Как бороться с перегрузкой в школе?

Каждый гражданин Рос­сии имеет право на до­стойное образование. Поэтому с 6-7 лет ребята на­чинают одиннадцатилетний курс учебы. Они имеют пра­во сменить место обучения, окончить школу после девя­ти классов.

Сейчас я учусь в 10 клас­се школы №7, и мне порой часто приходится слышать от учителей обвинения в адрес моих одноклассников в нежелании учиться и не­добросовестном отношении к предмету и пассивном по­ведении на уроке, или из-за невыполненного домашнего задания.

Насколько объективно данное утверждение? Мой класс учится по шестиднев­ной учебной неделе, каждый день (кроме субботы) у нас по 7 уроков, в школе мы с по­ловины девятого до полови­ны третьего, всего шесть ча­сов. По нечетным дням у нас стоят такие предметы, как физика и математика, оба в один день.

i (5)

Как говорил мне один учитель (не буду называть его имени), на подготовку домашнего задания на один урок должно уходить по 45 минут. Таким образом, 37 часов учебы в неделю, плюс примерно 20 часов домаш­него задания, в итоге мы имеем в неделю в общей сложности 57 часов. Как вы думаете, это нормально для старшеклассника? Я спросил у пары учеников из своего окружения насчет нагрузки в школах и получил совсем неутешительный ответ:

– Если честно, я очень устаю, когда прихожу домой. Из-за усталости я бываю не­разговорчива, а иногда даже и агрессивна. Из-за этого страдают другие люди и ру­шатся отношения с ними. Естественно, мне сложно так жить.

Как справляться с этим? Русский физиолог Николай Введенский сформулировал пять принципов, которых надо придерживаться, что­бы достичь максимальной эффективности труда и из­бежать чрезмерного утомле­ния.

1. Следует постепенно «входить» в работу, начинать умственную деятельность с простых элементов, посту­пательно увеличивая объем и трудность нагрузок.

2. Необходимо соблюдать строгую систематичность и последовательность в ум­ственной работе, тщательно ее планировать.

3. Важно поддержать оп­тимальный ритм и темп умственной деятельности, которые вырабатываются с учетом индивидуальных возможностей человека.

4. Нужно рационально че­редовать труд и отдых, при­нимая во внимание характер выполняемой работы, сте­пень ее трудности.

5. Велика роль созна­тельного отношения к тру­ду, глубокого понимания общественной значимо­сти выполняемой работы.

Что у нас на самом деле: перегрузка или же действи­тельно недобросовестное отношение к получению об­разования? Я считаю, оба фактора имеют место быть. И как бороться с первым, но не допустить второго – зада­ча не только государства, но и учеников в том числе.