Кто должен возглавить школу им.Новикова: молодость или опыт?

Перед новым годом мы с ребятами писали письма Деду Морозу, и одна очень хорошая и умная девочка-второклассница попросила у новогоднего волшебника, чтобы сгорела школа. Тогда я впервые поняла, что в жизни мне крупно повезло: я училась 10 лет и работала 10 лет в самой лучшей школе!

Сейчас эта школа носит имя Константина Никитича Новикова, «…четвертая, родная, ты в сердце у меня…» (слова гимна школы, который был создан на моих глазах).

Фото Елены Строгановой

Когда я слушаю рассказы ребят о том, как они ненавидят школу, то не могу представить, что такое может быть. В свою школу я бежала с большим удовольствием, а в каникулы просто была огромная тоска по школе и, не поверите, в первый день учебы после каникул в животе всегда «летали бабочки». Только сейчас я понимаю, что не каждая школа, как наша четверная, была наполнена таким теплом, уютом и уважением к каждому ученику, учителю, родителю. Я не могу вспомнить ни одного учителя, которого бы не захотела встретить сейчас и поговорить о нашей родной школе.

Всего на один год я «опоздала» при поступлении в 1 класс и не успела лично познакомиться с лучшим из директоров своей школы Константином Никитичем Новиковым. Но его выстроенный из школьных традиций фундамент ощущала в полной мере. Под традициями мы, все ученики, может, еще не понимали, но точно уже ощущали духовные ценности, особую нравственную атмосферу, микроклимат в учительском и ученическом коллективах, взгляды на суть и сущность педагогического процесса. Важнейшей составляющей в школе были гуманность и демократизм в отношениях всех участников образовательного процесса. Какая-то неповторимая гармония всегда царила в стенах четвертой школы. Мы были настоящими хозяевами школы и с гордостью несли за свою школу ответственность.

Через два года после окончания я вернулась в родную школу уже учителем, окончив педагогическое училище. Это были лучшие годы моего профессионального роста, так как я попала в сплоченный педагогический коллектив. Быть простым рядовым учителем в таком коллективе было просто невозможно: нужно было вовлекать, возбуждать, потрясать, удивлять, но только не стоять на месте. И это был один из основных принципов школы — создание условий для самореализации и саморазвития не только ученика, но и учителя.

Можно много еще говорить о лучших традициях школы имени К.Н. Новикова, но сейчас хочется поделиться своим страхом о том, как быстро и просто можно все это растерять, приняв одно неправильное управленческое решение.

Более 20-и лет я уже не живу в Качканаре, но до сих пор не могу жить без «духа» родной школы. Часто смотрю социальные сети о школе, узнаю о школе от своих одноклассников, которые уже привели в школу своих внуков, от своих бывших коллег, от тех родителей, детей которых учила. Осознаю, что в любом коллективе наступает кризис — это обосновано. Но когда кризис затянулся на долгое время и просачивается глубоко в подсознание «живого» организма под названием Школа, истребляя все лучшие традиции и перечеркивая результаты, испытываешь необъяснимую душевную боль.

После такого публичного вывода, конечно, ожидаю вопрос: «А судьи кто?». Уверена, что после прохождения всей вертикали и горизонтали власти в системе образования, у меня есть право назвать себя экспертом в сфере образования. Занимая должность директора Лицея в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, за три года привела коллектив к двум грантам президента РФ и званию «Лучшая школа округа». Будучи начальником отдела по надзору в сфере образования, рассмотрела сотни жалоб, поступающих из образовательных учреждений, и проверила порядка 300 образовательных учреждений. Исполняя функции ведущего специалиста по экспертизе качества образования, участвовала во введение в практику единого государственного экзамена. А еще в моем перечне — заместитель директора по научно-методической работе, по управлению персоналом, по правовой работе…

Со стороны всегда виднее… Сегодня ни для кого не секрет, что легендарная школа им. К.Н.Новикова потеряла свои передовые позиции: с трудом набирает учеников в первый класс, не гремит своими золотыми и серебряными медалистами, не участвует в «передовых» мероприятиях и конкурсах.

Запустить и активировать такой «живой» организм как Школа, тем более с такими сильными традициями и авторитетом, может только опытный, мудрый и знающий свое дело руководитель, живущий и пропитанный духом родной школы.

Странно, что такого человека в школе № 4 не нашли. Может, просто не искали или не увидели? Зато сделали ставки и назначили пока исполняющим обязанности педагога, почти не имеющего за плечами стажа управленческой деятельности, не знающего традиции и принципы развития такой школы, не отличившегося своими результатами в системе образования, но обладающего «призрачной» характеристикой «молодой и перспективный». Я тоже была назначена директором лицея в свои 34 года, и самое трудное было, принимая традиции, искать пути развития Лицея, зарабатывая авторитет. При назначении сопротивлялась, знала, что с «аксакалами» в образовании будет трудно сразиться. Теперь точно понимаю, что тогда администрация города приняла неэффективное управленческое решение.

Много времени было потеряно на установление взаимодействия и урегулирования разногласии в коллективе. Может поэтому я, как никто другой, понимаю, что происходит в моей родной школе им. К.Н.Новикова. Может, именно сейчас школе нужен не «молодой и перспективный» руководитель, а человек, которого создала эта школа, который работает в ней больше половины времени существования школы, который учился в ней и с ученической скамьи впитал «дух» школы.

На одной чаше весов — молодость и еще никем недоказанная перспективность, а на другой чаше весов — опыт, традиции, профессионализм. Неужели есть сомнения, что нужно выбрать в ситуации кризиса в педагогическом коллективе? Уважаемый Константин Никитич возглавил школу, когда ему было уже 52 года, и руководил ею 9 лет. Может, имеющийся опыт и профессионализм позволил ему создать такую уникальную в своем роде школу. Вряд ли молодой и перспективный директор вывел бы школу на такие же результаты, как Константин Никитич. А главное, он подготовил себе хорошего преемника, при котором уже школа была в таком развитии, что могла работать без администрации. Это не мои выводы, а в то время так о школе сказала начальник управления Валентина Александровна Белобородова.

Может, и сейчас, в такой сложный момент для коллектива школы, нужно принять управленческое решение о кандидате на должность директора школы с точки зрения сложившейся истории школы и поставить опытному и мудрому новому директору задачу о подготовке себе приемника в ближайшие, к примеру, 5-7 лет.

Бесспорно, назначать на должность директора школы будут по результатам конкурса. Учитывая мой 19-летний стаж работы на государственной и муниципальной службе, точно знаю: чтобы конкурс был объективным, нужно много поработать до конкурса и не делать ставку на одного кандидата, а оказать поддержку и другим стоящим кандидатам. Тогда результаты конкурса не будут простым прикрытием волеизъявления администрации муниципалитета.

Сегодня такое сложное время, когда роль школы переоценить трудно. Школа для всех нас — это ощущение социальной и психологической безопасности, признания и любви, самореализации и самоопределения.

Елена Закатова (Воронкина),

выпускница, бывший педагог и бывший родитель школы им.К.Н.Новикова,

руководитель детской образовательной студии «ПРОдвижение» г.Ханты-Мансийск