Как узнать жизнь через сказку
Через сказку учат ребят в клубе «Милосердие», где занимаются дети с церебральным параличом. Направление это называется сказкотерапией. Именно через проигрывание эпизодов сказки и обсуждение поведения главных героев дети познают жизнь, разбирают трудности, снимают свое эмоциональное напряжение и учатся находить общий язык с другими людьми. Многим из них, поверьте, это удается с трудом.
Занятия проходят еженедельно в сенсорной комнате Дома детского творчества. Кто был там, знает, что она оснащена различными приборами со светоэффектами. Дважды в неделю ребята приходят сюда, чтобы проиграть сказку. Для кого-то она звучит впервые, для кого-то нет.
— Ребята, слышали о золотом сердце? Что это значит? — интересуется педагог Татьяна Долгих в начале занятия.
— Это доброе сердце, — отвечают они.
— А бывает каменное сердце?
— Да! А еще бывает грустное, веселое…
— Сегодня в сказку нам поможет отправиться ваше сердечко, положите руку на сердце и слушайте, — продолжала рассказчица.
В комнате вдруг гаснет свет, а на стене появляются световые эффекты, звучит приятная музыка, вовлекающая в сказку «Снежная королева»:
— В одном небольшом городе жили двое бедных детей Кай и Герда. Они не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра, родители часто разрешали им ходить в гости и сидеть на скамеечке около роз. Как прекрасно благоухали кусты роз…, — читала наставница.
После этих слов Славику, Владику, Маше и Ксюше предложили в буквальном смысле ощутить аромат цветов и каждому из них поднесли ароматическое саше. Так же, как главные герои, они таким образом пытались понять настроение Кая и Герды.
— Ах, какие розы! Как пахнет, — говорили ребята, а затем слушали продолжение сказки.
Вскоре квартет перевоплотился на время в снежинки и под музыку закружился по комнате, правда, плавные движения получались не у всех, но кто-то даже пытался вальсировать. Затем ребята испытали на себе, каким стал Кай: резким, грубым и злым. Эта эмоция удавалась не всем, но они старались.
— Вот мы друг на друга позлились, а теперь помиримся. Давайте обнимемся! Я вас всех люблю! — добавляла Татьяна Александровна и крепко обнимала детей.
И они обнимали ее в ответ. За 40 минут занятия дойти до конца сказки непросто: ребята быстро устают и теряют внимание. Но они с большим интересом старались проживать все, с чем приходилось столкнуться маленькой Герде: катались на санях, называли цветы, которые растут в саду, и вновь вальсировали. Сказка была для них настоящей терапией.