Ешь и молись

Есть подозрение, что продукты в некоторые сетевые магазины Качканара привозят из более крупных городов, где торговать несвежей едой опасно для их репутации

Съесть шоколад и не отравиться

Мало кто из нас не стал­кивался с просроченными продуктами. Прокисшее мо­локо и курицу-гриль с душ­ком покупал, наверное, каж­дый. Что мы обычно делаем? Да просто выбрасываем ис­порченный продукт.

Если же вы каждый раз покупаете в магазине про­срочку, можно отнести по­купку продавцу и даже пору­гаться.

Скандал из-за плитки шо­колада разгорелся 5 февраля в кафе автовокзала. Поводом послужил обычный супер­горький шоколад фабрики «Идеал» за 80 рублей. Муж­чина купил шоколадку до­мой к чаю. Когда они с женой распечатали хорошо упако­ванную плитку, то были по­ражены.

– Шоколад был не просто белый, как обычно бывает, когда он «состарится», а весь в каких-то язвах, – рассказы­вает Любовь Александров­на. – Мы посмотрели срок годности, а шоколад просро­чен аж на месяц!

Больше всего семейную пару возмутило то, что это кафе находится на автовок­зале:

– Человек купит шоколад­ку и уедет из города. Вряд ли он вернется обратно в этот же день, или будет возить с собой эту шоколадку, чтобы вернуть ее продавцу. А если бы эту шоколадку дали ма­ленькому ребенку? Он мог бы отравиться, а впереди до­рога!

Любовь Александров­на рассказала, что ее муж на следующее утро пошел в кафе, чтобы вернуть шоко­лад. Продавец на кассе была уже другая. По словам муж­чины, с него сразу потребо­вали чек. Девушка начала кричать, что она не винова­та, это не она продала этот шоколад. Пришлось даже вызывать заведующую. Со­званивались с продавцом прошлой смены, которая подтвердила, что продава­ла именно такой шоколад. А потом продавец вообще за­явила:

– Он и просрочен-то всего на месяц!

После выяснения отноше­ний мужчине все-таки вер­нули 80 рублей.

В этот же день мы пошли на автовокзал. На витрине был выложен шоколад, но того самого, просроченного, мы не увидели. Взяв «мето­дом тыка» тоже горький шо­колад, только фабрики «Сла­вянка», мы наткнулись на свежую, всего полугодовой давности плитку.

Продавая мне шоколад, девушка-продавец с это вре­мя разговаривала с молодым человеком:

– Представляешь, вчера вот так продали уже шоко­ладку. Пришел мужик, как начал орать. А я ему гово­рю: ну чего вы орете? Орите на того, кто вам шоколадку продал, – и начала рассказы­вать вчерашнюю историю с просрочкой.

Девушка молодая, и, ви­димо, не знакомая с прави­лами торговли, не подума­ла, что административную ответственность за продажу просроченного товара несет именно продавец. И прове­рять товар на момент свеже­сти должен тоже продавец, если не хочет разбирательств с Роспотребнадзором.

 

Ч.1 ст. 14.4 КоАП, продажа товаров с истёкшим сроком хранения:
Штраф:• Граждане – от 1000 до 2000 рублей;

• Должностные лица – от 3000 до 10000 рублей;

• Лица, осуществляющие предпринима­тельскую деятельность без образования юридического лица, – от 10000 до 20000 рублей;

• Юридические лица – от 20000 до 30000 тысяч рублей.

Ч.2 ст. 14.4 КоАП ответственность за повторное совершение правонарушения:

Штраф:

• Граждане – от 2000 до 5000 рублей;

• Должностные лица – от 7000 до 15000 рублей либо дисквалификации на срок до 1 года;

• Лица, осуществляющих предпринима­тельскую деятельность без образования юридического лица, – от 15000 до 30000 рублей с конфискацией товара либо без таковой;

• Юридические лица – от 30000 до 50000 рублей с конфискацией товара либо без таковой.

 

Магазины группы риска

Мы решили проверить – можно ли купить просрочен­ный товар в других магази­нах города, желательно там, где можно посмотреть срок годности самим, то есть в су­пермаркетах.

Выборка была совершен­но случайна. Просто шла мимо и зашла в «Кировский» на площади. Разочарована. Откровенно просроченных продуктов нет. Есть толь­ко заморозки «в снегу», что означает, что этот продукт несколько раз заморажи­вали-размораживали, а это категорически запрещено. Не понравились «снежные» креветки и морской кок­тейль, а также заморожен­ные в упаковке овощи. Не понравилась одинокая се­ледка в вакуумной упаковке. В ванночке плавала серова­того цвета рыба в мутном рассоле. Смотрю – до окон­чания срока годности всего 7 дней, хотя храниться рыба могла 2 месяца. Вызвало по­дозрение и топленое молоко в бутылке – сверху на моло­ке образовалась сыворотка и были видны потеки на стен­ках пластиковой тары. Мо­локу оставалось жить всего 10 дней, хотя срок хранения – 40 дней. Не понравился и сырок творожный. Не найдя срок годности, я спросила у продавца, свежий ли товар. На мой вопрос консультант буркнула:

– Сегодня привезли.

Молочные продукты и торты были свежими или вчерашними, как и хлеб.

В «Магните» в «Экспрес­се» также просроченных продуктов не нашлось. Мо­локо было вчерашнее или позавчерашнее, хлеб све­жий, колбасы внушали дове­рие. Разочарованная, я по­шла в «Монетку», о качестве продуктов в которой слагают легенды. И она меня не под­вела.

В «Монетке» на Свердлова в глаза сразу бросилась «не­кондиция» – покореженные банки консервов: тушенка, горошек. Такое я бы сразу не взяла. На прилавке с кол­басными изделиями громоз­дились вздутые упаковки с сосисками и сардельками. Жидкость внутри упаковки говорила о том, что изделия уже «подходят». И хотя срок годности еще не вышел, по­купать бы я их не стала. Не понравилась и увядшая зе­лень.

Продукты с истекающим сроком годности для «Монетки», похоже, норма

А вот в молочных про­дуктах для нас было раздо­лье! Во-первых, на прилавке лежал творог серо-желтого цвета в грязном полиэтиле­новом мешке. Срок выходил у него завтра. Нашла я и про­дукты с истекающим сроком годности сегодня: лаваш, йо­гурт, детский йогурт и салат из фунчезы. Решила купить, подумала, вдруг кассир ска­жет мне, что товары не све­жие. Стоя у кассы, прихвати­ла еще измятое шоколадное яйцо. Кассир не обратила ровно никакого внимания на мои несвежие продукты и покореженный «киндер», по которому не могла дол­го провести индикатором. Добрая девушка, стоявшая в очереди за мной, дала мне свою скидочную карточку. Я лишилась 150 рублей и вы­шла из магазина с пакети­ком несвежих продуктов. В глубине души я даже пора­довалась, что живу далеко от магазина, в котором нужно быть всегда начеку.

Дома открыла все продук­ты – не прокисшие, но есть я бы это уже не рискнула.

Решила вернуться в ма­газин на следующий день, чтобы проверить, уберут ли просрочку с прилавков. На завтра (7 февраля), слава Богу, просроченного детско­го йогурта не было. На буты­лочках стояли даты 12 и 13 февраля. Не было и старого лаваша, йогуртов в баноч­ке. Но все продукты, вновь выставленные на витрины, были не свежими, а на грани риска.

А салатик старый мы все-таки отрыли. Хотя в стопочке стояли салаты, изготовленные 27 января (а хранятся они 15 суток), в дальнем углу завалялась баночка с датой 22 января, значит, срок годности истек еще 6 февраля. Причем, на баночке написано, что 15 суток салат может хранить­ся при температуре от +2 до +5 градусов. Если в магази­не теплее, значит, салатик испортился гораздо раньше указанного срока. Но так как такая баночка на прилавке была всего одна, мы списали ее на человеческий фактор. Однако такой недосмотр мог стоить кому-то расстройства желудка, диареи, а в худшем случае – кишечной инфек­ции и недели больничного.

Поразило то, что в мага­зине нет совсем свежих про­дуктов. Все товары длитель­ного срока хранения были уже с истекающим сроком годности. Возникло подо­зрение, что продукты в Кач­канар привозят из «Моне­ток» более крупных городов, где торговать несвежей едой «не комильфо».

Вывод из нашего экспе­римента прост – будьте вни­мательнее, когда покупаете продукты. Следить за их све­жестью никто кроме вас не будет.

 

Мы обратились в Кушвинское отделение Роспотребнадзора с во­просом, как часто их специалисты проводят проверки в качканарских магазинах и какие просроченные продукты наиболее опасны. Специ­алист Центра гигиены и эпидемиологии Любовь Уткина рассказала, что шоколадом в принципе отравиться сложно, а в группе риска мо­лочные и кондитерские изделия, рыба и мясо.

– Мы проводим плановые проверки раз в три года. Но еже­квартально делаем смывы – это пробы на кишечные бак­терии и яйца гельминтов. Их берут с прилавков, ножей, ви­трин, спецодежды продавцов. По закону это обязательная процедура. Заказывает ее владелец магазина.

Любой потребитель может к нам обратиться с жалобой на торго­вую точку, и тогда в ней будет проведена серьезная проверка. Пожа­ловаться можно на все, вплоть до того, что в магазине живут кошки. Нахождение домашних животных в магазинах запрещено.

Специалист пищевого отдела Роспотребнадзора рассказала также, что деформированные банки с консервами и бомбаж не должны ре­ализовываться даже со скидкой. Такую продукцию обязаны убирать с прилавков сразу же. Точно также и помятые шоколадные яйца прода­вать не должны.

Любовь Михайловна объяснила, что в принципе в Качканаре си­туация на рынке продуктов питания неплохая. Постоянных жалоб на одного какого-то качканарского предпринимателя нет, и уточнила, что в сетях лучше отслеживается санитарная обстановка, потому что за каждым отделом закреплен специальный человек.