Кому в год литературы на Руси жить хоро­шо

Константин Ярославцев
Константин Ярославцев

Приходит ко мне как-то в январе со­весть и спрашивает настырно: «Что ты, голубчик, сделал в 2015 году? Прочитал ли боль­ше книг? Что-нибудь новое узнал о литературном труде сверх школьной программы? Уверен, что да?»

 

Вот я почесал думатель­ное место и написал ей в письменном виде, так ска­зать, эпистолярный ответ.

А ведь и, правда, объяв­ленный президентом год ли­тературы подошел к фина­лу со следующими словами учителя словесности: «Спа­сибо, господа, садитесь! Вы отвратительно подготови­лись к этому году. Приходите на пересдачу через (?) лет». И словно всё это происходило в классе с математическим уклоном: дети в классе были, но интереса не было (пред­мет непрофильный).

Денег было выделено 300 миллионов рублей. И это на всю Россию! К сравнению, бюджет года культуры (2014 год) был 3 миллиарда рублей. И стоило объявлять литера­турный год? Выделили бы деньги втихую и назвали бы 2015 год годом российской авиации в Сирии, там явно упало несколько миллиардов рублей на головы террори­стов.

А, впрочем, чему удив­ляться, если наш президент не разбирается в медицине и литературе, где как была нищета, так и останется. Складывается конкретное впечатление, что иметь здо­ровых и умных людей госу­дарству не выгодно.

Год литературы прова­лился. И пора это уже при­знать.

Как отметила директор Российской государственной детской библиотеки Марина Веденяпина, не было пред­ставлено ни одного систем­ного проекта, кроме «Куль­турной карты России». В 2015 году состоялись события, ко­торые непременно бы прошли и без особого государствен­ного влияния. Нобелевскую премию так или иначе вручи­ли бы Светлане Алексиевич, Александр Снегирев стал бы лучшим «букером» с романом «Вера» и так далее.

На литераторов и рядо­вых читателей господдержка никак не повлияла. Кто-ни­будь почувствовал измене­ния? Я нет.

Как загибались толстые литературные журналы, так и продолжают.

Как выпускают поэты и писатели книги за свой счёт, так и будут ещё очень долго.

Возня вокруг Лет культу­ры, литературы, кино напо­минает забивание гвоздей в гроб первого, второго и третьего. Но кино, видимо, всё-таки значимее, чем лите­ратура, даже в «кризисный» год на кино выделяют 1,5 миллиарда рублей. Учиты­вая, что киноиндустрия рас­положена в больших городах, все деньги уйдут продюсе­рам Москвы и Питера.

А, между прочим, совсем незамеченной для массово­го зрителя осталась премия «Большая книга». Вы её ви­дели в прайм-тайме на Пер­вом канале или на канале с названием «Россия»? Думаю, нет. Не было такого.

К счастью, из Интер­нет-источников можно было узнать, что лауреатами стали следующие авторы: Гузель Яхина и её «Зулейха откры­вает глаза», Валерий Залоту­ха «Свечка» и Роман Сечин «Зона затопления». Надеюсь, читатели обратят на них внимание. Кроме того, по мнению маститых критиков портала «Лиterraтура», доку­ментальный роман «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича заслуживает оваций.

О хаотичном движении современной поэзии отдель­ный разговор. И здесь даже у критиков неоднозначные подходы и предпочтения. Что уж говорить о том, как препо­дается литература в школе: русская литература «злати­лась» и «серебрилась», а по­сле умерла в 20-х годах XX века. И что сейчас мы имеем? Все боятся современной поэ­зии, бегут, клеймят.

В конце письма к совести возникают лишь одни черны­шевско-некрасовские вопро­сы: ? Кто виноват и что делать?