Инспектор Турков
В 1961 году Виталий Турков начал свою трудовую деятельность в Качканарской автобазе №5, а через девять лет надел милицейскую форму. И снять ее пришлось только спустя 25 лет, всё это время наводя порядок на дорогах Качканара.
Непоседливая натура
— Побросало меня по жизни, — с веселой искрой в глазах рассказывает ветеран ОВД, капитан в отставке Виталий Турков. — После армии, в начале 60-х, поработал и на рыболовной путине, и в северных геологоразведках, вербовался на стройки.
Высок ростом, сухощав и жилист по сложению, был вынослив, ответственен и добросовестен в любой работе. Неприхотлив в быту. Легкий в общении, энергичный и подвижный, обладал в то же время твердым характером, и принципиальностью. Охотник и рыбак заядлый. Непоседливая натура его не давала долго оставаться на одном месте. Всегда хотелось испытать что-то новое, неизведанное.
В отпуск, в райцентр Костромской области, приезжал с подарками родителям и многочисленным родственникам. Считался среди земляков парнем состоятельным, даже богатым, с северных-то заработков.
Однажды прочитал в газете «Советская Россия» статью под заголовком «Наступление на большой Качканар».
— Сотни машин там ждут крепких шоферских рук, ударная молодежная стройка, небывалый в мире строится комбинат, — до сих пор помнит эту статью Турков. — Как тут было не соблазниться, не загореться?
Приехал. Неуютные тесные бараки для жилья, бездорожье, грязь по самые голенища сапог не особо смущали. Но со временем обустраивался, обживался городок. Закатывался в асфальт центр, отступала надоевшая липкая глина.
Пролетело без малого девять лет. Работая на лесовозе, очень неплохо стал зарабатывать глава растущей семьи. Уже работала на ответственной должности в орсе жена шофера Виталия Туркова, Зинаида Федоровна. Всё шло размеренно и спокойно. Крутая перемена в жизни произошла неожиданно.
Поворот судьбы
— В декабре 1969 года это было, – вспоминает ветеран. – На общем собрании работников автобазы обсуждали предложение о направлении от коллектива человека для службы в милицию, в ГАИ. Конечно, начальство — и милицейское, и наше — уже определило кандидатуры. По всем параметрам и требованиям я подходил. И в технике разбирался, техникум автодорожный вечерний закончил, и поколесил-пошоферил немало. К дороге и машине очень серьезно относился: дорога разгильдяйства и вольностей не прощает. Да и местным уже считался, по прожитым-то годам.
Собрание единогласно проголосовало за кандидатуру Виталия. А это в то время дорогого стоило — и немалую ответственность на себя коллектив брал, и самого выдвиженца ко многому это доверие обязывало.
Через три месяца проверок пришло подтверждение о соответствии инспектора ГАИ милиционера Туркова. И вот первый выход на работу.
Никакой неловкости не чувствовал в новом служебном качестве инспектор Турков. Со многими коллегами знаком был и ранее. Да и коллектив ГОВД к тому времени уже был сколочен крепко и добротно. Не было такого понятия, как «не моё дело». Все подразделения отдела взаимодействовали плотно, все 36 человек.
Как-то пошла волна краж из гаражей, так по очереди все, невзирая на специализацию и звания, ночами в засадах сидели. И поймали все-таки воров.
— Вот в любой организации, в любом ведомстве, от командира, от начальника очень многое зависит, — уверен Виталий Данилович. — Каким был руководителем Рудольф Лебедев, рассказывать не надо. Никогда не слышал, чтобы он на кого-то кричал прилюдно. И проколов в работе не прощал. Но так умел стружку снять, не повышая голоса, что запоминалось навсегда. Умел расположить к себе людей, объединить.
Вскоре у Виталия Даниловича появилась на погонах первая звездочка младшего лейтенанта, получена должность старшего инспектора ГАИ. Весь инспекторский состав, правда, был из трех человек.

Беспокойное хозяйство
В личном пользовании качканарцев к тому времени числилось до 130 автомобилей. Зато мотоциклов и мотороллеров — 1600 единиц. Вот они-то и доставляли наибольшее беспокойство гаишникам. Кто-то держал эту технику для хозяйства и леса, а молодежь, пренебрегая безопасностью, носилась, бывало, по дорогам с большим риском не только для себя, но и для окружающих. Количество тяжелого транспорта, обслуживающего строительство комбината, порядка тысячи единиц достигало.
Понимал уже тогда старший инспектор Турков, что втроем все дороги, весь город и поселки не прикроешь. Ни рейдами, ни дежурствами. Поэтому упор сделал на постановку профилактической работы в рабочих коллективах, учебных заведениях. И оказалось, что это очень действенный метод. Каждый серьезный случай дорожных происшествий и нарушений выносился на общее обсуждение. И наглядной агитацией тоже занимались.
Бескомпромиссное и принципиальное отношение к любому, даже на первый взгляд незначительному нарушению приносило свои плоды. На предприятиях, особенно автотранспортных, создавались группы добровольных помощников. Вскоре их число достигло 18 членов. Плюс к тому на транспортных предприятиях активно работали инженеры по безопасности движения.
— Не скажу, что до меня тут был совсем уж беспорядок на дорогах, но уменьшилось, и значительно, количество ДТП. Поприжали и мотогонщиков. Свои появились ребята, дружинники на мотоциклах.
Надо сказать, что население не было тогда таким строптивым, как сейчас. Уважение к сотрудникам милиции было.
— Один, правда, случай был, когда мне пьяный мотохулиган погон оторвал при сопротивлении задержанию. Получил тогда парень два года колонии. А уже по прошествии времени подвозил я как-то попутчика, оказалось: тот самый нарушитель и был, — вспомнил Виталий Данилович. — Попутчик посидел молча, а потом говорит: «Спасибо вам, я свое отсидел. Много передумал. Если бы вовремя не остановили тогда, много чего наворотить мог бы. А два года зря не прошли. Школу там закончил, сейчас работаю и учусь в техникуме». Стало быть, и колония умному на пользу, — смеется ветеран.
Мелочей в работе не бывает
— Особенно жестко относились и я, и коллеги к нетрезвым водителям, — отмечает Виталий Турков. — И причины тому есть. Вот одно трагическое происшествие было. Один из водителей (я его хорошо знал и по автоколонне) позволял себе выпить за рулем. А тут взял еще и сынишку своего шестилетнего в рейс недалекий. При повороте не удержал тяжелую машину и положил ее на правую сторону. Пацан погиб. Знаете, как было тяжело весь этот ужас переживать? Мне лично тяжело. Ведь удели я ему, водиле этому, в свое время поболе внимания, может, он и одумался бы. Да и каждое подобное происшествие я считал личной своей недоработкой. На это постоянно настраивал и начальник наш, майор Лебедев. Нет в нашей работе мелочей. Каждое нераскрытое преступление или даже незначительный, не отмеченный нами проступок, может привести к серьезным последствиям.
Так ведь и случилось потом с двумя нашими дружинниками. Раскрой мы своевременно кражу огнестрельного оружия из тира, ребята остались бы живы.
Много было в составе отдела опытных и ответственных работников.
— Вот участковый был в Валериановске, Павел Вершинин. Его Анискиным звали, — лицо ветерана как-то светлеет. — Любое происшествие на его территории сам раскрывал. Всю подноготную своего поселка знал. Всегда готов был на помощь прийти человеку, кого-то вовремя предостеречь от нарушений. Как будто вперед видел и предугадывал нехорошие намерения своих подопечных. Где надо — строг был и непреклонен, где надо — становился понимающим и отзывчивым душой. И многие люди до сих пор ему благодарны.
Креп наш коллектив, расширялся штат отдела. Но и работы добавлялось. Развивались производственные предприятия. Один радиозавод какой вырос! Увеличивалось население.
Сложнее становилось работать. Только личного автотранспорта стало в 20 с лишним раз больше. И стоимость этих машин стала высокой. И требования к документации усложнились настолько, что нынешним своим преемникам ветеран ОВД, капитан милиции Виталий Турков искренне сочувствует:
— Нас уже в начале 90-х было семь штатных единиц и девять внештатников, да добровольные дружинники. А сегодня ребятам намного тяжелее.
— Вроде все налаживалось, да тут настали другие времена, — искренне переживает Виталий Турков.

Время хаоса
— У нас ведь как было? Въехал как-то мотоциклист в легковушку отечественную. Дверь прямо в салон вмял. Составили протокол, поехали к мастеру-ремонтнику. Тот оценил всю работу в 50 рублей. Участники ДТП к обоюдному довольству рассчитались тут же. Без обид особых, а главное — без злого умысла. Это потом уже и «подставы» пошли, и цены так взлетели, что один из шоферов автобазы, правда, виновный в совершении ДТП, налетел на такой «счетчик» за иномарку поврежденную, что не в состоянии рассчитаться, покончил с собой. Тяжко все это вспоминать. Править всем стали бандиты-рэкетиры. Был и в Качканаре свой «отец крестный». Как-то разборка бандитская намечалась на вертолетной площадке. Пришел «смотрящий» прямо в кабинет начальника ГОВД. Предупредил открыто об этом «мероприятии». «Посоветовал» милиционерам не встревать. И ради того, чтобы своих ребят не подставлять под бандитские пули, решили в это «дело» не вмешиваться. Зубами скрипели от унижения и бессилия. А каково было Рудольфу Павлиновичу! Ему, не боявшемуся никогда никого, такое снести! О чем там он говорил с бандитом, неизвестно. Но обошлась та разборка между группировками хоть и со стрельбой, однако без крови.
Или вот пример — лишили прав вождения кого-то из местных новоявленных «крутяков». Тут же инспектору звонок с требованием вернуть права и с угрозой расправы. И так почти ежедневно происходило. Как тут поступить? В другое время так бы ответили, что тяжко стало бы всей этой банде. А тут ты, оказывается, бесправен. Пойди, докажи, что угрожали. Попробуй докажи, что ты прав. Сам закон был не на стороне правоохранительных органов. Хаос и бесправие царили в стране. Те, кто выслужил пенсию, уходили из органов от греха подальше. Подал в отставку в 1992 году и я, — закончил тираду на одном горьком дыхании ветеран.
И было, и есть чему огорчаться. Столько лет отдано службе Закону — и в одночасье все прахом пошло. Рапорт на увольнение долго не подписывали. Уговаривали послужить еще и сам подполковник Лебедев, как непосредственный начальник, и куратор ГОВД, полковник из штаба области. Областной куратор написал представление о присвоении звания майора капитану Туркову, только останься.
— Но тут и мой характер взыграл, — у Виталия Даниловича выпрямилась невольно спина, расправились сами собой плечи.
— Впервые, говорит куратор, встречаю такое, чтобы от звезд отказывались. Я не звездам служу, – ответил резко капитан, – я Закону и правопорядку служил! И, повернувшись по-уставному, покинул кабинет.
Об одном только жалеет и сейчас заслуженный ветеран, что оставил своего друга и командира Рудольфа Павлиновича в тяжелое время. Тому предстояло служить еще пять лет. В очень трудные для народа, для страны, для города годы.
— Уходят, уходят из жизни мои друзья, мои сослуживцы-ветераны, — показывает групповую фотографию десятилетней давности капитан милиции Виталий Турков. —Одиннадцати уже нет с нами. Светлая, добрая и благодарная им наша общая память.