Как мы составляли социальную карту города
Как часто вы жалуетесь на жизнь? Часто? Тогда, возможно, этот материал адресован вам. Свои жалобы, недовольства попробуйте адресовать тем людям, о жизни которых пойдет речь. Да, я говорю о людях с ограниченными возможностями, или, как их принято называть, инвалидах, точнее об их жизни в нашем городе.
Созданы ли в Качканаре условия для благополучной жизни инвалидов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я провел эксперимент. Суть его такова: я выбрал 12 жизненно важных для человека мест: больницы, банки, магазины и даже отделение полиции. В каждом из выбранных мест я проверял наличие пандусов и других вспомогательных средств для инвалидов, а также задавал вопросы людям, которые выходили на мой звонок, проводил так называемый социальный мониторинг. Я выяснял, приспособлены ли учреждения для людей с ограниченными возможностями.
![Этот магазин может обслужить людей с ограниченными возможностями: есть и пандус, и кнопка](https://xn--80aaaf9agbtgd4a3f4b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/08/DSC04101-500x333.jpg)
Итак, мой эксперимент стартовал. И первым пунктом проверки была Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Многофункциональный Центр в 8 мкр. Я сделал звонок и сразу же, выглянув из окна, мне открыла работница центра. Зайдя внутрь, я отметил, что в отделении есть пандус, а на мои вопросы работники отвечали весьма приветливо, никакого негатива не чувствовалось. Единственный минус — в здании есть два подъезда, один из которых снабжен звонком, но до второго инвалиду не добраться. Однако, как мне удалось выяснить, инвалиды обращаются в МФЦ и Росреестр нечасто, за них это делают либо родственники, либо органы опеки. Либо работники занимаются с этими людьми лично и напрямую, то есть выезжают на дом. От посещения этих двух учреждений у меня остались только положительные эмоции, а они очень важны для клиентов.
Вторым пунктом проверки стала Единая служба регистрационного учета. Звоню. Мне открыла улыбчивая женщина и пригласила войти. На мои вопросы отвечали весьма дружелюбно. Как и в отделении Росреестра, в этой службе с инвалидами чаще работают на дому или через представителей, в целом люди с ограниченными возможностями обращаются сюда редко. Однако, если они и обращаются, то здесь их ждут весьма дружелюбные специалисты.
Мне уже показалось, что все службы города такие дружелюбные, но нет. Следующими моими «чекпоинтами» были здание бывшего треста и находящееся поблизости отделение Сбербанка. Почему я объединил их в одну группу? Ответ прост: и в Сбербанке, и в тресте на звонки не откликнулись. Каковы причины? Мне и самому интересно. Может быть, в сбербанке мне не открыли, так как видели, что я не инвалид, и сочли меня за хулигана. Замечу, что у банка приличный пандус, и я допускаю, что для инвалидов здесь созданы условия. А вот в тресте всё плачевно. Во-первых, для того, чтобы нажать на кнопку, необходимо подняться по лестнице. Во-вторых, работает ли сама кнопка? Судя по её внешнему виду и торчащим проводам, очень сомнительно.
Следующим моим пунктом была администрация Качканара. И вновь хороший пандус и наличие звонка. Нажимаю на звонок. Не проходит и минуты, как выходит ответственный и разъясняет, у кого мне узнать о ситуации с инвалидами в городе. Иду к Марине Питиримовой. Несмотря на загруженность, Марина Сергеевна все-таки уделила мне пару минут для ответов на вопросы. Как оказалось, инвалиды – частые гости в администрации. В основном, они интересуются вопросами транспортировки или информацией о нужных им учреждениях. К администрации у меня никаких претензий нет: если человек обращается, значит, помогут.
![Кнопной вызова должны быть оборудованы все учреждения и магазины города](https://xn--80aaaf9agbtgd4a3f4b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/08/DSC04181-500x333.jpg)
Далее я отправился в другой конец города – в отдел записи актов гражданского состояния, более известное, как загс. Встретила меня начальник Юлия Братчикова. Загс в Качканаре также оснащен оборудованием для инвалидов, однако чаще, по словам Юлии Аркадьевны, работники загса выезжают к инвалидам сами. Хочу отметить, что Юлия Аркадьевна разговаривала со мной очень заинтересованно, был виден её неподдельный интерес к этой теме.
Моей следующей остановкой была аптека «Живика» в 11 микрорайоне. Работники аптеки сделали всё, как положено: никакого негатива, лишь четкие ответы на заданные вопросы. Аптека полностью оборудована: есть и пандус, и звонок.
Далее я отправился в поликлинику. Пандус имеется, но, увы, звонка я не обнаружил. Но, с другой стороны, зачем он, если для попадания внутрь особых усилий можно не прикладывать. Специалисты в поликлинике не разочаровали своими ответами. В поликлинику, само собой, инвалиды обращаются часто, но у каждой группы инвалидов есть свой специалист, часто этот специалист ездит на дом. Много нехорошего говорится о нашей поликлинике, но в этом вопросе она не подкачала.
![А где-то есть и такие кнопки...](https://xn--80aaaf9agbtgd4a3f4b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/08/DSC04190-500x332.jpg)
Моей следующей остановкой было здание полиции. И здесь меня не ждало разочарования. Все сработали весьма оперативно: дежурный направил меня в штаб к Максиму Бабенко. Люди с ограниченными возможностями в полицию обращаются нечасто, в основном, в случае нарушения своих прав. По оснащенности здания у меня не возникло никаких претензий.
Моими последними остановками были супермаркеты «Пятерочка» и «Тройка» по улице Свердлова. «Пятерочка» оборудована пандусом и кнопкой. Но сколько я её ни нажимал, никто так и не вышел. А в «Тройке» даже кнопки не было. Видимо, инвалидов здесь не ждут.
Итак, из десяти проверенных заведений мне открыли дверь шесть. Ни в одном из них мне не пришлось столкнуться с негативной реакцией. Спасибо этим специалистам за помощь в работе.
Такова ситуация в нашем городе с социальной картой. Да, я понимаю, что исследовал не все заведения, но, тем не менее, те десять учреждений, которые я посетил, во всей полноте отражают ситуацию в городе.
— Всё очень плачевно.
— Я считаю, что забота проявляется во многом. Пандусы и звонки есть в большинстве учреждений.
— Лично я недоволен уровнем заботы об инвалидах. Конечно, забота есть, но в некоторых местах это откровенная отписка.
— Меня это не особо касается.