Как мы составляли социальную карту города

Как часто вы жалуе­тесь на жизнь? Ча­сто? Тогда, возмож­но, этот материал адресован вам. Свои жалобы, недовольства по­пробуйте адресовать тем лю­дям, о жизни которых пойдет речь. Да, я говорю о людях с ограниченными возможно­стями, или, как их принято называть, инвалидах, точнее об их жизни в нашем городе.

Созданы ли в Качканаре условия для благополучной жизни инвалидов? Для того, чтобы ответить на этот во­прос, я провел эксперимент. Суть его такова: я выбрал 12 жизненно важных для чело­века мест: больницы, банки, магазины и даже отделение полиции. В каждом из вы­бранных мест я проверял наличие пандусов и других вспомогательных средств для инвалидов, а также зада­вал вопросы людям, которые выходили на мой звонок, проводил так называемый социальный мониторинг. Я выяснял, приспособлены ли учреждения для людей с огра­ниченными возможностями.

Этот магазин может обслужить людей с ограниченными возможностями: есть и пандус, и кнопка
Этот магазин может обслужить людей с ограниченными возможностями: есть и пандус, и кнопка

Итак, мой эксперимент стартовал. И первым пун­ктом проверки была Феде­ральная служба государ­ственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Многофунк­циональный Центр в 8 мкр. Я сделал звонок и сразу же, выглянув из окна, мне от­крыла работница центра. За­йдя внутрь, я отметил, что в отделении есть пандус, а на мои вопросы работники от­вечали весьма приветливо, никакого негатива не чув­ствовалось. Единственный минус — в здании есть два подъезда, один из которых снабжен звонком, но до вто­рого инвалиду не добрать­ся. Однако, как мне удалось выяснить, инвалиды обра­щаются в МФЦ и Росреестр нечасто, за них это делают либо родственники, либо ор­ганы опеки. Либо работники занимаются с этими людьми лично и напрямую, то есть выезжают на дом. От посе­щения этих двух учреждений у меня остались только по­ложительные эмоции, а они очень важны для клиентов.

Вторым пунктом про­верки стала Единая служба регистрационного учета. Звоню. Мне открыла улыб­чивая женщина и пригласи­ла войти. На мои вопросы отвечали весьма дружелюб­но. Как и в отделении Ро­среестра, в этой службе с ин­валидами чаще работают на дому или через представи­телей, в целом люди с огра­ниченными возможностями обращаются сюда редко. Од­нако, если они и обращают­ся, то здесь их ждут весьма дружелюбные специалисты.

Мне уже показалось, что все службы города такие дружелюбные, но нет. Сле­дующими моими «чекпоин­тами» были здание бывшего треста и находящееся по­близости отделение Сбер­банка. Почему я объеди­нил их в одну группу? Ответ прост: и в Сбербанке, и в тре­сте на звонки не откликну­лись. Каковы причины? Мне и самому интересно. Может быть, в сбербанке мне не от­крыли, так как видели, что я не инвалид, и сочли меня за хулигана. Замечу, что у бан­ка приличный пандус, и я допускаю, что для инвали­дов здесь созданы условия. А вот в тресте всё плачевно. Во-первых, для того, чтобы нажать на кнопку, необходи­мо подняться по лестнице. Во-вторых, работает ли сама кнопка? Судя по её внешне­му виду и торчащим прово­дам, очень сомнительно.

Следующим моим пун­ктом была администра­ция Качканара. И вновь хороший пандус и наличие звонка. Нажимаю на зво­нок. Не проходит и минуты, как выходит ответственный и разъясняет, у кого мне уз­нать о ситуации с инвалида­ми в городе. Иду к Марине Питиримовой. Несмотря на загруженность, Марина Сер­геевна все-таки уделила мне пару минут для ответов на вопросы. Как оказалось, ин­валиды – частые гости в ад­министрации. В основном, они интересуются вопро­сами транспортировки или информацией о нужных им учреждениях. К администра­ции у меня никаких претен­зий нет: если человек обра­щается, значит, помогут.

Кнопной вызова должны быть оборудованы все учреждения и магазины города
Кнопной вызова должны быть оборудованы все учреждения и магазины города

Далее я отправился в дру­гой конец города – в отдел записи актов гражданско­го состояния, более извест­ное, как загс. Встретила меня начальник Юлия Братчико­ва. Загс в Качканаре также оснащен оборудованием для инвалидов, однако чаще, по словам Юлии Аркадьевны, работники загса выезжают к инвалидам сами. Хочу от­метить, что Юлия Аркадьев­на разговаривала со мной очень заинтересованно, был виден её неподдельный ин­терес к этой теме.

Моей следующей оста­новкой была аптека «Жи­вика» в 11 микрорайоне. Ра­ботники аптеки сделали всё, как положено: никакого не­гатива, лишь четкие ответы на заданные вопросы. Апте­ка полностью оборудована: есть и пандус, и звонок.

Далее я отправился в по­ликлинику. Пандус имеет­ся, но, увы, звонка я не обна­ружил. Но, с другой стороны, зачем он, если для попада­ния внутрь особых усилий можно не прикладывать. Специалисты в поликлинике не разочаровали своими от­ветами. В поликлинику, само собой, инвалиды обращают­ся часто, но у каждой группы инвалидов есть свой специа­лист, часто этот специалист ездит на дом. Много нехоро­шего говорится о нашей по­ликлинике, но в этом вопро­се она не подкачала.

А где-то есть и такие кнопки...
А где-то есть и такие кнопки…

Моей следующей останов­кой было здание полиции. И здесь меня не ждало ра­зочарования. Все сработали весьма оперативно: дежур­ный направил меня в штаб к Максиму Бабенко. Люди с ограниченными возможно­стями в полицию обраща­ются нечасто, в основном, в случае нарушения своих прав. По оснащенности зда­ния у меня не возникло ни­каких претензий.

Моими последними оста­новками были супермарке­ты «Пятерочка» и «Тройка» по улице Свердлова. «Пяте­рочка» оборудована панду­сом и кнопкой. Но сколько я её ни нажимал, никто так и не вышел. А в «Тройке» даже кнопки не было. Видимо, ин­валидов здесь не ждут.

Итак, из десяти проверен­ных заведений мне открыли дверь шесть. Ни в одном из них мне не пришлось стол­кнуться с негативной реак­цией. Спасибо этим специа­листам за помощь в работе.

Такова ситуация в нашем городе с социальной картой. Да, я понимаю, что исследо­вал не все заведения, но, тем не менее, те десять учрежде­ний, которые я посетил, во всей полноте отражают си­туацию в городе.

Помимо эксперимента, я провёл небольшой опрос. Я спра­шивал у тридцати человек, заботятся ли у нас в городе об ин­валидах?— Да, заботятся в государственных учреждениях, а в коммер­ческих – далеко не везде.

— Всё очень плачевно.

— Я считаю, что забота проявляется во многом. Пандусы и звонки есть в большинстве учреждений.

— Лично я недоволен уровнем заботы об инвалидах. Конеч­но, забота есть, но в некоторых местах это откровенная отписка.

— Меня это не особо касается.