Коммунальный бунт
С 15 декабря в городской администрации управляющая компания «Наш дом» проводит собрания собственников по установлению размера платы за содержание и текущий ремонт многоквартирных домов. Это единственная строка в платежах жителей, на размер которой они еще хоть как-то могут повлиять. Она составляет третью часть жилищно-коммунальных платежей.
С первых же дней практически на каждом собрании регламентированная повестка дня с главной темы плавно переходила на другие. На встрече жители возмущенно высказывали наболевшие вопросы по отоплению, приборам учета, начислениям, капитальному ремонту… Но в ответ от представителей УЖК слышали общие фразы.
Собрания продолжатся до 26 декабря. Однако жители, побывавшие там, смысла в них не видят: не прозрачны расчеты, а также отсутствует кворум. В УЖК «Наш дом» не скрывают: нет кворума — ставку утвердит администрация.
Тариф остается прежним
В прошлую пятницу к зданию администрации нескончаемо потоками приходил и уходил народ. В тот день собирали дома 1-й категории – им предложена ставка на текущий ремонт в 22,8 рубля с квадратного метра. К моему приходу, в 14.00, несколько качканарцев пенсионного возраста обсуждали между собой прошедшее собрание. Итогами встречи жильцы были недовольны.
– Как был дурдом, так и остался! – комментировал мужчина из дома №13 в 9 микрорайоне, жаловавшийся на проблемы с отоплением.
– Нас не устраивает ставка в 22,8 рубля, наш дом еще недавно был капитально отремонтирован! Из чего она складывается – непонятно. Если в подъезде лампочка перегорает, мы ее меняем сами. За уборку с нас никто никогда не брал, а оказывается, она входит в эту сумму. Но мы всегда сами мыли стены и окна. За что с нас берут такие суммы? – восклицали его соседки.
К трем часам в актовый зал администрации вновь стекся народ. Настрой у присутствующих был боевой, большинство – пенсионеры. Оно и понятно: работающее население в это время на работе. В начале собрания Константин Кравцов, начальник отдела по работе с населением УЖК «Наш дом», озвучил главную новость: «В этом году управляющая компания нашла возможность не повышать тариф на содержание и ремонт». Ежегодно этот тариф индексировался на уровень инфляции, а в 2016 году его и вовсе проиндексировали на 7% вместо 4-5. Отсутствие повышения не могло не вызвать удивления.
– А как получилось, что компания вдруг нашла возможность не повышать тариф? Раньше такого не было, и вдруг появилась возможность, – первым задал вопрос пожилой мужчина.
– Ведутся переговоры с подрядчиком, инфляция замедлилась… – пытался объяснить Константин Кравцов, но было неубедительно.
Следом встала женщина с первого ряда, которая громко и эмоционально начала жаловаться на результат капитального ремонта: в их доме перестала закрываться входная железная дверь. Житель Свердлова, 41, добавлял, что капитально отремонтированный дом получил проблемы с отоплением – в квартирах всего 17 градусов тепла.
– УЖК не занимается капитальным ремонтом. Выбирает подрядчика региональный фонд, нужно спрашивать с него, – поясняли в компании. – Жители спрашивают с УЖК сегодня за всю сумму, что заплатили, но если разобраться, то к нам относится только строчка «Содержание и текущий ремонт», все остальное идет ресурсникам («КТК», «Горэнерго»), региональному оператору. Мы собрались здесь, чтобы обсудить повестку по текущему ремонту, а не отчитываться.
– Нам нужно, чтобы УЖК объяснила, за что она берет такие деньги! Платим и платим, а с нас все сдирают и сдирают! – требовали в ответ жильцы.
Почему нас считают «недалекими»?
Наталья Глушкова, проживающая в доме №59 в 7 микрорайоне, побывала на собрании 15 декабря, в 9.00. По словам женщины, встреча с УЖК закончилась скандалом, присутствующих просили покинуть зал.
– Я была впервые на таком собрании. Ощущение, что управляющая компания держит жителей за «недалеких людей». На экране мы впервые увидели, из чего состоит наш тариф на содержание и ремонт (22,8 рубля), вчитаться и разобраться некоторым присутствующим (особенно пожилым) было невозможно! Могли же нас ознакомить заранее, в том же уведомлении расписать, – рассказывает женщина.
На встрече собственники просили объяснить экономические расчеты: почему, например, на мероприятия по энергосбережению заложено 2,68 рубля с 1 кв.м., а на сбор и вывоз бытовых отходов – 3,18 рубля, но представители УЖК ушли от ответа.
– Они пытались донести до нас главную мысль, что тариф не повышают. Но откуда это все взялось, не могут объяснить. Извините, в УЖК такой штат работников! Для чего, если не могут объяснить? Люди спрашивали, но ни одного ответа не получили, кроме общих фраз. Представители УЖК предложили проголосовать за повестку, но мы хотели в нее включить еще один пункт. Изменить повестку нам не дали, сказав, что не имеем на это права. Получается, собственники должны безоговорочно принимать условия УЖК. Я предложила перенести собрание, нам снова отказали: кворума нет, а значит, решение по ставке примет администрация. Получаются двойные стандарты: для принятия повестки кворум есть, а по другим вопросам нет. Мы написали заявление, что собрание не состоялось, так как представители компании были не готовы. Никаких конструктивных предложений по нашим дальнейшим действиям не услышали. Нас попросили просто покинуть помещение, побывать на следующем не разрешили. Я не собиралась оставаться там, но мне не понравилось, что нас попросту начали выгонять. К моему удивлению, в зал вскоре зашел Василий Румянцев: то ли случайно, то ли разгонять народ, мы так и не поняли. В УЖК к собранию могли подготовиться лучше, и не относиться к нам так, словно мы изначально ничего не понимаем, – говорит Наталья.
Жители дома №2 в 8 микрорайоне после подобного собрания написали письмо в редакцию, указав, что представленные расценки УЖК раздуты и требуют пересмотра. А качканарцы, проживающие в 18-м доме 11-го микрорайона дошли до прокуратуры. 18 декабря они написали три заявления с жалобой на работу УЖК: в прокуратуру, жилищную инспекцию и Роспотребнадзор (темы касались работ по текущему ремонту за 2017 год).
– В УЖК должны понять, что мы не отказываемся платить, просто хотим знать: сколько и куда начисляется, как используется. Надоело уже слышать: «Денег нет, за вашим домом долг». В УЖК либо не умеют считать деньги, либо что-то скрывают, – говорит Раиса Ельцова.
P.S. Представленная картинка с собраний полностью отражает положение дел в коммунальной сфере на сегодняшний день. Повышенная активность собственников в вопросах ЖКХ означает одно: жилищно-коммунальные платежи больно ударяют по их карману.
Некоторые дома десятилетиями не видят ремонта в подъездах, хотя жильцы исправно платят, другие зимой вынуждены за 2000 рублей в месяц платить за отопление включать обогреватель и ходить в тёплых носках, по часу ждать горячей воды из крана… Большая часть проблем не решается из года в год, а накапливается как снежный ком, поэтому неудивительно, что качканарцы стали открыто высказываться, требовать улучшений и контроля. И это правильно.
Вот только почему-то держит ответ за всех (энергетиков, коммунальщиков, регионального оператора, РЭК и правительство РФ, которое придумывают нелепые законы) только лишь управляющая компания. Быть может, стоит спросить и с других: с энергетиков, что пытаются перекрыть свои «потери» за счет жителей и не обновляющих энергосистемы; с регионального оператора, нанимающего нерадивых подрядчиков на капитальный ремонт; с «верхов», что ежегодно придумывают новые строчки в нашей платежке?