Замерзающие
На прошлой неделе в мэрии состоялась общественная комиссия по вопросам ЖКХ. Главным для обсуждения стал вопрос мерзлоты в квартирах качканарцев. В этом году ситуацию усугубили длительные 30-градусные морозы в декабре и январе. Кроме постоянных участников, на комиссию были приглашены представители управляющей компании «Наш дом», Горэнерго, Качканаской теплоснабжающей компании (далее — КТК).
– Обсуждение было бурное, – рассказывает о своих впечатлениях член общественной комиссии Любовь Жукова. — Но если честно, мне так и непонятно, кто же всё-таки прав, кто виноват. Наладка теплосистемы города была более десяти лет назад, необходимо снова её налаживать, в домах нужна промывка либо замена труб. Система должна быть сбалансирована, нужны комплексные наладочные мероприятия. Все вопросы упираются в деньги.
Подробно прокомментировать ситуацию теплоснабжения города согласился Владимир Зюзь, коммунальщик со стажем, в недавнем прошлом заместитель главы по ЖКХ, ныне – заместитель директора УЖК «Наш дом».
– Почему люди стали замерзать в своих квартирах?
– Уже давно, не только в этом году, когда эктремальные перепады температур, появлялись жалобы на холод в квартирах. Жалоб по статистике не больше пяти процентов от всех квартир в городе. Максимально бывает 100-130 заявок за сутки, с одного дома бывает по 5-7 заявок, например, с одного стояка.
Но наша задача, чтобы ни одной заявки не было. Почему так происходит? Давайте сравним систему теплоснабжения города с кровеносной системой человека. Когда человек молод и энергичен, у него сосуды чистые, сердце работает; в 80 лет ноги перестанут греть, человеку делают операции, шунтируют, меняют клапаны на сердце. У нас дома не подвергались массовым ремонтам по 50 лет. Я трубы показывал и главе, и в думе, куда я их только не носил. У нас в трубе сечение, допустим, 20 мм, а осталось всего пятимиллиметровое отверстие, всё остальное забито ржавчиной, окалиной. Даже если подается горячая вода, она не прогреет через такое отверстие. С каждым годом состояние труб ухудшается, и если не будут приняты глобальные меры, то жителей ждет не сильно радужное будущее. Схема теплоснабжения в городе разработана до 2027 года, там расписаны работы, но все работы подразумевают деньги; бюджет деньги на это не закладывает. Те деньги, которые заложены в тарифе, идут только на то, что выполняется, но не заложена замена трубопроводов и промывка систем отопления. Внутри квартир трубы менять – прерогатива самих жителей. Если трубы на доме менять, надо дополнительно собирать деньги, люди на это не идут.
– Но разве эти работы не входят в капремонт, на который жители и так платят немалую сумму?
– Входят, но капремонта нужно еще дождаться. В домах, где проводятся сейчас капремонты, системы, трубопроводы меняются, но домов в Качканаре 438, а капремонт проходит в 7-8 домах в год. Эти капремонты растянуты до 2037 года. К тому времени, как мы отремонтируем последний дом, первый уже выйдет из строя. Это всё первая причина, почему люди мерзнут – старые трубы внутри дома.
Вторая причина. Мы, жители, все умные и грамотные. Например, я купил квартиру, решил себе всю систему отопления поменять, с одной стенки батареи снял, повесил на другую, шесть секций вроде мало, поставлю-ка я восемь. Прибор отопления себе поставлю другой, более современный. Вроде всё правильно, но нарушается гидравлика дома, а соответственно нарушается гидравлика ряда домов, которые стоят на этой теплотрассе. Труба, допустим, в доме идет трехчетвертная, я думаю, зачем она мне, поставлю себе пластиковую на 15 мм – и всё, я зажал соседние квартиры. У меня тепло, а соседи будут мёрзнуть. У нас таких случаев в городе много, и в такие квартиры мы попасть не можем, пока не пустят либо по решению суда, либо по желанию собственника. Люди сами вмешиваются в систему отопления.
Третья причина – теряет свои теплотехнические данные сам дом, кровля прогревается через квартиры, на крыше начинает таять снег – такого быть не должно. Нужно систематически менять на доме утеплитель – это тоже работы капремонта. У нас нынче впервые начали массово промерзать стены в домах.
– А что касается температуры подачи тепла на дом – наверняка она занижена и не соответствует нормам.
– Да, такая проблема есть – недостаточная подача тепловой энергии в трубопровод.
Вот давайте посмотрим акты по жалобам на низкую температуру, которые составляли 11 января. На улице было -15 градусов. Чехова, 43 – квартира угловая, по нормативу должно быть +20 С, а у них +16 С – это ниже нормы. Будет сделан перерасчет. В примечании акта написано «деревянные окна не утеплены». Есть люди, которые к зиме не готовятся вообще, не утепляют окна, завешивают батареи тряпками. Теплоноситель по нормативу должен быть 67 С на входе, 53 С в обратке, теплосъем – 14 градусов. Фактически по этому адресу 60 градусов на входе в дом (7 градусов не додается). Обратка – 46 С, теплосъем идет нормальный, но занижено от нормы на 7 С.
Качканарская, 14. На два градуса ниже нормы температура в квартире. Температура подачи здесь нормальная, но, возможно, дом сильно продувается.
Советская, 6. Температура в квартире 21 градус, должно быть 20 по нормативу.
Конечно, смотря каким образом еще замерять температуру. Нам тут позвонила одна женщина с 34-го дома в 10 микрорайоне, жаловалась, что замерзает. Я к ней отправил комиссию, в квартире намерили 16 градусов, а женщина утверждает, что у неё 12 градусов. Замеряли по инструкции – метр от пола и метр от батареи. Потом замеряли повторно, положили градусник на журнальный столик – уже 12 градусов было. Недодача на дом 15 градусов, теплосъем вообще 30 градусов. Это о чем говорит – где-то зажата обратка.
Когда все эти причины соберутся в одну кучу – получается плачевный результат. Из всех заявок, куда мы сходили, где-то температура ниже нормы, где-то в норме, но на грани. Бывает, что температура на вводе в дом ниже нормы. Есть примечания в актах «в квартире заужен диаметр трубопровода», то есть люди сами себе сделали холод.
Я считаю, что у трубы должен быть один хозяин, у него тогда будет одна задача – до потребителя довести нужную температуру и обогреть его. Сейчас у нас на трубе – ТЭЦ, которую выкупил Евраз, они напрямую тепло не стали продавать, наняли посредника, создали КТК. ТЭЦ продает теплоэнергию КТК, КТК нанимает Горэнерго, которое доводит отопление до потребителя. ТЭЦ, как правило, температурный график соблюдает. Потери идут на уровне Горэнерго, они должны позаботиться о том, чтобы подать оптимальную температуру, чтобы было меньше потерь, и чтобы люди не замерзли, начинается балансировка на грани, бывает, что они не угадывают.
– Грубо говоря, Горэнерго, чтобы нивелировать свои потери, подмешивает холодную воду в теплоноситель.
– Да, они регулируют температуру в своих трассах. Мы, УЖК, не можем их отследить, они сколько нам дали – столько и дали. Нужно, чтобы на трубе был один хозяин, максимум два – ТЭЦ и Горэнерго, тогда будет другое отношение. Пока все эти причины не устранены, люди будут мерзнуть. Внутриквартальные городские трубы все старые, их не меняли сто лет, нужны сотни миллионов, чтобы всё поменять. Народ и большая часть депутатов говорят, что во всем виновата управляющая компания. Ну, если нашли виноватых – давайте разбираться, что дальше делать? Русских предлагает: давайте напишем письмо главе – пусть наведет порядок. В бюджете на это денег нет и закладывать никто не собираются, людям в тариф РЭК закладывает ровно столько, чтобы не было социального взрыва. Мы проводим собрания с собственниками, люди повышать плату за текущий ремонт не хотят, замены трубопроводов и стояков не хотят. Людям вбили в головы через СМИ, особенно через телевизор, что управляющая компания – воры. Пусть собственники тогда избавляются от УК и заключает прямые договора с поставщиками услуг и сами обслуживают свои дома. Кто-то на это пойдет?
– Думаю, никто. Что конструктивного вы можете предложить со своей стороны?
– А что мы можем сегодня сделать? У кого замерили и определили, что в квартире температура ниже нормы, делаем перерасчет, пишем письмо в КТК, что температура на вводе в дом не соответствует нормативной, КТК пишет письмо в Горэнерго, в итоге мы все письмами обменялись, а в квартире холодно.
Я считаю, нужно трубы отдать в одни руки, это во-первых. Сразу будет улучшение. Во-вторых, надо заложить деньги согласно схеме теплоснабжения города и выполнять те мероприятия, которые там рекомендованы. В-третьих, не дразнить людей, что все воры, а убедить, что это ваше жилье, надо трубы менять. К зиме утепляйте свои дома, утеплите окна, двери, не завешивайте приборы отопления половиками. Мы не можем убедить людей, чтобы нам сообщали, если что-то переоборудуют в квартире, особенно если это касается отопления. Обязательно надо уведомлять управляющую компанию, а вдруг вы что-то делаете неправильно, а потом будут последствия.
По таким заявкам, как на 10-34, мы стараемся помочь, отслеживаем ситуацию, эти дома берем на учет, чтобы в летнее время промыть и подготовить к зимнему периоду.
Если весь комплекс проблем не решить, будем только препираться – и никакого толку. Люди должны понимать, что жилье приватизировано, это их собственность, но жители не готовы, и морально в том числе, полностью содержать свою собственность. Повышенный коэффициент за отопление тем жителям, чьи дома не оборудованы приборами учета теплоэнергии – это решение правительства РФ, я считаю, что нас с вами просто обдирают.
Люди обвиняют УК: мы платим по высоким тарифам, вы нас обворовываете. Но управляющая компания не видит денег за отопление, они уходят сразу поставщикам услуги, в другие организации, в частности, в Москву.
– Жителей тоже можно понять – плата за коммуналку и так очень высокая и с каждым годом всё повышается. Многие просто не в состоянии её оплачивать. Как же выживать?
– Если жители сами не провели собрание и не утвердили тариф за содержание и ремонт, то по закону глава КГО издает постановление, которым увеличивает тариф на инфляцию (официально уровень инфляции в России за 2016 год составил 5,4 процента, а повышение тарифа за содержание и ремонт в Качканаре составило 7 процентов – прим. авт). Если на инфляцию не повысить тариф, то в этом году будет сделано меньше работ, потому что материалы подорожали, всё подорожало, подрядчики должны получить зарплату. Но интересный вопрос: почему тарифы на коммуналку утверждает РЭК, а на содержание и ремонт могут утверждать жители? А давайте все тарифы жителями утверждать или все тарифы утверждать в РЭК. Вот тут, я считаю, заложена нечестность. Гнобят все управляющую компанию. Я не выгораживаю УК, потому что ошибки есть у всех. Все могут ошибаться: и президент, и правительство, и ЖКХ, и мы ошибаемся. Законодательная база меняется, пока дойдешь до всего… Законы издают, а как их применять, не знают не только в регионах, но и в министерствах. Я задаю вопросы в министерстве, но и там мне многое пояснить не могут. А законы мы обязаны выполнять.
P.S. Во всех своих коммунальных бедах жители обвиняют управляющую компанию – и это нормально, ведь именно УК обслуживает их дома, предоставляет услуги и выставляет квитанции. Именно на счет УК жители платят за ЖКУ – оттуда и спрос. Очень обидно мерзнуть, когда платишь за тепло огромные деньги. Вдвойне обидно замерзать, когда платишь еще и повышающий коэффициент за отопление. Чтобы наладить городскую систему отопления, то есть постепенно менять старые трубы, нужны большие вливания. Ни для кого не секрет, как сейчас финансируются муниципалитеты, как говорится, «денег нет, но вы держитесь». Менять трубы внутри дома – за счет собственников: либо собирать дополнительно, либо дожидаться капремонта. Так что — будем держаться, как посоветовал глава правительства?