Если врач отказал в лечении ребенку, он врач? Или кто?
Прочитала в «Новом Качканаре» про конфликтную ситуацию в акушерско-гинекологическом отделении горбольницы и поняла: в городской системе здравоохранения «болен» не один участок, болен весь организм. Все его системы работают ненормально, а иногда и вовсе не работают. Конечно, вывод сделала не только после прочтения газеты, но и на основе горького личного опыта.
Как все начиналось
В ночь на воскресенье заболел внук, температура сразу выстрелила до 38 градусов. Днем ему стало полегче, но заболела я, и тоже с высокой температурой.
До этого у меня не было опыта общения с детской поликлиникой. В это учреждение я ходила еще в советские времена, с дочкой. А какие сейчас порядки? С таким вопросом я позвонила молодой приятельнице, у которой два ребенка. Оказалось, что врача вызывать бесполезно, он может просто не прийти. Талоны взять на завтра тоже нереально. Надо идти и сидеть в очереди таких же безталонных, но при этом запастись ангельским терпением.
— Мы делаем так: сначала в поликлинику идет муж, занимает очередь, сидит, ждет, а когда до приема остается 2-3 человека, звонит мне и приезжаем мы с ребенком, — поделилась она своим ноу- хау.
Другая тоже посоветовала быть готовой к долгому ожиданию в очереди. Ей надо было взять справку для отправки ребенка в лагерь «Чайка», и на эту формальность она потратила почти полдня.
Два участка за три часа
Ночью опять высокая температура, давала внуку жаропонижающее, и под утро снова. Пока оно действовало, пошли с ним в поликлинику. Наш участковый врач К.Ярославцев принимал с 9 до 12 часов. Перед нами в очереди 7-8 детей.
Ровно в 12 часов К.Ярославцев вышел из кабинета, молча куда-то ушел. Мамочки начали одевать детей. Кто-то из таких, как я, неопытных, спросил, в чем дело. Бывалые мамаши пояснили: все, прием окончен.
Меня поразила покорность женщин. Они привели детей, нуждающихся во врачебном приеме, но не получили его. Уверена, что таких непринятых — каждый день, и не по одному. В расписании приема написало, что К.Ярославцев обслуживает два участка. Но обслуживает их всего 3 часа в день, т.е. за время, положенное для одного участка.
Одним словом, изначально заложена ситуация с нехваткой талонов и неприемом всех нуждающихся.
Спиной к пациенту
Я обратилась в регистратуру: как мне быть? Рассказала про высокую температуру и что доктор завершил прием, а нам надо получить лечение.
— Что же вы молчали про высокую температуру? — сразу сделали меня виноватой. — И сидели с больным ребенком среди других?! Ведь сегодня День здорового ребенка!
Откуда я могла это знать, если об этом нигде нет объявления? Да и в очереди я видела больных детей.
— Идите к кабинету, врач вас примет, — мы с внуком потащились обратно, а регистратор понесла медицинскую карту и вкратце рассказала Ярославцеву о состоянии ребенка.
Заходим в кабинет. Доктор сидит к нам спиной, печатает на компьютере. Медсестра подала мне градусник. Все происходит в полном молчании. Температура, как и следовало ожидать после эффералгана, 36,7.
— У вас нет температуры, — говорит медсестра.
— Конечно, нет, — отвечаю. — Я давала жаропонижающее, не вести же ребенка с высокой температурой.
Помолчали. Доктор по-прежнему печатает. После паузы, обращаясь к компьютеру, говорит:
— Не вижу оснований для внепланового приема.
Как он их увидит, если ни разу не взглянул на малыша? У него сопли по колено, глаза начинают гноиться, а оснований нет!
— Что же делать? — ошарашенно спрашиваю. — Привести мальчика завтра с температурой +38? Не давать жаропонижающее?
— Давайте жаропонижающее.
Продолжать этот бессмысленный разговор уже не было сил. Врач своей спиной демонстрировал принципиальную позицию. Напоследок я все же уточнила:
— Вы будете смотреть ребенка?
Я почти не поверила своим ушам, когда услышала: нет!
И мы ушли, как пришли: ни здравствуйте нам, ни до свидания. На больного 2-летнего ребенка этот как бы доктор так и не взглянул.
— Вызывайте завтра врача, — посоветовали мне в регистратуре.
Пять минут работы
После похода в поликлинику внук крепко заснул, а я под впечатлением стала звонить по номерам «горячей линии», которые значились в объявлении в регистратуре. Оба телефона отключены. Звоню на горячую линию детской поликлиники (нашла такой на сайте ЦГБ). Тоже не работает.
Там же, на сайте, нашла четвертую «горячую линию». Попала на секретаря главврача ЦГБ Татьяну Ивановну Луневу. Рассказала ей, что на прием не попали, а лечиться чем?..
Внук проснулся с температурой 38,5. Перезвонила секретарь, сказала:
— Поезжайте в детское отделение горбольницы, там вас примут.
Приняли доброжелательно к малышу и вежливо ко мне. Завотделением Нодира Зиёбековна Махмудова (к сожалению, она уже не работает в Качканаре… Как она призналась, не смогла прижиться к системе нашей ЦГБ) осмотрела внука, выписала лекарства, все заняло около пяти минут.
Наконец-то, уже под вечер второго дня, малыш начал получать медикаментозное лечение.
Дубль №2
Наутро звоню, чтобы вызвать врача на дом. На том конце отвечают:
— Вы же рядом с поликлиникой живете. Может, придете сами?
Я даже рассмеялась: я так делала вчера. Вкратце объясняю, что врач нас не принял.
— Примет, — заверяют меня. — Приходите.
Снова пьем жаропонижающее, идем в поликлинику. Заходим в кабинет. Снова никто не здоровается. Почему-то температуру уже не измеряем.
На вопрос, чем лечимся, перечислила препараты, которые нам назначили вчера в больнице. Ярославцев молча переписал их на листочек и дал мне: лечитесь.
Сопли, кашель? Здоров!
На следующем приеме он все-таки спросил, как себя чувствует внук. Мы уже вторую неделю как лечились, температура спала, но сопли, кашель все еще были. Но К.Ярославцев опять не увидел оснований и выписал внука как годного к посещению детсада. Очевидно, для него главный показатель — наличие или отсутствие температуры.
Спустя два дня внук снова затемпературил и болел еще две недели. Но ходили мы уже к другому педиатру. Врачу Ярославцеву я не доверю здоровье своего ребенка.
Марина Р.
P.S. «Профессиональные навыки и знания, а также опыт педиатров очень важны в этой специальности, ведь малыш не в состоянии рассказать о характере своего заболевания или его причинах. Врачу необходимы невероятные физическая и психологическая выносливость, особенно во время обострения сезонных эпидемий. Большая любовь к детям — наиважнейшая черта характера, которая в состоянии помочь справиться в наиболее сложных обстоятельствах. Здоровье маленьких пациентов находится в полной зависимости от правильной постановки диагноза и последующего лечения ребенка, как раз поэтому профессия педиатра является очень ответственной».
Сайт Госслужба|Медицина|Образование