Евраз вышел за пределы правового поля

Бывший сотрудник безопасности Евраза слил в сеть записи разговоров с начальством

Итак, некто Александр Ковтонюк в нача­ле декабря 2015 года выложил в Интернете три записи своих телефонных разговоров с неким Сергеем Савчуком, которые прои­зошли, судя по всему, еще в 2014 году, когда управляющим директором Находкинского порта был небезызвестный качканарцам Владислав Жуков.

8bTP3BgGCrРасшифруем действующих лиц. Алек­сандр Викторович Ковтонюк занимал в 2014 году должность директора Находкинского порта по контролю за ИБПиСА. По сути это, примерно, то же самое, что раньше называ­лось директором по безопасности и режиму. Сергей Савчук в то время занимал долж­ность вице-президента Евраза и по верти­кали являлся непосредственным начальни­ком Ковтонюка. В нулевые годы, что важно, Савчук был директором по безопасности Нижнетагильского металлургического ком­бината. Ну а Жуков, как мы знаем, уже год руководит Качканарским ГОКом.

Качканарцам эти записи телефонных разговоров интересны прежде всего в свете беспрецедентного информационного наез­да на профсоюзную организацию Качканар­ского ГОКа во время переговоров с работо­дателем по корректировке коллективного договора на 2016 год. И здесь собеседники, представляющие силовой блок Евраза, про­говаривают способы наиболее эффектив­ного воздействия на профсоюзный актив порта, который, похоже, до печенок достал руководство компании своими несоглаша­тельскими действиями.

Желающие могут сами послушать записи разговоров – это может быть весьма поучи­тельным. Я же лишь пунктирно обозначу наиболее характерные действия евразовских силовиков, которые, без сомнения, применялись и в Качканаре.

1. Собеседники обсуждают денежные средства профсоюза: сколько собирается взносов, сколько из них идет на зарплату, на какие цели еще расходуются, нет ли случаев нецелевого их использования, в каком бан­ке хранятся и как можно использовать эти сведения с целью дискредитации председа­теля профсоюзной организации. Знакомая история. Мы помним, какая истерика нача­лась в подконтрольных Евразу СМИ полтора месяца назад, когда профсоюз Качканарско­го ГОКа отказался отчитываться перед ано­нимными читателями корпоративной газе­ты о своих денежных средствах.

2. Московский начальник советует очень тщательно, с использованием ресурсов ФСБ и МВД, проверить председателя профкома, его жену и дочь – вдруг что нароется. Должен заметить, кстати, что ФСБ, МВД и прокура­тура в этих разговорах звучат очень часто. Такое ощущение, что эти уважаемые госу­дарственные структуры чуть ли не работа­ют на частную компанию. По крайней мере, собеседники не скрывают, что они могут ис­пользовать эти структуры в своих далеко не всегда законных интересах.

3. Универсальный метод – давление на членов профсоюза, особенно на ИТР. Надо поставить человека перед дилеммой: или он выходит из нежелательного профсоюза, или будет уволен. Запугать, растоптать, раз­давить… Такое указание, по сути, дает свое­му подчиненному Сергей Савчук. О том, что методы не изменились, хорошо свидетель­ствует дело качканарских железнодорожни­ков, большая часть которых прошла через унизительные процедуры «кнута и пряника» и отказалась от своих требований.

4. О том, что евразовские силовики ак­тивно пользуются незаконными методами сбора информации, в частности, прослуш­кой, думаю, секретом не является. Это под­тверждает и запись телефонного разговора между Ковтонюком и Савчуком. Речь идет о переселении профкома из одного поме­щения в другое. Савчук сердится, что дело двигается медленно. Его подчиненный оправдывается, что новое помещение гото­во не полностью, не все оборудование еще установлено, нужно 45 тысяч рублей, чтобы все было как надо. Говорят полунамеками, но из контекста понятно, что речь идет об оборудовании нового помещения профкома прослушивающими средствами. «Мы будем полностью в курсе всех их намерений и дей­ствий!» – радуется Ковтонюк. При этом мо­сковский начальник советует максимально ограничить присутствие председателя про­фкома на всевозможных производственных и других совещаниях, проводимых админи­страцией порта.

В свете этого уже с иронией вспоминаешь истеричную шумиху, поднятую «Качканар­ским рабочим» после того, как корреспон­дента корпоративной газеты не пустили на заседание профкома.

5. Похоже, что Евраз действительно не­редко пользуется услугами государствен­ных силовых ведомств в своей борьбе с не­желательными для компании элементами. Об этом очень подробно и живописно по­ведал сам Савчук, рассказав своему подчи­ненному Ковтонюку о том, как в бытность свою директором по безопасности НТМК он загнобил одного профсоюзного лидера, который «никак не мог понять, что от него требуется». Например, о том, как по дороге на профсоюзную конференцию профлидера остановил патруль ДПС, в результате чего тот попал на собрание, опоздав почти на два часа, фактически к закрытию конферен­ции, на которой он должен был произнести неприятную для Евраза речь. Или о том, как он просил коллег из ФСБ более присталь­но взглянуть на его «экстремистскую» де­ятельность. Как отобрал у него пропуск на автомобиль, после чего пустил бедолагу «по большому кругу». Что такое «большой круг», не очень понятно, наверное, нижнетагиль­ские металлурги знают, что это такое. В ко­нечном счете, можно понять из слов Савчу­ка, он выключил неугодного профлидера из общественной жизни предприятия.

Похожим образом убрали в свое время с нашего комбината весьма активного про­фсоюзного активиста Анатолия Забегаева, которого потом, уже лояльного Евразу, при­строили на НТМК.

А, в общем-то, эти записи телефонных разговоров ничего нового не несут. Они просто еще раз подтверждают, что действо­вать в правом поле «социально ориентиро­ванная компания» Евраз не может, в против­ном случае она всегда будет проигрывать. Об этом недвусмысленно сказал Сергей Бо­лиславович Савчук, еще недавно бывший вице-президент Евраза и нынче исправно служащий ей.