Лидия Пименова: Баян – это моя жизнь!
«Какая ж песня без баяна, какая ж зорька без росы?» – говорится в известной советской песне Олега Анофриева… Эти слова уже давно стали народной поговоркой. Стоит только услышать звуки баяна, гармони – и волей-неволей настроение улучшается, душе хочется петь, а ногам броситься в пляс.
Ловкие руки баяниста быстро и точно попадают в нужную ноту, инструмент сжимает и раскрывает свои меха, и в этот момент кажется, будто он оживает. Вместе с ним оживает и песня, а музыкант становится лекарем души. Лидия Пименова – одна из тех, кто владеет секретом игры на баяне, одна из тех, кто умеет лечить человеческие души с помощью музыки, исполненной на народном музыкальном инструменте.
![С любимыми учениками Матвеем и Никитой на юбилее Галины Петровны Краснопевцевой](https://xn--80aaaf9agbtgd4a3f4b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/06/С-любимыми-учениками-Матвеем-и-Никитой-на-юбилее-Галины-Петровны-Краснопевцевой-500x333.jpg)
Погружение в музыку
Мне удалось побывать на нескольких выступлениях ее учеников – ощущения непередаваемые. Их выступление берет за душу не только произведением, но и манерой исполнения. Не укладывается в голове, как можно ребятам в 12-14 лет играть в быстром темпе с закрытыми глазами и при этом успевать попадать по маленьким клавишам точь-в-точь? На афишном концерте в конце мая с закрытыми глазами играли ребята даже младших классов, чем сильно удивили не только зрителей, но и своего педагога.
– Я сама играю с закрытыми глазами, для меня это эмоциональная подача, конечно, многие не понимают этого. Мои мальчишки, глядя на меня, стали играть также. В этот момент ребята полностью погружаются в музыку, – говорит Лидия Ивановна. – Честно говоря, на афишном концерте я удивилась не меньше, когда увидела, что младшие мальчики тоже стали закрывать глаза, возможно, они подражают старшему дуэту, это приятно.
Как я полюбила баян
Лидия Ивановна называет себя местной, но с оговоркой «почти», так как родилась в селе Глубокое Нижнетуринского района, что за поселком Ис. Ее родители, Вера Петровна и Иван Семенович Святкины приехали из Мордовии сначала в Екатеринбург, а затем на Ис. В 1959 году Святкины с годовалой дочкой на руках переселились в Качканар и стали его первостроителями.
– Мне было два года, но я помню, как строились здесь дома: дорога, на одной ее стороне стояли дома, а на другой лежали щепки… Всюду пеньки и кора… До сих пор помню этот запах.
![1979 год. Лето в Феодосии. Нет, это был даже не отдых, это была работа: с июня до середины августа она не расставалась с баяном практически круглые сутки, и причина тому – приказ начальника лагеря «играть всё и везде»](https://xn--80aaaf9agbtgd4a3f4b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/06/Лето-в-Феодосии-с-баяном-всегда-и-везде-500x375.jpeg)
Она выросла в Качканаре. Благодаря отцу в их доме с самого детства звучала гармонь. Иван Семенович был, что называется, «первый парень на деревне»: в то время гармониста уважал каждый.
– Звук гармошки я слышала с пеленок, с ним и росла… Всегда была первой певуньей и танцором, – вспоминает Лидия Ивановна.
Однажды в начальной школе на уроке пения учительница Людмила Павловна Майстренко принесла аккордеон. Педагог поинтересовалась у ребят, знает ли кто-нибудь песни. Тут же без стеснения вышла Лидия, маленькая певунья, и спела песню «Замечательный сосед». Звучание аккордеона настолько впечатлило девочку, что в тот миг она захотела научиться играть на нем.
– Именно с того момента я в него и влюбилась. Начала уговаривать маму записать меня в музыкальную школу по классу «аккордеон», но музыкальная школа находилась далеко. В 1969 году, после окончания 4-го класса, мама повела меня записываться в эту школу. Было четкое желание попасть именно в этот класс, – рассказывает Лидия Ивановна. – Когда мы появились в школе, оказалось, что аккордеона нет, вместо него есть баян – и я на него согласилась. Преподаватель Валерий Нестерович Морозов тогда только приехал вместе с семьей в Качканар. Вместе со мной в класс баяна поступил также мой брат и еще два одноклассника.
Судьба стать педагогом
К моменту выпуска из музыкальной школы 16-летняя Лидия закончила девять классов средней школы. Казалось, поступить в музыкальное училище вряд ли получится, так как раньше в него принимали только после восьмого или десятого класса, но она решилась. И ей это удалось: выдержать конкурс пять человек на место.
– Думала, если не поступлю – вернусь в десятый класс, а поступлю – значит, судьба! Но поехала не в Нижний Тагил, а в Асбест, где как раз открылось новое музыкальное училище, мне посоветовали попробовать именно туда. Конечно, я поступила!
На протяжении четырех лет студентка ездила в Асбест из Качканара и обратно два раза в год – после зимней сессии и на лето. Путь был не короток: сначала до Екатеринбурга на поезде, а затем два часа на электричке или на автобусе, а на руках был баян!
Зато в 1978 году, после блестящего окончания училища, молодой преподаватель вернулась в Качканар и устроилась в детскую музыкальную школу. Оказалось, что желающих стать юными баянистами было много, молодой педагог быстро вошла в ритм работы.
– В то время мне было 20 лет. Если сегодня у меня 10 учеников, тогда их было 23! Меня спасла хорошая педпрактика в училище, поэтому с таким количеством учеников трудностей не испытывала, труднее было работать шесть дней в неделю по восемь часов!
В таком ритме Лидия Ивановна проработала на протяжении года и выпустила шесть учеников. Педагог Валерий Морозов после первого выпуска подошел к своей ученице и сказал: «Теперь принимай мой оркестр». Так, с 1979 года Лидия начала работать с оркестром или ансамблем, и продолжает это дело вот уже на протяжении 35 лет!
На лето Лидия Ивановна уехала на две смены в лагерь в Феодосию.
– Я всюду была с баяном: и на пляже, и в автобусе, и на зарядке, и на построении, и на праздниках – на любом мероприятии! В смене было восемь-девять отрядов, и каждому надо подыграть. Вернулась из лагеря загорелая, с длинными волосами – познакомилась со своим мужем, такой он меня полюбил.
Конечно, играть на баяне, стоя на ногах, каждый день по несколько часов – тяже-лый труд. Наверное, нет сегодня таких людей, которые готовы отдавать свои силы, работая практически на одном энтузиазме. Но были такие времена, и были такие люди. Есть они и сегодня, но это всего лишь единицы.
«Это же Пименова!»
Дружба Лидии Ивановны с баяном длится уже на протяжении 45 лет, из них 36 лет отданы педагогической деятельности. За это время было много учеников, конечно, в основном мальчишки, но были и девочки, да еще какие! Каждый год на отчетных концертах у нее выступал какой-нибудь коллектив — ансамбли, трио или дуэт.
– Девочки были хорошие, особенно отличились Алена Трекина, Катя Шарычева, Юля Мишанина, Наташа Бажина… Помню классное трио Роман Вильгельм, Женя Берняев и Денис Гурьев, братья Валуевы. Конечно, я очень требовательная и строгая, не всем это нравилось, особенно родителям. Но раньше и родители были другие, некоторые просили быть построже со своими детьми. А куда еще строже?
Участие ее воспитанников в серьезных музыкальных конкурсах приносило свои плоды: первые и вторые места, а также гран-при на региональных, всероссийских и международных конкурсах. Имя Лидии Пименовой известно многим педагогам в области. Нередко на конкурсах она слышит, что о выступлении ее учеников говорят «Это же Пименова!».
Между тем и жюри, которое присутствует на этих конкурсах, по достоинству оценивает труды Лидии Пименовой и ее учеников. Она всегда их приятно удивляет, вернее, удивляет исполнение ее учеников. А ей вдвойне приятно получить высокую оценку от таких маститых исполнителей и музыкантов, как уральский композитор Андрей Бызов, солист знаменитого Уральского трио баянистов Анатолий Хижняк, музыканта из квартета «Урал» Михаила Уляшкина, профессора уральской консерватории и народного артиста России Виктора Романько.
Самый-самый дуэт
В последнее время Лидия Ивановна выступает в основном с дуэтом Матвея Блюденова и Никиты Смирнова. Дуэт баянистов существует вот уже пять лет. Оба мальчика играют на равных, оба способные, оба эмоциональные. С такими способными ребятами она работает как со студентами, и они неоднократно занимали призовые места и гран-при.
Выступать Матвей и Никита начали лишь с 2011 года, но уже в 2012 году побывали на областном конкурсе оркестров и ансамблей учащихся детских музыкальных школ «Музыкальная палитра», где исполнили очень сложное произведение В. Елецкого «В старом парке». В конкурсе принимали участие музыкальные ансамбли со всей Свердловской области. Оценивалась в выступлении, прежде всего, художественная подача произведения и Качканар ее блестяще продемонстрировал: получил наивысшую оценку жюри (диплом I степени и гран-при) и диплом за лучшую педагогическую работу.
– Сыграли они блестяще, как профессионалы! Мало того что произведение надо сыграть музыкально и эмоционально, надо еще и технично. Если все это соединяется в одно целое и «бегают» пальчики – это, конечно, высшая оценка! Чтобы добиться этого, надо много трудиться. Помимо занятий в музыкальной школе, надо заниматься еще и дома. Каждый технический элемент надо отшлифовывать, а это большой труд! По субботам и воскресеньям ребята приходили на репетиции в школу, чтобы дуэт получился, чтобы мальчишки сыгрались между собой. И им это удалось. Этот дуэт у меня самый-самый!
Сегодня ребята удерживают в голове огромное количество произведений: около 20 пьес, плюс каждый из них знает 10 произведений соло. В 2012 году на областном конкурсе «Уральские самоцветы» мальчишки участвовали в мастер-классе у самого Виктора Романько, от которого получили похвалу и высокую оценку.
– Когда был афишный концерт в конце мая, я села в зал на зрительские места, смотрела на своих учеников. Я получала такое удовольствие от исполнения мальчишек, что, конечно, не обошлось без слез. Их талант не раскрылся бы без помощи родителей, огромное спасибо за помощь и поддержку. Успех ребят во многом принадлежит именно им: маме Светлане Владимировне и дедушке Владимиру Ивановичу Смирновым, папе Владимиру Владимировичу и маме Светлане Анатольевне Блюденовым!
— Я думаю, все-таки баян будет жить, но в тех городах, где сохранятся классы баянов, — добавляет в завершение Лидия Ивановна. — Его нужно и важно сохранить. И очень важно, чтобы это ценило общество.
Имя Лидии Пименовой и ее учеников гремит на всю область, прославляя Качканар искусным владением русского баяна. Я горжусь тем, что она живет в нашем городе, тем, что она воспитала таких учеников, с высоким и качественным уровнем подготовки. И очень хочется, чтобы ее ученики продолжили дело Лидии Ивановны, чтобы баян жил, звучал и лечил человеческие души…