История одного камня

Василий Романчук рассказывает, когда и зачем у ДК появился большой валун

28 октября 1968 года. Утром, в 7.30, приезжают за мной заместитель начальника производственного отдела ГОКа В.Шумилов и председатель профкома ГОКа Евгений Иванович Галышев.

Говорят:
— Одевайся срочно, поедем на Западный карьер за большим бутом. Завтра, 29 октября, — 50 лет ВЛКСМ. У Дворца будем закладывать капсулу. И откроют её в 100-летие ВЛКСМ в 2018 году. А ты бывший комсомолец, до сих пор участвуешь в общественных мероприятиях.
А это как раз была суббота, у меня выходной. Но я мигом оделся, автобус уже ждал у подъезда. Водителем был Володя Козырев.

Фото: Новый Качканар

Меня завели в цех, он находился в посёлке Валериановске. Взял я путевку, заправился и на ДЭТ-250 через Северный карьер поехал на Западный. Помню, был гололёд. На месте меня уже ждали Шумилов и Галышев, стоял БелАЗ с водителем Анатолием Червяковым. Были с нами экскаваторщик Алексей Новосёлов, мастер Уткин и начальник экскаваторного участка Серебряков.

Показывают мне бут, который я должен подтолкнуть к экскаватору, а тот его должен погрузить на БелАЗ. Этот бут был сам размером с пол-ДЭТа. Он был самым красивым, со всех сторон как будто отшлифован. Пришлось повозиться, пока дотолкал его до экскаватора. Новосёлов его осторожно погрузил в БелАЗ, занял он весь кузов. Мне сказали сопровождать его до Дворца культуры. И так с Западного карьера до плотины я держал этот БелАЗ на тросе.

Ехали низом до первого своротка в 8 микрорайоне ко Дворцу. Там зацепили за перед БелАЗа и так тащили ДЭТом до Дворца. Нам показали место, где выгрузить бут. Ближе к фонтану он разбился на три части.

Самую большую часть мы оставили на месте. Одну часть подтолкнули к повороту на 8 микрорайон с улицы Свердлова, где он сейчас и стоит, а остальное я закопал в землю.
При разгрузке БелАЗа собралось много людей.

Через неделю Евгений Иванович Галышев прямо на раскомандировке на Западном карьере вручил мне грамоту и значок 50 лет ВЛКСМ.

В день рождения комсомола я, надевая пиджак, где этот значок красуется до сих пор, вспоминаю комсомольские будни. А было их предостаточно: изыскательские работы по комбинату; строительство железной дороги Вагановка-Качканар, врезка стрелки с основной ж/д дороги на Вагановку. Срочно нужно было продлить пути от нынешней раскомандировки ЖДЦ возле управления ГОКа и много другой работы. Были ещё расчистка полей на Граневом, расчистка полей подхоза на 31-м, заготовка кормов, уборка зерновых в Кордюково и Верхотурье.
Перечисленные мною в этой заметке Шумилов, Галышев, Козырев, Новосёлов, Червяков, Уткин, Серебряков и я были комсомольцами.

Василий Романчук, первостроитель,
ветеран ГОКа