Качканарские звездочки: нечеловеческая дорога к славе

Понедельник,18.04.2016  10:11
Рубрики: Город, Культура

Просмотров:[post_view]
Юлия Ларионова

В марте-апреле в городе традиционно проводится фестиваль «Качканарские звездочки». Детсадовцы, школьники и воспитанники творческих коллективов по­казывают свои таланты. Фестиваль-конкурс проводится в несколько этапов: сначала школьный или детсадов­ский отборочный тур, потом городской отборочный этап в Доме детского творчества, а для профессио­нальных коллективов – во Дворце культуры и, наконец, большой гала-концерт, в котором принимают участие лучшие из лучших, также традиционно проводится на сцене ДК.

Конечно, из сотен номеров, которые готовят детские сады и общеобразовательные и профессиональные школы города, выходят в финал не все. Но у каждого маленького качканарца весной есть возможность оку­нуться в эту бешеную творческую круговерть репетиций и выступлений. Мандраж перед концертом охватывает не только детей и родителей, но и педагогов. И насколь­ко бывают разочарованы участники, не заняв призового места, настолько бывают разочарованы в итогах кон­курса и педагоги.

51

Можно ли считать «Качканарские звёздочки» праздником?

Накануне гала-концерта в редакцию обратилась педа­гог одного из детских садов города с большим обраще­нием к организаторам фе­стиваля.

26 марта в Доме детского творче­ства прошел второй отборочный тур участников фести­валя среди дошкольных об­разовательных учреждений города. К сожалению, данное мероприятие не отвечает требованиям фестиваля го­родского масштаба, целью проведения которого яв­ляется массовость, доступ­ность и для взрослых, и для детей, где можно «показать себя и посмотреть других выступающих».
Люди искусства — руково­дители коллективов различ­ных жанров детского твор­чества, а также педагоги, родители и их дети хорошо прочувствовали на себе, что это мероприятие вовсе не праздник для детей и взрос­лых. Это — что-то другое, не­объяснимое, но проводимое из года в год в нечеловече­ских условиях ДДТ.
По определению любой фестиваль — это массовый праздник, торжество для его участников и зрителей. Мож­но ли считать праздником «Качканарские звездочки?» Нет, нельзя по некоторым моментам организации, ко­торые повторяются из года в год. Со мной согласятся многие руководители твор­ческих коллективов, что в условиях ДДТ проводить массовое мероприятие го­родского масштаба просто нельзя, нет соответствую­щих условий: нет простор­ного зала, оборудованной сцены, хорошей аппаратуры, нет заинтересованности в создании комфортных усло­вий для детей.
Фестиваль детского твор­чества проводится с опре­деленной целью, имеет кон­кретные задачи и специфику проведения для разных воз­растных групп участников. Фестиваль существует для приобщения к миру искус­ства детей талантливых, которых необходимо под­держать в их творческом развитии, создавая необхо­димые условия по принципу «Все лучшее — детям!»
Что наблюдаем ежегодно мы?
Второй этап — отбороч­ный тур для заключительно­го концерта во Дворце куль­туры — проводится на базе Дома детского творчества.
Условия следующие: зал вместимостью около 100 че­ловек, небольшая сцена со слабым освещением; душ­ный непроветриваемый зал (в десятых числах марта в городе был карантин). За дверью зала — столпотворе­ние родителей с детьми. У входа — охранник, который никого не впускает до окон­чания выступления участни­ков. На замечание: «Могли бы здесь в коридоре банкет­ки поставить, чтобы родите­ли с детьми присели» — он ответил: «Скажите спасибо, что вам зал предоставили и комнаты для переодевания». В комнате для переодевания артистов 3-6 лет стоит два стола, два стула, мат спор­тивный на полу и больше ничего. Стулья в этом заве­дении — большой дефицит. Ложкарям потребовались всего 10 стульчиков, которые пришлось везти из детского сада: Дом детского творче­ства обеспечить эти стулья не смог.
Вернемся в комнату для переодевания. Мамы, папы, бабушки не знали, куда прит­кнуться. Переодевали детей прямо на подоконниках, кто-то сидя на столах, кто-то на полу, на тех самых матах, кто-то в туалете. Весь этот процесс до выхода на сцену длился 1 час 10 минут. А до­школьники не выдерживают такой нагрузки, им необхо­димо расслабиться, отдох­нуть, начинаются капризы, слезы. Вот он, первый мо­мент «радости» фестиваля.
Далее родителей ожидала еще одна «радость» — зайти в зал, занять место и нако­нец-то отдохнуть, насла­ждаясь искусством, удалось не каждому, мест не хватало даже детям.
Распахнулись двери зала, и оттуда вышли родители с детьми — вспотевшие, устав­шие, многие недовольные. Я попросила проветрить зал, в котором давно закончился кислород, но никто этого не сделал, нас торопили на сце­ну, так как время выхода уже затянулось, коллективы вы­ходили позже назначенного времени. Тех родителей, чьи дети выступили, попросили освободить зал.
Отсюда и вывод — фе­стиваль не отвечает своим функциям: никакой массо­вости зрителей, никакого обмена опытом и даже ни­какой возможности просто послушать других детей, посмотреть концерт. Фак­тически каждый ребенок был на «фестивале» 2-3 ми­нуты, пока выступал на сце­не, а далее он должен поки­нуть зал. Остальное время пребывания — ожидание «праздника» в комнатах и коридорах.
В жюри оценивали высту­пающих два человека: ди­ректор ДДТ Алена Лобанова и хореограф ДШИ Светла­на Сергеева. Вокалистов не было, хотя большую часть программы представляют вокальные номера. Очевид­на необъективность оценки номеров. В жюри должны быть люди, знающие воз­можности, например, уро­вень певческого диапазона и другие параметры. Музы­кальные руководители дет­ских садов должны входить в состав жюри и более того, возглавлять его во время от­борочного тура.
Звуковое оформление ча­сто подводило участников, отключались микрофоны, или их просто забыли вклю­чить. Девочка с ангельским голоском ушла со сцены со слезами, когда поняла, что микрофон не работает. Этот момент у ребенка останется в памяти надолго, и, возмож­но, мы, взрослые, на корню загубили ее талант.
Наблюдая мероприятие, надо отметить последний процесс «радости» «фести­валя»: «Наконец-то мой ребенок выступил, и я могу покинуть это здание, но неприятный осадок от та­кого праздника останется надолго».
По итогам отборочного тура на сцену Дворца куль­туры пройдут 30-40 участ­ников из примерно 150 но­меров, предоставленных на фестивале. Но это совсем не значит, что остальные дети не талантливы, что их руко­водители бездарны. Это во­все не так. Просто коммер­ческая система отношений не позволяет пробиться на сцену очень многим талант­ливым людям и охватить все таланты, достойные сцены Дворца культуры. Этот про­цесс мы наблюдаем сегод­ня и в шоу-бизнесе, здесь, кстати слова «талантам надо помогать, бездарности про­бьются сами».
Когда-то в былые времена фестиваль детских талантов проходил во дворце три дня: старшеклассники-подростки .школьники среднего звена, дошкольники. Три дня шли концерты при 100-процент­ной наполняемости зала. Были счастливы и взрослые и дети.
Мы надеемся, что руково­дители города, Управления образования, нас услышат и пригласят творческих руко­водителей дошкольного об­разования за круглый стол для обсуждения темы.

Людмила Перевалова,

работник культуры,  в прошлом — художественный руководитель Дворца культуры.

51

Любой конкурс предполагает сравнение

Это критическое письмо мы попросили прокоммен­тировать руководителя Дома детского творчества Алену Лобанову. Она с автором обращения категорически не согласна.

— Каждое мероприя­тие проводится по опре­деленным правилам. В положении о проведении фестиваля «Качканарские звездочки-2016» прописано следующее: «Цель фестива­ля — создание условий для творческой самореализации детей и подростков. Задачи фестиваля: выявление и рас­крытие творческого потен­циала детей и подростков; формирование патриотиче­ской и гражданской пози­ции; развитие семейного ху­дожественного творчества; расширение творческих свя­зей, обмен опытом; поиск новых форм и методов твор­ческой самореализации де­тей; формирование интереса к декоративно-прикладному и техническому творчеству, российским праздникам и народным традициям».

Если внимательно озна­комиться с условиями про­ведения мероприятия, то станет понятно каждому, что в ДДТ 26 марта прово­дился конкурсный отсмотр номеров, а не концерт, на котором создаются условия для привлечения макси­мального количества зри­телей. Такой доступный для каждого концерт будет про­веден 15 апреля во Дворце культуры.

Для примера, открытый городской фестиваль «5 бал­лов», который ежегодно про­водят наши соседи – Нижняя Тура — отборочный тур про­водится вообще за закрыты­ми дверьми, за кулисы допу­скается лишь руководитель номера. Родители же ждут в фойе Дворца. И такая прак­тика на отборочном этапе практикуется достаточно часто на различных фести­валях.

Что касается входа в зал, то охранников в ДДТ нет. Для меня странно слышать из уст педагога, что не впу­скать в зал до окончания номера — это неправильно. А как же культура поведе­ния взрослых людей и ува­жение к другим детям? Или чужие дети меньше волну­ются, и ходить по залу в то время, когда ребенок вы­ступает на сцене – абсолют­но нормально?

Зачем устраивать столпо­творение в коридоре у входа в зал, если для каждого дет­ского сада было выделено помещение, где можно было дождаться времени своего выступления?

В нашем учреждении нет стульчиков для дошкольни­ков, специфика нашей дея­тельности другая. Но все же хотелось бы узнать у автора, на каких конкурсах органи­заторы предоставляют рек­визит по требованию руко­водителей номеров? Я таких учреждений не знаю, где не нужно было бы везти с со­бой декорации и реквизит, обеспечение номера входит в обязанность руководителя номера.

Для участия в фестивале каждое учреждение предо­ставляло заявку, в которой указывался хронометраж номера. В соответствии с заявками был составлен график выступления на от­борочном туре. Всем руково­дителям на репетиции был график озвучен. Зачем нуж­но было собирать детей с та­ким запасом времени, чтобы они томились в ожидании больше часа? За все время проведения отборочного тура регламент проведения сбился на 12 минут, да и то постепенно вошел в нор­мальный график. Не думаю, что столь незначительная задержка во времени могла сыграть существенную роль в подготовке детей к высту­плению.

19 номеров из 62 пред­ставленных на отборочном туре были в номинации «Вокал», что не составляет даже трети от общего коли­чества и никак не большую часть. Мне непонятно, по­чему автор статьи не заме­тил третьего члена жюри Нину Тархову, педагога с образованием «Руководи­тель академического хора», абсолютно компетентного специалиста. Не разделяю мнения, что в жюри долж­ны входить музыкальные работники детских садов и даже его возглавлять. А где же принцип объективно­сти? Сам подготовил и сам же себя оценил?

По поводу слез на сцене. Дети плачут из-за того, что не могут справиться с волне­нием перед большой ауди­торией. Такое, к сожалению, случается ежегодно. Не все дошкольники психологи­чески готовы к публичному выступлению.

Всего на отборочный тур было заявлено 62 номера, из них в гала-концерте примут участие 23 номера, то есть больше трети номеров будет представлено на большой сцене. И никто не говорит о том, что остальные дети не талантливы. Но любой конкурс предполагает срав­нение. Если руководитель соглашается на условия кон­курсного отбора, значит, он должен понимать, что есть разный потенциал и раз­ное качество исполнения. Как аналогию могу приве­сти следующий факт: в дет­ском саду детей значительно больше, чем то количество, которое руководитель гото­вит на фестиваль. Они, по мнению руководителя, без­дарны? По какому-то ведь принципу руководитель от­бирает детей для постанов­ки номера, а значит, изна­чально выделяет их из всех остальных?

Не могу назвать год из тех былых времен, когда последний раз фестиваль проводился в указанном формате. Зато помню, как проводились отборочные туры на протяжении не­скольких недель на базе дет­ских садов и школ, вообще без использования микро­фонов и в отсутствии сце­ны. И гала-концерт на сцене КЦО «Урал» тоже помню.

Да, наверное, было бы неплохо, если бы все отбо­рочные туры проводились на сцене Дворца культуры. На данный момент в рам­ках муниципального зада­ния для фестиваля выделено только два дня: отборочный тур для профессиональных коллективов и гала-концерт.

Круглый стол для руково­дителей, принимающих уча­стие в фестивале «Качканар­ские звездочки», проводится ежегодно. Запланирован та­ковой и в этом году. Поль­зуясь случаем, приглашаю к диалогу всех заинтересо­ванных в повышении каче­ства проведения фестиваля 20 апреля: в 10 часов – для участников группы «Профи», в 12 часов – для дошкольных учреждений, в 15 часов – для школ. Круглый стол внесен в городской план работы и бу­дет проведен в ДДТ. Мы го­товы к конструктивной кри­тике, мы готовы учитывать обоснованные замечания.

Как рассказывает Алёна Лобанова, конечно, нельзя говорить, что все абсолютно довольны.

— Любой творческий конкурс – это субъективная оценка. К сожалению, его нельзя привести к однознач­ной системе, как в матема­тике: «дважды два — четы­ре» и никак иначе. Очень часто руководители сталки­ваются с ситуацией, когда на одном фестивале номер становится победителем, а в другом его вообще не рас­сматривают как призовой. Поэтому были обсуждения результатов, приходилось комментировать выступле­ния и объяснять промахи. Но это ведь конкурс! И оцени­вается выступление здесь и сейчас без скидок на случай­ности, ошибки, волнение. Ну, а детей нужно готовить и к неудачам, с ними в жиз­ни приходится сталкиваться каждому.

Остается добавить, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мы же го­товы учитывать ошибки в своей работе и не допускать в будущем.

P.S. Частично мы согласны с автором письма. Действительно, почти 10 лет назад, когда отборочные туры проходили во Дворце культуры, у всех родителей была возможность посмотреть, насколько талантливы их дети. Сейчас же на сцене ДК блистать будут только лучшие. И, как правило, они же — учащиеся профессиональных школ. Все школьные педагоги опираются на них в подготовке своих номеров, как вокальных, так и танцевальных. В итоге талантливые детки участвуют в двух-трех номерах от школы и еще в одном-двух — от своего творческого коллектива. Нагрузка на детей ложится колоссальная, но результат стоит того. А детки со средними способностями, для галочки отметившиеся в школьных турах, так и останутся незамеченными. Потому что действительно «отсмотр» конкурсных номеров перед гала-концертом и условия в ДДТ, пусть их и назвали нечеловеческими, не предполагает зрителей. Детей собрали в школе-садике, отвели в ДДТ, они спели-станцевали и ушли домой. А как же слезы умиления на глазах родителей, бабушек, дедушек? К сожалению, родные поболеть за своего ребенка не могут. Ну, не поместятся все желающие в зал Дома детского творчества.
И тогда, возможно, необходимо продумать и организовать в каждой школе или детском саду отдельный, составленный только из номеров для «Звездочек» концерт для родителей, где они смогут полюбоваться своими детьми. Но это тогда будет совсем уже не городской фестиваль.

Поделиться:

комментария 3

  1. Pehckin:

    18.04.2016 11:37

    Как я понимаю. Мы с женой прошли через это,  года четыре или пять назад. Ребята тогда прошли и отборочный в ддт,  и победили на гала. 

  2. Марина:

    18.04.2016 12:55

    посмотрела на местном ТВ концерт из ДДТ. пели дети и соло,  и дуэтами. может это и был отборочный тур, потому что сидело жюри. звук шокировал, музыку то еле слышно, то гремит, голоса теряются. качество звука ужасное. смотрелось все, как самодеятельность в сельском клубе 20 века. согласна с автором статьи. деток и педагогов больше жалко, чем радуешься за них.

  3. юм:

    18.04.2016 14:56

    Алена Лобанова: “Такой доступный для каждого концерт будет проведен 15 апреля во Дворце культуры.” – очень доступный, вход по пригласительным билетам

Посчитайте: