Как бороться с перегрузкой в школе?
Каждый гражданин России имеет право на достойное образование. Поэтому с 6-7 лет ребята начинают одиннадцатилетний курс учебы. Они имеют право сменить место обучения, окончить школу после девяти классов.
Сейчас я учусь в 10 классе школы №7, и мне порой часто приходится слышать от учителей обвинения в адрес моих одноклассников в нежелании учиться и недобросовестном отношении к предмету и пассивном поведении на уроке, или из-за невыполненного домашнего задания.
Насколько объективно данное утверждение? Мой класс учится по шестидневной учебной неделе, каждый день (кроме субботы) у нас по 7 уроков, в школе мы с половины девятого до половины третьего, всего шесть часов. По нечетным дням у нас стоят такие предметы, как физика и математика, оба в один день.
Как говорил мне один учитель (не буду называть его имени), на подготовку домашнего задания на один урок должно уходить по 45 минут. Таким образом, 37 часов учебы в неделю, плюс примерно 20 часов домашнего задания, в итоге мы имеем в неделю в общей сложности 57 часов. Как вы думаете, это нормально для старшеклассника? Я спросил у пары учеников из своего окружения насчет нагрузки в школах и получил совсем неутешительный ответ:
– Если честно, я очень устаю, когда прихожу домой. Из-за усталости я бываю неразговорчива, а иногда даже и агрессивна. Из-за этого страдают другие люди и рушатся отношения с ними. Естественно, мне сложно так жить.
Как справляться с этим? Русский физиолог Николай Введенский сформулировал пять принципов, которых надо придерживаться, чтобы достичь максимальной эффективности труда и избежать чрезмерного утомления.
1. Следует постепенно «входить» в работу, начинать умственную деятельность с простых элементов, поступательно увеличивая объем и трудность нагрузок.
2. Необходимо соблюдать строгую систематичность и последовательность в умственной работе, тщательно ее планировать.
3. Важно поддержать оптимальный ритм и темп умственной деятельности, которые вырабатываются с учетом индивидуальных возможностей человека.
4. Нужно рационально чередовать труд и отдых, принимая во внимание характер выполняемой работы, степень ее трудности.
5. Велика роль сознательного отношения к труду, глубокого понимания общественной значимости выполняемой работы.
Что у нас на самом деле: перегрузка или же действительно недобросовестное отношение к получению образования? Я считаю, оба фактора имеют место быть. И как бороться с первым, но не допустить второго – задача не только государства, но и учеников в том числе.