Качканарские доноры нуждаются в пункте приёма крови
Для осуществления благородной цели они вынуждены ездить за 100-200 километров в другие города
— Поднимите, пожалуйста, в газете тему донорства! В городе по-тихому прикрыли донорский пункт, как будто и не надо его в Качканаре. Все ездят сдавать кровь в Екатеринбург. Разве это нормально? У нас ведь не сельпо! Как так получилось, что такое важное и благородное дело у нас в Качканаре загубили? — обратилась в редакцию Ирина.
Надо отметить, что качканарские доноры о своих трудностях сообщают «Новому Качканару» уже не в первый раз. Мы считаем, что такое важное дело должно поддерживаться и поощряться, а потому решили вынести эту тему на всеобщее обозрение.
В процессе подготовки материала выяснилось, что тема донорства окутана туманом. Понять, кто отвечает за размещение филиалов по городам, было невозможно. Качканарская ЦГБ сообщила, что с вопросами о пунктах приема крови нам следует обратиться в «Областную станцию переливания крови». Запрос мы туда, конечно, направили, но вот ответ оттуда мы получили совершенно неудовлетворительный.
В официальном запросе мы задали следующие вопросы. Почему в Качканаре нет пункта приема донорской крови? Где в Свердловской области можно сдать донорскую кровь? Есть ли вероятность, что в Качканаре в ближайшие несколько лет будет свой пункт приема?
А вот какой ответ мы получили от заместителя главного врача «Областной станции переливания крови» Максима Галимова.
— На сегодняшний день в структуре ГАУЗ СО «Областная станция переливания крови» прием доноров ведут 4 подразделения и 10 отделений заготовки крови. Все они обеспечивают потребности Свердловской области в донорской крови и ее компонентах. Доноры Качканара могут обратиться на станцию переливания крови в Нижний Тагил или любое подразделение ГАУЗ СО «ОСПК».
В ответе нет ни слова о том, почему пункта приема крови нет в Качканаре и появится ли он.
На официальном сайте Службы крови также нет и намека на информацию, где мог бы содержаться ответ на интересующие нас вопросы. Но их мы задали в электронной форме обратного обращения. Это единственное средство связи, которое предлагает сайт. К сожалению, ответа мы не получили.
На основе отсутствия пункта приема крови в Качканаре и сообщения Ирины о том, что для сдачи крови донорам приходится ездить в Екатеринбург, возникает логичный вопрос. Неужели для качканарских доноров нет места более близкого, чем то, которое находится от них в 250 километрах?
Максим Галимов ответил, что с полным списком городов, где есть пункты приема донорской крови, можно ознакомиться на их сайте по ссылке: https://svblood.ru/about/heads/.
Мы ознакомились с этим списком. Оказалось, что пункты приема существуют не только в крупных городах области. Пункты приема донорской крови действуют в Екатеринбурге, Каменске- Уральском, Первоуральске, Нижнем Тагиле, Краснотурьинске, Алапаевске, Асбесте, Верхней Пышме, Ирбите, Камышлове, Красноуфимске, Полевском, Реже, Сухом Логе и Тавде.
Некоторые из перечисленных городов имеют население меньше, чем в Качканаре, но, тем не менее, даже там есть донорские пункты. А потому вопрос Ирины, почему загублено такое важное дело в Качканаре, очень актуален. Главный девиз Службы крови: больше доноров — больше жизни. По такой логике благое дело должно популяризироваться, а вместе с тем и должны создаваться условия для того, чтобы кровь сдавали как можно больше людей. Конечно, не трудно предположить, что вместе с закрытием пункта в Качканаре уменьшилось количество горожан, которые являются донорами: ведь не все могут позволить себе поездку в Нижний Тагил или Екатеринбург.
Наша читательница, почётный донор Вера Прибытова рассказала нам, на какие ухищрения донорам Качканара приходится идти, чтобы сдать кровь в Нижнем Тагиле.
— Я сдаю кровь 3-4 раза в год, то есть раз в квартал, — рассказывает Вера Петровна. — Делаю это с февраля 2003 года. Раньше мы сдавали в Качканаре, потом произошла оптимизация, и в декабре 2011 года пункт закрылся. Сейчас нам приходится ездить в Нижний Тагил и Екатеринбург. На днях я разговаривала со знакомым, который ездил в Нижний Тагил, чтобы сдать кровь, но его там по какой-то причине не приняли и отправили в Первоуральск.
Чтобы добраться до Нижнего Тагила, иногда приходится выезжать в 2.30 на автобусе, чтобы была возможность обратно на 9.30 уехать на электричке. Иногда договариваемся с попутками. Сложность здесь в том, что нужно заранее записаться в больницу на сдачу крови. То есть нужно подстроиться и под запись, и под работу, и под попутки, и под наличие билетов на автобус. Конечно, все поездки за свой счёт.
С такими проблемами сталкивается не только Вера Петровна. Только она знает еще как минимум 10 человек, кто ради сдачи крови проходит через те же тернии, что и она. Особенно тяжело подстраиваться тем донорам, кто работает в КГОКе. Может показаться, что 10 человек для открытия пункта приема крови — слишком мало. Однако это не так. Количество доноров в Качканаре значительно снизилось именно из-за отсутствия возможности сдать кровь по месту жительства.
— Когда пункт приема был в Качканаре, у нас было очень много желающих, — продолжает рассказ собеседница. — Люди с 4 утра занимали очередь. В специалистах тоже не было нужды. Все, кто принимал кровь, были качканарскими. До сих пор они все работают в городской больнице. Все сотрудники очень аккуратно брали кровь, знали уже все венки.
К сожалению, официальной статистики, сколько человек в Свердловской области являются донорами, нет.
Неустанно можно и нужно повторять, что сдача крови — дело благое. Например, моя собеседница решила стать донором после того, как лично столкнулась с нуждой в донорской крови для близкого человека. Были и в Качканаре случаи, когда человеку срочно требовалась кровь, сдавать которую отправились все его коллеги.
Оптимизация катком прошлась буквально по всем отраслям медицины. Донорство не стало исключением. Конечно, оптимизировано все было не из-за ненадобности, а из-за банальной экономии. За 9 лет отсутствия подразделения в Качканаре менее необходимой кровь не стала.
— В прошлом году осенью в Нижнем Тагиле было мало запасов крови первой отрицательной. Они звонили мне лично, просили приехать. На тот момент они целенаправленно принимали только первую отрицательную, третью и четвертую положительные. Такие моменты важно не допускать, потому что после забора кровь должна пройти еще полгода карантина. В течение этого времени выявляются такие заболевания, которые невозможно определить при первичном анализе.
Я работаю в детском саду, а потому постоянно ставлю все необходимые прививки и ежегодно прохожу медосмотр. Такая кровь ценится намного больше для переливания. Врачами очень приветствуются такие постоянные доноры, — говорит Вера Прибытова.
Ценность людей, кто жертвует свою кровь ради здоровья других людей, настолько велика, что у них имеется ряд льгот, чтобы поддержать их в этом деле. Положительным опытом работа с постоянными донорами является не только для сдающих кровь, но и для тех, кто эту кровь собирает. Работать с уже имеющейся базой доноров намного проще, чем постоянно привлекать новых.
В конечном счете все неудобства в этом деле сводятся к тому, что принятая от донора кровь сегодня — это спасенная жизнь завтра. А потому так важно, чтобы дефицита донорской крови не было, а желание людей развивать это дело поддерживалось.
Кто может стать донором?
Необходимо помнить, что не каждый человек может стать донором, существует ряд противопоказаний: ограничения по возрасту (с 18-ти лет), наличие прописки на одном месте жительства не менее одного года (для получения информации по эпидемиологической обстановке), а также состояние здоровья. Потенциальный донор должен внимательно, с пониманием отнестись к этим требованиям, донор должен быть практически здоровым, так как их кровь будет перелита больному.
На сайте службы крови есть онлайн анкета, заполнив которую можно узнать, сможете ли вы стать донором