Карты, деньги, два проекта
Непростые, но массовые общественные слушания прошли в пятницу, 3 мая, в администрации города. Слушания касались внесения изменений в генеральный план Качканарского городского округа. Последний план был принят в 2013 году, определяет он перспективные территории развития до 2035 года. Изменения в нем были вызваны необходимостью внесения корректировок. Из-за ряда несостыковок генплан не согласован в области, а значит, город не может жить в соответствии с ним.
На слушания в пятницу пришли три десятка жителей, кто-то даже с маленькими детьми. 307-й кабинет на удивление был заполнен обычными качканарцами. В прошлые годы на публичных слушаниях присутствовали всего один-два горожанина. С трибуны перед собравшимися выступал разработчик плана — Иван Бурнатов, представитель подрядной организации из Екатеринбурга «С-проект». Он пояснил, что генплан был доработан по заключению министерств Свердловской области, были внесены изменения по предложению Евраз КГОК, а также исключены из границ города территории твердых бытовых отходов (ТБО) и газораспределительные станции.

Итак, что изменили в генплане?
Во-первых, оказалось, что кладбище в Валериановске располагается на территории месторождения пресных подземных вод, а это запрещено по Водному кодексу. Как пояснил разработчик, информация о границах месторождения была получена из Министерства природных ресурсов. В результате предлагается закрыть это кладбище, а точнее, прекратить там захоронения.
В том же месторождении пресных подземных вод оказался и шламонакопитель, а точнее — один из отвалов Качканарского ГОКа. В проект внесены предложения по ликвидации этого отвала и рекультивации территории после 2035 года. В дополнение в плане поселка была скорректирована южная граница в соответствии с данными кадастрового учета и данных комбината, убрана планируемая жилая застройка.

Присутствующие Владимир Георгиев и Геннадий Русских высказали свое удивление по обнаруженному месторождению вод.
— Насколько я знаю, в свое время вся область искала резервный источник водоснабжения. При проектировании горных работ обязательно исследуется территория. Там есть Большая Гусева, Малая, а больше вроде бы нет. Источники искали даже в районе Бушуевки, а потом создали Верхневыйское водохранилище, но чтобы в районе Валериановска она была — это открытие, — комментировал Владимир Георгиев.
— У нас есть официальный ответ, что на территории города пресных вод нет, — добавлял Геннадий Русских.
В результате вопрос по водам решили уточнить. Все согласились, что эти факты вызывают недоумение: по данным министерства природных ресурсов вода есть, а по другим данным — ее нет.
Во-вторых, что изменят на Именновском. Со слов разработчика, оказалось, что часть территории поселка попадает в охранную зону магистрального газопровода. В области выдали заключение — данный участок нужно срочно убрать из границ населенного пункта.
Что касается захоронений на Именновском, то они также попали в охранную зону газопровода — одно частично, второе полностью. Поступило предложение прекратить и там захоронения. Где будут хоронить? В администрации ответили, что есть новое кладбище.
В-третьих, в план нужно ввести следующие изменения по Качканару. Было установлено, что на небольшой территории поселка «Форманта-1» проходит ЛЭП-110. На карте она указана проходящей по улице Новая-2 (рабочее название улицы), фактически это улица Тагильская. В связи с тем, что требования к зоне ЛЭП усилились с того времени, и было вынесено заключение. В области данную ЛЭП предложили заменить кабельными линиями. Вот только есть одно «но»: участки на Форманте-1 были запроектированы еще в 1990-е годы, люди получили там земли и уже успели начать строительство. Как пояснили в администрации, участки люди уже не освободят, тогда нужно предпринимать охранные мероприятия. Точную длину участка было решено также установить и провести мероприятия по установке кабельных линий.
Еще из границ Качканара было предложено исключить территории полигонов твердых бытовых отходов и газораспределительной станции. Как пояснил разработчик, было установлено: часть зоны городского полигона ТБО попадает на охранную зону магистрального газопровода. Размещение отходов там запрещено, поэтому полигон предлагается закрыть. Часть полигона Поток-2 тоже попадает в охранную зону газопровода, но частично. В результате незапрещенную часть полигона предложено продолжать использовать, а также выделена площадка под планируемый полигон ТБО. Санитарные защитные зоны текущего полигона и планируемого попадают на территорию г.Лесной, администрация которого дала согласие на размещение нового полигона. Представитель полигона рассказал, что до 2025 года он еще не заполнится. Сегодня он работает на треть своей мощности. Варианта два: или перекладывать газопровод, или новый полигон. И, вероятно, будет строительство последнего.

Долго обсуждаемым и самым спорным вопросом оказался перевод нескольких кварталов лесов в земли населенных пунктов. Все бы ничего, вот только часть из этих лесов предназначены для реализации главного проекта Сергея Набоких — строительства горнолыжного комплекса. И представители комбината на общественных слушаниях высказывались на эту тему категорично, в отличие от пришедших на встречу жителей.
— Какое целевое назначение земель — 35-38 кварталов? — спрашивал Николай Демченко, бывший работник отдела архитектуры администрации, а ныне сотрудник Евраз КГОКа.
— Это рекреационная зона под горнолыжный комплекс, — отвечал Сергей Набоких.
— Но на эти кварталы налагается санитарная зона Собственно-качканарского месторождения, — продолжал представитель КГОКа.
А присутствующий здесь Владимир Мартынов добавил, что на участках 35-38 кварталов в перспективе с 2021 года должен спускаться карьер.
— Мы или должны договариваться, или что-то исключать, — отмечал депутат и один из руководителей по развитию СКМ и представил главе официальный ответ от Евраза.
— Территория, которая выделена под рекреацию и где планируется строительство ГЛК — они не совмещены с карьером. Основная санитарно-защитная зона составляет 1000 метров, — отвечал Сергей Набоких. — Уверен, эти вопросы совмещаемы, одно другому не мешает, просто в рабочем порядке нужно согласовать проект ГЛК и проект СКМ. Технически согласование — возможно. Губернатор поддержал этот проект, а также федерация по программе развития моногородов. Если убрать рекреационную зону, то совершенно точно не спроектируется ГЛК.
— Если ее оставить, тогда не спроектируется карьер, — сказал Владимир Мартынов.
Председатель думы Геннадий Русских все это время также не молчал. Он, как и прежде, уверен: разговоры о ГЛК — это сказки и бред, эти слова он повторял несколько раз. При этом он упоминал и губернатора, отмечая, что якобы тот не одобрял проект ГЛК, а лишь сказал, что все должно быть по закону.
— Все должно быть по закону, — вторил и Геннадий Владимирович. — А у вас есть данные геологоразведки, что на месте трасс нет месторождений руд?
— Есть данные, что районы залежи руды определены, разработки хватит минимум на 100 лет. Другой разработки пока не намечается, — отвечал Сергей Набоких.
Позиция большинства представителей Евраза была однозначной — размещение ГЛК рядом с СКМ жизненно опасно и однозначно не совместимо.
— Предыдущий горнолыжный комплекс построили при УГМК, при этом взрывы проводили на Западном карьере. Но вот почему ее убрали и почему дети с 2006 года там не катаются — это отдельный вопрос. Трасса функционировала бы и сегодня, если бы отдельные лица не приняли решение о ее закрытии. Точно так же непонятно, как соотносятся Северный карьер и поселок Валериановск, — спрашивал качканарец Александр Бугаевский. — У нас есть отличный рельеф, но мы его никак не используем. Я знаю, что мой ребенок может развиваться спортивно на этой трассе. Не будет проекта — не будет ребенок развиваться в этом спорте. Уверен, нужно шаг сделать в сторону развития проекта.
— Законный, — вновь уточнял Геннадий Русских.
В общем, на реплики сторонников ГЛК противники говорили: «Что вы знаете о разлете?» и «Курорт — что это? Он никому не нужен». Но большинство присутствующих качканарцев не могли с этим согласиться. Сергей Набоких повторял, что проект ГЛК на горе Качканар имеет принципиально лучшие характеристики на Урале, это дает проекту большое преимущество, на него рассчитывают и частные инвесторы, готовые выделить большие деньги — 5,8 миллиарда рублей. Спорный вопрос обсуждался не впервые, равно как и то, что по нему еще предстоят долгие дебаты.
Все вопросы и замечания, озвученные во время общественных слушаний, было решено занести в протокол. Утверждение изменений в генплан — впереди, обсуждения продолжатся на одном из будущих заседаний думы. Присутствующие качканарцы были настроены поддерживать не только развитие комбината, но и развитие города и, в частности, строительство горнолыжного комплекса.
В личной беседе позднее мы спросили Геннадия Русских: «Что, если Ростехнадзор одобрит одновременное расположение СКМ и ГЛК на горе Качканар?». Спикер ответил, что, кроме Ростехнадзора, есть и другие инстанции, а также не исключил присутствие коррупциогенного фактора в решении этого вопроса. Означает ли это, что противники ГЛК могут воспользоваться рычагами давления на государственные структуры?