младших классов, чем сильно удивили не только зрителей, но и сво­его педагога.

– Я сама играю с закры­тыми глазами, для меня это эмоциональная подача, конеч­но, многие не понимают это­го. Мои мальчишки, глядя на меня, стали играть также. В этот момент ребята полно­стью погружаются в музыку, – говорит Лидия Ивановна. – Честно говоря, на афишном концерте я удивилась не мень­ше, когда увидела, что млад­шие мальчики тоже стали за­крывать глаза, возможно, они подражают старшему дуэту, это приятно.

Как я полюбила баян

Лидия Ивановна называет себя местной, но с оговоркой «почти», так как родилась в селе Глубокое Нижнетурин­ского района, что за посел­ком Ис. Ее родители, Вера Петровна и Иван Семенович Святкины приехали из Мор­довии сначала в Екатерин­бург, а затем на Ис. В 1959 году Святкины с годовалой дочкой на руках пересели­лись в Качканар и стали его первостроителями.

– Мне было два года, но я помню, как строились здесь дома: дорога, на одной ее стороне стояли дома, а на другой лежали щепки… Всю­ду пеньки и кора… До сих пор помню этот запах.

1979 год. Лето в Феодосии. Нет, это был даже не отдых, это была работа: с июня до середины августа она не расставалась с баяном практически круглые сутки, и причина тому – приказ начальника лагеря «играть всё и везде»
1979 год. Лето в Феодосии. Нет, это был даже не отдых, это была работа: с июня до середины августа она не расставалась с баяном практически круглые сутки, и причина тому – приказ начальника лагеря «играть всё и везде»

Она выросла в Качканаре. Благодаря отцу в их доме с самого детства звучала гар­монь. Иван Семенович был, что называется, «первый па­рень на деревне»: в то время гармониста уважал каждый.

– Звук гармошки я слыша­ла с пеленок, с ним и росла… Всегда была первой певуньей и танцором, – вспоминает Ли­дия Ивановна.

Однажды в начальной школе на уроке пения учи­тельница Людмила Павлов­на Майстренко принесла аккордеон. Педагог поинте­ресовалась у ребят, знает ли кто-нибудь песни. Тут же без стеснения вышла Лидия, маленькая певунья, и спела песню «Замечательный со­сед». Звучание аккордеона настолько впечатлило девоч­ку, что в тот миг она захотела научиться играть на нем.

– Именно с того момента я в него и влюбилась. Начала уговаривать маму записать меня в музыкальную шко­лу по классу «аккордеон», но музыкальная школа находи­лась далеко. В 1969 году, после окончания 4-го класса, мама повела меня записывать­ся в эту школу. Было четкое желание попасть именно в этот класс, – рассказывает Лидия Ивановна. – Когда мы появились в школе, оказалось, что аккордеона нет, вместо него есть баян – и я на него согласилась. Преподаватель Валерий Нестерович Морозов тогда только приехал вместе с семьей в Качканар. Вместе со мной в класс баяна посту­пил также мой брат и еще два одноклассника.

Судьба стать педагогом

К моменту выпуска из музыкальной школы 16-лет­няя Лидия закончила девять классов средней школы. Ка­залось, поступить в музы­кальное училище вряд ли получится, так как раньше в него принимали только по­сле восьмого или десятого класса, но она решилась. И ей это удалось: выдержать кон­курс пять человек на место.

– Думала, если не посту­плю – вернусь в десятый класс, а поступлю – зна­чит, судьба! Но поехала не в Нижний Тагил, а в Асбест, где как раз открылось новое музыкальное училище, мне посоветовали попробовать именно туда. Конечно, я по­ступила!

На протяжении четы­рех лет студентка ездила в Асбест из Качканара и об­ратно два раза в год – после зимней сессии и на лето. Путь был не короток: снача­ла до Екатеринбурга на поез­де, а затем два часа на элек­тричке или на автобусе, а на руках был баян!

Зато в 1978 году, после блестящего окончания учи­лища, молодой преподава­тель вернулась в Качканар и устроилась в детскую музы­кальную школу. Оказалось, что желающих стать юными баянистами было много, мо­лодой педагог быстро вошла в ритм работы.

– В то время мне было 20 лет. Если сегодня у меня 10 учеников, тогда их было 23! Меня спасла хорошая пед­практика в училище, поэ­тому с таким количеством учеников трудностей не ис­пытывала, труднее было ра­ботать шесть дней в неделю по восемь часов!

В таком ритме Лидия Ива­новна проработала на про­тяжении года и выпустила шесть учеников. Педагог Ва­лерий Морозов после перво­го выпуска подошел к своей ученице и сказал: «Теперь принимай мой оркестр». Так, с 1979 года Лидия нача­ла работать с оркестром или ансамблем, и продолжает это дело вот уже на протяже­нии 35 лет!

На лето Лидия Ивановна уехала на две смены в лагерь в Феодосию.

– Я всюду была с баяном: и на пляже, и в автобусе, и на зарядке, и на построении, и на праздниках – на любом мероприятии! В смене было восемь-девять отрядов, и ка­ждому надо подыграть. Вер­нулась из лагеря загорелая, с длинными волосами – по­знакомилась со своим мужем, такой он меня полюбил.

Конечно, играть на баяне, стоя на ногах, каждый день по несколько часов – тяже-лый труд. Наверное, нет се­годня таких людей, которые готовы отдавать свои силы, работая практически на од­ном энтузиазме. Но были такие времена, и были такие люди. Есть они и сегодня, но это всего лишь единицы.

«Это же Пименова!»

Дружба Лидии Иванов­ны с баяном длится уже на протяжении 45 лет, из них 36 лет отданы педагогиче­ской деятельности. За это время было много учеников, конечно, в основном маль­чишки, но были и девочки, да еще какие! Каждый год на отчетных концертах у нее выступал какой-нибудь кол­лектив — ансамбли, трио или дуэт.

– Девочки были хорошие, особенно отличились Але­на Трекина, Катя Шарыче­ва, Юля Мишанина, Наташа Бажина… Помню классное трио Роман Вильгельм, Женя Берняев и Денис Гурьев, бра­тья Валуевы. Конечно, я очень требовательная и строгая, не всем это нравилось, осо­бенно родителям. Но раньше и родители были другие, неко­торые просили быть постро­же со своими детьми. А куда еще строже?

Участие ее воспитанников в серьезных музыкальных конкурсах приносило свои плоды: первые и вторые ме­ста, а также гран-при на ре­гиональных, всероссийских и международных конкур­сах. Имя Лидии Пименовой известно многим педагогам в области. Нередко на кон­курсах она слышит, что о вы­ступлении ее учеников гово­рят «Это же Пименова!».

Между тем и жюри, ко­торое присутствует на этих конкурсах, по достоинству оценивает труды Лидии Пи­меновой и ее учеников. Она всегда их приятно удивляет, вернее, удивляет исполнение ее учеников. А ей вдвойне приятно получить высокую оценку от таких маститых исполнителей и музыкантов, как уральский композитор Андрей Бызов, солист зна­менитого Уральского трио баянистов Анатолий Хиж­няк, музыканта из квартета «Урал» Михаила Уляшкина, профессора уральской кон­серватории и народного артиста России Виктора Ро­манько.

Самый-самый дуэт

В последнее время Ли­дия Ивановна выступает в основном с дуэтом Матвея Блюденова и Никиты Смир­нова. Дуэт баянистов суще­ствует вот уже пять лет. Оба мальчика играют на равных, оба способные, оба эмоцио­нальные. С такими способ­ными ребятами она работает как со студентами, и они не­однократно занимали при­зовые места и гран-при.

Выступать Матвей и Ни­кита начали лишь с 2011 года, но уже в 2012 году побывали на областном конкурсе орке­стров и ансамблей учащихся детских музыкальных школ «Музыкальная палитра», где исполнили очень сложное произведение В. Елецко­го «В старом парке». В кон­курсе принимали участие музыкальные ансамбли со всей Свердловской области. Оценивалась в выступлении, прежде всего, художествен­ная подача произведения и Качканар ее блестяще про­демонстрировал: получил наивысшую оценку жюри (диплом I степени и гран-при) и диплом за лучшую педагогическую работу.

– Сыграли они блестяще, как профессионалы! Мало того что произведение надо сыграть музыкально и эмо­ционально, надо еще и тех­нично. Если все это соединя­ется в одно целое и «бегают» пальчики – это, конечно, высшая оценка! Чтобы до­биться этого, надо много трудиться. Помимо занятий в музыкальной школе, надо заниматься еще и дома. Каж­дый технический элемент надо отшлифовывать, а это большой труд! По субботам и воскресеньям ребята при­ходили на репетиции в шко­лу, чтобы дуэт получился, чтобы мальчишки сыгрались между собой. И им это уда­лось. Этот дуэт у меня са­мый-самый!

Сегодня ребята удержива­ют в голове огромное коли­чество произведений: око­ло 20 пьес, плюс каждый из них знает 10 произведений соло. В 2012 году на област­ном конкурсе «Уральские самоцветы» мальчишки уча­ствовали в мастер-классе у самого Виктора Романько, от которого получили похвалу и высокую оценку.

– Когда был афишный кон­церт в конце мая, я села в зал на зрительские места, смо­трела на своих учеников. Я получала такое удовольствие от исполнения мальчишек, что, конечно, не обошлось без слез. Их талант не раскрыл­ся бы без помощи родителей, огромное спасибо за помощь и поддержку. Успех ребят во многом принадлежит именно им: маме Светлане Влади­мировне и дедушке Владимиру Ивановичу Смирновым, папе Владимиру Владимировичу и маме Светлане Анатольевне Блюденовым!

P.S.«Какая ж песня без баяна?..» — вновь вспоминаешь строчки известной песни. Да, наверное, современные дети могут обойтись и без баяна, но большинство лю­дей старшего поколения — нет. К большому сожалению, на баян сегодня практически не идут. В музыкальных школах закрываются классы по баяну, а в училищах уже давно нет конкурсов при поступлении. А ведь рань­ше-то было пять человек на место!

— Я думаю, все-таки баян будет жить, но в тех городах, где со­хранятся классы баянов, — добавляет в завершение Лидия Ива­новна. — Его нужно и важно сохранить. И очень важно, чтобы это ценило общество.

Имя Лидии Пименовой и ее учеников гремит на всю область, прославляя Качканар искусным владением русского баяна. Я гор­жусь тем, что она живет в нашем городе, тем, что она воспитала таких учеников, с высоким и качественным уровнем подготовки. И очень хочется, чтобы ее ученики продолжили дело Лидии Иванов­ны, чтобы баян жил, звучал и лечил человеческие души…