Ирина Пестерева: Работа с молодежью не даёт стареть
Сегодня моя собеседница — Ирина Пестерева. Ирина Валерьевна преподает химию в школе №2, в которой училась сама. Родившись в Качканаре, в семье металлургов, для себя Ирина выбрала другой путь – интересную и нелегкую профессию педагога.
— Почему вы решили стать учителем?
— В какие игры обычно играют девочки: в доктора, в дочки-матери, в школу. Мне всегда нравилось учить, но была попытка поступить и в медицинский. После того как я съездила на репетиционные экзамены и провалилась по всем предметам, я призадумалась: значит, это не моё. Вторым вариантом был педагогический. От города были направления на бесплатное обучение с условием обязательной отработки в Качканаре. Я поступила в Нижнетагильский государственный педагогический институт, получила профессию учителя химии и биологии.
Мой педагогический путь начался с 2002 года. Недавно писала статью в школьную газету про моего классного руководителя, учителя химии Елену Алексеевну Широких. Именно она подвигла меня учиться на химико-биологическом, сейчас мне посчастливилось продолжать с ней работать — теперь мы коллеги.
— Родители одобрили ваш выбор профессии?
— У меня замечательные, прекрасные родители, они вложили в меня очень много и соответственно очень много с меня требовали, к сожалению, в каких-то моментах я не оправдала их надежд. Они видели меня в металлургии, но никак не в образовании. Было тяжело, но в итоге они смирились с моим выбором.
— Ирина, расскажите о своих родителях.
— Папа Валерий Иванович Федоров работал в рудоуправлении начальником ремонтного участка, месяц назад ушел на заслуженный отдых. Папа – наша гордость, его портрет висит на аллее славы по Свердлова. Мама Тамара Максимовна работала инженером на «Металлисте». Мамы, к сожалению, уже 10 лет, как нет с нами. Мои родители приехали в Качканар по направлению из Челябинской области, они поженились, пока учились в Магнитогорском металлургическом институте.
— Где вы начинали работать после института?
— Меня пригласили в КЦО «Урал». Там я проработала два года, меня окунули сразу во всё, что можно. Мне дали классное руководство над 10 классом, также вела уроки химии и биологии. Меня заметила Каширова Галина Викторовна, замдиректора по научно-методической работе КГПК, и пригласила перейти к ним в качестве методиста. По совместительству я ещё преподавала. В КГПК я проработала 10 лет, пока директор школы №2 Алена Михайловна не пригласила меня работать учителем химии в свою школу.
— Что не устраивало в колледже?
— Там очень хороший коллектив, работы много, я ушла, потому что мой сын учится во второй школе — я хотела, чтобы он был под моей опекой, рядом дом; и еще одна причина — конечно, зарплата. Были времена, когда в колледже у меня в два раза упала зарплата, при этом бывший супруг не платил алименты, мне приходилось бегать работать в пятую школу, подрабатывала продавцом в «Кари», при этом я еще занималась репетиторством. Этот большой напряг беготни и работы в разных местах очень выматывал. Я и ребенка своего практически не видела. Поэтому у меня и возникло желание видеть его еще и на работе.
— Как у вас с сыном выстраиваются отношения?
— Каждый ребенок для каждой мамы – самый лучший. Максиму 10 лет. Учится хорошо, на 4 и 5. Главное увлечение в его жизни — это футбол. С 1 класса занимается в «Олимпе», показывает хорошие результаты, ездит на соревнования. Когда мы с ним гуляем, идем до школы, куда-то едем, отдыхаем — мы постоянно ведем разговоры только о футболе. Мы вместе проводим много времени. Путешествуем вместе, стараемся регулярно выезжать к морю. Я хочу показать ему мир сейчас, пока есть возможность, потому что не знаю, что ждет его в будущем.
— Как считаете, людям с педагогическим образованием проще воспитывать своих детей?
— Считаю, намного сложнее, потому что у нас уже свои стереотипы, так называемая педагогическая деструкция. Даже зная психологию разных возрастов, я не могу найти той золотой середины, когда нужно поступить так — и это будет точно правильно. У нас, матерей-одиночек, получается, что мы чрезмерно любим своих детей, и где-то это неправильно. Иногда я прошу близких людей, чтобы они мне подсказывали со стороны, в чем я не права.
— Учительские стереотипы, наверное, мешают в работе?
— В какой-то степени да. Мы привыкли видеть мир в идеале, сейчас некоторым учителям-стажистам очень тяжело, им сложно перестроиться на новую систему образования. Что сейчас происходит в образовании — это внедрение новых технологий, новых методик, новых форм обучения. Образование изменилось очень сильно, а главное — изменилось общество. Мы, учителя, хотим, чтоб все дети приходили на урок с выполненным домашним заданием, только с хорошим настроением, в течение урока не отвлекались на разговоры. На практике же получается совсем не так.
— Работа в школе для вас…
— Теперь работу в школе не поменяю ни на какую другую, мне нравится моя работа. Для меня хороший аргумент — отпуск всегда летом, всегда работаешь с молодежью — это не дает тебе состариться, с детьми я учусь сама чему-то новому. Учитель всегда в теплом и красивом кабинете, всегда на каблучках, в красивой одежде, с хорошим настроением.
— Получается, учитель — это своего рода артист.
— Да (смеется), когда занимаюсь с шумными детьми, бывает, что не слушают, отвлекаются на те же гаджеты. В конце урока я им говорю, что сегодня я играла в театре одного актера: сама себе объяснила, сама с собой прорешала, задала вопросы и сама же ответила на них.
— Нет такой практики перед уроком: всем сдать гаджеты (телефоны, планшеты)?
— Нет, это же их личные вещи, но в уставе школы прописано, что на уроках пользоваться гаджетами нельзя. Ученики и родители с этими правилами ознакомлены. На моем уроке единицы отвлекаются на это. Я к этому отношусь лояльно.
— Как считаете, ребенку нужно передавать ответственность за его жизнь, когда он сам решает — делать ему уроки или нет, убираться в комнате или нет. Или же нужно воспитывать детей с помощью «волшебного пенделя»?
— Есть ведь дети, которые сами стремятся к учебе. На примере своего ребенка: первые два класса мы сидели вместе, делали уроки. В 3 классе первое полугодие мы также занимались, второе полугодие я просто подглядывала, чуть ослабила контроль. В четвертом классе сын самостоятельно делает уроки, я вижу, что у нас нет проблем в обучении, по каким-то предметам он стал учиться лучше. Я считаю, что родители должны контролировать своих детей.
Я являюсь руководителем пятого класса, родители признают, что ослабили контроль за выполнением домашнего задания, и не особенно волнуются, что у детей текущие оценки ниже среднего.
— Нынешнее поколение детей сильно отличается от вашего?
— Очень сильно, они бесстрашные, в них плохо развито чувство уважения, они в классе могут быть не сплочены. Вспоминая себя, какими мы были в школе, хамить учителю — подобно смерти, хотя такие ситуации иногда и случались. Мы никогда не жаловались на наших учителей и не предъявляли к ним претензий. Сейчас ученики больше знают свои права, чем обязанности. В моё время всё было намного проще, интересней, мы были лёгкими на подъем. Нашим детям не интересно ни в чем участвовать — им бы только сидеть в своих планшетах и телефонах.
— Что вы думаете по поводу ЕГЭ?
— В наше время ЕГЭ — это уже норма, это такая форма сдачи экзамена. Я считаю, детям не повезло, но эту форму никогда уже не отменят. Это большой стресс. Перегибают палку в плане того, что нельзя лишний раз вздохнуть, размять спину, нужно сидеть под камерами. Это в какой-то степени неправильно и тяжело.
— Каких успехов вы добились в профессии?
— Я научилась многому и приобрела хороший опыт. Работая в школе только второй год — я уже руководитель научного общества учащихся. Сейчас мы проходим обучение в Институте Развития Образования, изучаем дистанционные образовательные технологии, которые планируем внедрить в нашей школе. Мы регулярно посещаем образовательные учреждения области для обмена опытом, интересно же посмотреть, как и чем живут люди.
— Бывает ли свободное время и как вы его проводите?
— Зимой мы с ребенком ходим на каток, летом катаемся на велосипедах и обязательно ходим в гости к дедушке. В выходные нахожу время для творчества, посещая мастер-классы по изготовлению изделий ручной работы. Со своим классом мы стараемся выбираться в поездки, ездили в парк «Галилео», в «Ньютон», были в Черноисточинске, где катались на хасках. К сожалению, времени всегда не хватает на некоторые дела.
— У вас есть возможность обратиться к читателям «Нового Качканара». Какой главный мессидж вы хотели бы донести?
— Обязательно всегда говорите то, что думаете, и делайте то, что вам кажется правильным — это ваша жизнь, и никто лучше вас её не проживет. И еще: «От зависти люди стареют. От обиды болеют. От злости тупеют. А от любви молодеют». Любите и будьте любимыми!