Кому не угодил отец Максим?
Прихожане нижнего храма вступились за отца Максима. Они уверены, что к его ссылке из Качканара причастен отец Геннадий
Уже давно по городу ходили слухи о расколе между двумя качканарскими православными приходами: новым и старым храмом.
В большом храме в 5а микрорайоне настоятелем служит отец Геннадий, в церкви на Первомайке до марта настоятелем был отец Максим. Теперь на два качканарских прихода остался отец Геннадий.
С 4 марта, по распоряжению епископа Нижнетагильского и Невьянского Алексея, Максим Намазов, настоятель прихода во имя иконы Божьей матери «Взыскание погибших», больше не служит в Качканаре. Его перевели в маленький приход в поселок Карпушиха под Кировградом. Население поселка всего 1200 человек. Такой перевод выглядит не иначе, как ссылка или как наказание за некую провинность. Так что же произошло?
Конфликт с полицией
О причинах внезапных перемен в среде качканарских православных и переводе отца Максима в другой приход, за 200 км от Качканара, нам рассказали прихожане. Защищать своего духовного наставника в редакцию пришли человек пятнадцать. Это было еще в марте. Рассказав газете о своих проблемах, прихожане попросили повременить с публикацией, поскольку пытались разрешить ситуацию и вернуть отца Максима в Качканар своими силами. Но у них не получилось.
Верующие рассказали о конфликте с полицейскими, который произошел в приходе во время праздников Рождества и Крещения. В эти дни сотрудники полиции присутствовали в церкви во время службы, они должны были охранять общественный порядок и следить за соблюдением противокоронавирусных мер. Заметив, что некоторые прихожанки были без масок, полицейские сделали им замечание, а отец Максим попросил не препятствовать прихожанам в посещении храма.
В результате после январских православных праздников епископу Нижнетагильскому и Невьянскому Алексею пришла бумага от врио начальника качканарского отдела полиции Андрея Демина о ситуации в приходе отца Максима.
«…Сотрудники полиции делали замечания гражданам, которые находились в приходе без средств защиты дыхательных путей, настоятельно рекомендовали воспользоваться масками для защиты себя и других граждан от возможного заражения инфекцией, работники прихода не обеспечили масками граждан, находящихся в здании прихода во время проведения праздничной службы, — сказано в документе епископу. — Также работники прихода указывали сотрудникам полиции, чтобы они не заставляли надевать средства защиты и свободно давали им пройти и находиться на службе в помещении прихода. Кроме этого, перед проведением праздничной службы с 18 на 19 января 2021 года отец Максим высказывал в адрес полицейских претензии и недовольства по поводу того, что сотрудники находятся в здании прихода, интересовался, на каком основании, потребовал предоставить служебные удостоверения, после чего под видеосъемку фиксировал данные сотрудников.
Просим Вас принять информацию к сведению для исключения фактов непонимания и недоверия к сотрудникам полиции, обеспечивающим охрану порядка и безопасность граждан…».
Однако, помимо этой бумаги, в епархию поступила еще одна, уверены прихожане. В другом обращении написано, что отец Максим вел себя неадекватно, ругался, дотрагивался до формы полицейских.
— За что сняли нашего батюшку? Якобы за то, что в Крещение на службе в церкви он вел себя неадекватно с сотрудниками полиции, — рассказывает Мария Солдатова. — Это так нам устно пояснили в Епархии. У нас есть видеозапись, как отец Максим общался с полицейскими. Мы ходили в полицию, попросили у них показать письмо, которое они направили епископу.
Было два случая, когда человека без маски полицейские не пустили в храм. Неправда, что работники прихода не обеспечили прихожан средствами защиты. У нас в трех местах лежат маски, стоят емкости с антисептиками, термометр есть в лавке, работает рециркулятор. В приходе ведется обеззараживание и санобработка.
Когда полицейские не пустили людей без маски, я лично подошла к женщине-полицейскому и попросила её, чтобы она не препятствовала заходить людям без масок. Всё по желанию, у нас всё есть: и маски, и антисептики.
На видео данные полицейских мы не фиксировали, съемка велась издалека. Я снимала именно отца Максима, как он общался со стражами порядка.
— Полицейские у нас сидели, чай пили, угощались, поздравляли, никакого особого конфликта не было, — добавила работница церковной лавки.
28 января батюшку попросили предоставить в Епархию свою объяснительную. Вот что в ней написал отец Максим:
«…07.01.2021 года, в праздник Рождества Христова после ночного праздничного богослужения ко мне подошли постоянные прихожанки нашего храма и пожаловались на действия сотрудников полиции, которые дежурили на богослужении в эту праздничную ночь. Действия, на которые пожаловались прихожане, выражались в грубом и бесцеремонном, по их словам, обращении к ним сотрудников полиции, которые дополнялись угрозами недопущения их в храм на богослужение, когда они заходили в притвор храма, ввиду отсутствия на женщинах медицинских масок. Прихожанки пояснили сотрудникам полиции, что вследствие наличия у них серьезных заболеваний, подтвержденных документально: у одной из них астма, у двух других сердечная недостаточность, они не могут находиться в помещении в маске — затрудняется дыхание, что может привести к непоправимым последствиям. На что сотрудница полиции грубо, повышая голос, ответила женщинам, что тогда надо смотреть службу по телевизору. Женщины пояснили, что дома у них нет телевизоров, а сегодня Великий праздник — Рождество Христово, и они хотели бы встретить его в храме. Женщины уступили требованиям полиции, надев в притворе храма маски, которые раздавались здесь волонтерами храма, и обработали руки антисептиком. Но, как они сообщили мне после службы, праздничное настроение было испорчено, а у одной прихожанки поднялось давление из-за пережитого стресса.
Поговорить с сотрудниками полиции в ту ночь мне не удалось, поскольку они покинули храм незадолго до окончания богослужения. 18.01.2021, в 22.30, перед началом ночного богослужения на Крещенье Господне, я подошел к сотрудникам полиции, также дежурившим в храме, и попросил их представиться и предъявить служебные удостоверения в соответствии с законом «О полиции» №3-Ф3, рассказал об инциденте, который произошел 07.01.2021 г., а также в вежливой и тактичной форме попросил не допускать более подобных действий, подчеркивая, что в нашем храме все санитарно-эпидемиологические мероприятия проводятся.
…Я получил уверение сотрудников полиции, что они будут действовать более корректно и аккуратно, не допуская ущемления прав верующих…».
В нижний храм к отцу Максиму потянулись люди
— Епархия приняла решение перевести отца Максима в другой приход, далеко от Качканара. Все прихожане были в шоке, — говорит Мария Солдатова. — Из-за чего? Как видите, скандала никакого не было, всё урегулировали мирно. Мы попросили в полиции провести нам очную ставку с женщиной полицейской, которая сказала, что отец Максим срывал погоны, на что нам ответили, что она уволилась.
— Нам понятно, кто приложил руку, чтобы изгнать отца Максима, — высказывает своё мнение Владимир Егиазаров. — Истинная причина — это многолетний конфликт между отцом Максимом и отцом Геннадием. Я считаю, что отец Геннадий священников, неугодных ему, старается из города выжить. Уже троих священников постигла подобная участь. У нас было приходское собрание в начале марта, где отец Геннадий публично признался, что он написал в Епархию. Поскольку он является благочинным, то вся общественность, в том числе и власть города, официально общается с отцом Геннадием, подразумевая, что он доводит информацию до второго священника об обязательных мероприятиях, на которых он должен присутствовать, чего отец Геннадий не делал. Тем самым он выставлял отца Максима в неприглядном свете, что он такой двоечник-раскольник, ни с кем не общается и никуда не ходит.
— Вся ситуация с полицией — лишь верхушка айсберга, лишь повод, который был использован, — говорят верующие. — В нашем приходе были дешевые требы, недорогие свечи, по сравнению с верхним храмом. Отцу Геннадию, видимо, не нравилось, что нижний храм стал более востребован, пополнился новыми прихожанами. Много детей стали к нам приходить, скауты занимаются в приходе, есть воскресная школа. Жизнь кипела. Мы там помогаем малоимущим, кормим бездомных и нуждающихся.
— Много людей стали приходить, я у них температуру замеряла бесконтактным термометром, — рассказывает Валентина Ивановна, работник лавки. — У нас были низкие цены. Недавно пришла одна женщина, хотела Сорокоуст заказать. При отце Максиме он стоил 300 рублей, а сейчас при отце Геннадии цена поднялась до 500 рублей. Женщина, как узнала цену, развернулась и ушла. Люди бедные, а свечечку хочется поставить. В нашем храме всегда шли прихожанам навстречу: если денег нет, делали бесплатно.
Жалобы в епархию
Как рассказывают верующие, на собрании отец Геннадий пояснил, почему написал бумагу на отца Максима. Первая причина — якобы Максим подал на него в суд.
— Была ситуация в 2019 году, что были неправильно поданы сведения в Пенсионный фонд бухгалтером прихода, — пояснил для «НК» отец Максим. — Через полгода пришел штраф на меня за несвоевременное предоставление сведений о работниках прихода в ПФР. Я отвечал перед мировым судьей за это, штраф по административному правонарушению — 500 рублей. Но я не мог быть ответчиком по этому делу, потому что на момент нарушения не являлся руководителем прихода. Суд это учел, но с прихода всё равно взыскали 500 рублей. Я тогда сказал отцу Геннадию, чтобы он возместил эту сумму, поскольку нарушение произошло не по вине нижнего храма. Отец Геннадий, видимо, не понял ситуацию, подумал, что на него подали в суд. Мне пришлось объяснять, что речь идет о претензии Пенсионного фонда. Не разобравшись, в ноябре прошлого года отец Геннадий подал на меня жалобу архиерею, что я якобы подал на него в суд, но это неправда. Мне также известно, что летом прошлого года отец Геннадий подавал на нас жалобу, что у нас в приходе якобы рассадник коронавируса.
Также на собрании отец Геннадий, по словам прихожан, посетовал, что нижний храм процветает, а верхний из-за этого бедствует. Вы, мол, снизили размер пожертвований, а верхний храм понес из-за этого урон.
— Мы спросили у отца Геннадия, почему он не заступился за Максима. Он ответил, что не намерен заступаться, «мне это не надо, он мне неугоден». Поэтому он сделал всё, чтобы нашего батюшку отсюда убрать. А эта ситуация с полицейскими просто подвернулась под руку, — уверены прихожане.
Перевод в глухую деревню — повышение?
Личные взаимоотношения между двумя батюшками не сложились.
— В нашем приходе за год отец Геннадий не появился ни разу, хотя благочинный должен не менее раза в год объезжать храмы своего благочиния, смотреть, как идут богослужения, соблюдается ли устав и так далее, — комментирует ситуацию отец Максим. — Я его приглашал, но отец Геннадий не принимал приглашения, не благославлял своих прихожан приходить к нам на послушание, не благословил с нами на клиросе петь на архиерейском богослужении. В итоге затянувшегося конфликта пострадали прихожане двух приходов. Отец Геннадий тоже при этом ничего не выиграл. Сейчас на него возлагается обязанность служения на два храма.
— Отец Геннадий объявил на собрании, что отец Максим переходит на повышение. Очень хорошее «повышение» — 10 тысяч рублей зарплата, 200 км от Качканара и своей семьи, — говорит Мария Солдатова. — Каждый выходной туда ездить, это тысяч 7 уйдет только на бензин. Что это за повышение? В этом поселке живет тысяча человек.
В Качканар на место отца Максима пытались прислать священника из Нижнего Тагила. Он бы не был здесь настоятелем, а просто служащим священником, по выходным. Он приехал, посмотрел на наши слезы и подал прошение о выведении его за штат.
Хотим, чтобы люди знали правду
— За то время, пока у нас служит отец Геннадий в Качканаре — с 2002 года, можно было построить два храма, а у нас один не могут доделать. Он внутри нерасписанный, иконостас только недавно поставили, — отмечают прихожанки Галина Васильевна и Галина Феофановна. —Отец Георгий, в свое время отправленный из Качканара в глухую деревню Пелым на севере области, построил там храм белокаменный с золотыми куполами, с колоколами. А здесь, в Качканаре, не могут храм доделать. Он промерзает, разрушается… Возникает вопрос: куда уходят пожертвования?
Наш отец Максим — бессеребренник, ездит на велосипеде, живет в двухкомнатной квартире. Нижний храм передали отцу Максиму в разваленном состоянии, его хотели перевести в разряд аварийного здания. Но мы его начали восстанавливать.
— Когда наши храмы разделили, нам сказали, что нужна своя воскресная школа, — говорит прихожанка Ольга. — У нас образовался такой коллектив, у нас замечательные педагоги, свои предметы, каллиграфия, рисование, рукоделие, закон Божий, песнопения. Наши дети стали лучше учиться в обычной школе. Сейчас наши дети растеряны. Приходили дети с улицы, родители которых невоцерковлены, дети из неблагополучных семей. Мы тут и покормим, и приласкаем, и оденем. Продукты даже домой им с собой давали. А теперь у нас не будет службы, будет только в субботу и воскресенье. И снова нижний храм придет в упадок. Там нужно ремонтировать крышу, мы привлекали предпринимателей, нам жертвовали стройматериалы, рабочей силой помогали, жертвовали деньги на восстановление храма, окна поставили новые, двери поменяли, сделали крестильную новую.
— Социально неблагополучных людей раньше даже в храм не пускали, мы стали пускать, мы не имеем права ими пренебрегать, — говорит отец Максим. — Мы стали с ними молиться, начали с ними работать, пытаться их социализировать. Эти люди с каждым воскресеньем становились всё лучше, стали приходит трезвые, уже недурнопахнущие, стали принимать душ, исповедуются, причащаются. Мы помогали восстанавливать документы, помогали с жильем. Некоторые, видя любовь и доброту, социализировались, стали работать, бросили пить.
— Из-за всей этой ситуации получился большой раскол к нашей православной семье, — переживают верующие. — Отец Геннадий обещал, что два прихода будут жить дружно, а получилось, что пошли сплошные конфликты. Мы хотим, чтобы люди узнали правду. Вы, конечно, можете пообщаться с отцом Геннадием, у него будет своя правда. Если эту ситуацию замалчивать — тоже ничего хорошего: рано или поздно проблемы, заметенные под ковер, вырвутся наружу. Мы лишь хотим вернуть свой приход и своего пастыря!
Решение владыки не обсуждается
Мы не могли не спросить отца Геннадия, что он думает по поводу всей этой ситуации. В самом начале разговора он порекомендовал журналисту не публиковать этот материал, хотя не читал его.
— Я не рекомендую вам публиковать это, потому что это всё клевета, необоснованные обвинения, — сказал по телефону отец Геннадий. — Есть 15 человек, которые унижают моё достоинство, оскорбляют всех остальных прихожан своим таким поведением. У нас есть городской совет по профилактике экстремизма. Нагнетание внутрицерковного напряжения, конфликта может квалифицироваться как экстремизм.
Владыка Алексей сам принял такое решение по переводу отца Максима. Ячейка отца Максима начала оказывать давление, чтобы его вернуть обратно. Мы как солдаты: нас куда пошлют, туда мы и идем служить. Решение владыки не обсуждается. А мой личный конфликт не повлиял на перевод отца Максима. Да, у меня к нему были вопросы экономического, поведенческого плана. Но я не мог манипулировать сознанием владыки. Это его независимое, личное, автономное решение.
Владыка вызывал меня как благочинного, то есть как начальника. Я написал рапорт согласно того письма, которое составила полиция. Я пытался навести дисциплину среди своего коллектива — на это нельзя обижаться.
Через несколько минут после нашего разговора с отцом Геннадием, он перезвонил в редакцию и сказал, что запрещает публиковать его комментарий, и пригрозил судом за клевету, которая, по его мнению, содержится в словах прихожан, обратившихся в редакцию. В чём заключается клевета, отец Геннадий не уточнил.
***
После перевода отца Максима многие прихожане нижнего храма перестали его посещать. Кто-то ездит в церковь в Нижнюю Туру, кто-то на Ис, некоторые приезжают в Карпушиху, где сейчас служит отец Максим. Сейчас в епархии сменился владыка, им стал епископ Феодосий. Верующие надеются, что в нижнем храме всё же появится свой настоятель.