Евраз, вопреки рекомендациям СПЧ, продолжает настаивать на своем

В конце марта пред­ставители совета по правам человека при президенте РФ посе­тили Качканарский ГОК. Тогда со стороны работ­ников было высказано много трудовых претензий к рабо­тодателю, а представители СПЧ вынесли свой вердикт: на комбинате отсутству­ет социальное партнерство между работодателем и про­фсоюзной организацией. В адрес последних двух были даны рекомендации подпи­сать так называемый мемо­рандум, чтобы в дальнейшем было легче вести социаль­ный диалог. Совет по пра­вам человека предложил базовые принципы диалога, которые следует включить в проект меморандума. Всего их пять. Но спустя месяц ме­морандум так и не принят. А пресс-служба Евраза сооб­щает, что руководство ком­бината по-прежнему готово к конструктивному диалогу.

24

Практически сразу же после направления сто­ронам предложений СПЧ профсоюзная организация направила в адрес руко­водства КГОКа свой про­ект меморандума, который практически один в один со­впадал с принципами, реко­мендованными СПЧ. Однако комбинат пошел по-иному пути, убрав «неудобные» для себя пункты и разбавив его положениями в свою пользу.

Так, например, в своем варианте меморандума Ев­раз предлагает присвоить себе исключительные пол­номочия по установлению работнику размера заработ­ной платы: «…поскольку это соответствует цели эффек­тивной экономической дея­тельности и рационального управления имуществом, к числу которого относятся де­нежные средства». Выходит, что интересы работников в таком случае уже не рассма­триваются, хотя по Трудо­вому кодексу РФ зарплата устанавливается трудовым договором, а не в односто­роннем порядке. А с учетом того, что профсоюзная орга­низация является предста­вителем работников, то и во­просы, связанные с размером заработной платы, решаются, конечно, с ее участием.

Отказалось руководство комбината оставлять в ме­морандуме и условие о без­условном признании про­фсоюзной организации в качестве представителя во время мероприятий, сопро­вождающихся переходом ра­ботников в новые структуры за пределами предприятия, с проведением консультаций. Как и исключило гарантию возможности для работни­ков использовать услуги кас­сы взаимопомощи. Отметил комбинат и печатное дело, предложив воздержаться от публикаций в СМИ в случа­ях возникновения разногла­сий, в том числе в процессе исполнения коллективного договора, решения текущих социально-трудовых вопро­сов. Между тем, пресс-служба холдинга продолжает пода­вать информацию в своем ключе.

В целом, «дополненный» вариант от Евраз КГОКа су­щественно отличается от предложенного Советом по правам человека. Именно поэтому подписание мемо­рандума социального пар­тнерства вновь остается под вопросом, а социальный ди­алог по-прежнему на словах.

Небезынтересно, что уже этой осенью в профсоюзной организации пройдут пере­выборы. На конференции будут выбирать не только новых председателей цехов, но и председателя самой ор­ганизации. Не исключено, что руководство комбината со своей стороны сделает все, чтобы столь неудобную ей профсоюзную организацию наконец-то подмять под себя. Быть может, именно за этим на Качканарский ГОК был на­правлен Владислав Жуков.

Алиса Смолина

Базовые принципы меморандума от совета по правам человека,

взятые за основу профсоюзной организацией

  1. Необходимые анти­кризисные меры и их пе­речень вырабатываются строго по определенной действующим коллектив­ным договором процедуре. При реализации антикри­зисных мер соблюдаются права работников, уста­новленные коллективным договором и действующим законодательством.
  2. При необходимости снижения затрат на пер­сонал — перечень меро­приятий определяется в соответствии с процеду­рой, установленной в кол­лективном договоре. При необходимости стороны согласовывают соответ­ствующие изменения в действующий коллектив­ный договор.
  3. В случае принятия администрацией пред­приятия решения об уменьшении продолжи­тельности недельного или дневного рабочего време­ни работников — не допу­скается оказание давле­ния на работников в целях написания ими заявлений на предоставление дней (часов) без сохранения за­работной платы (по ини­циативе работников или по соглашению сторон).
  4. Соблюдаются гаран­тии профсоюзной дея­тельности во всех подраз­делениях предприятия, в частности:не осуществляются действия, ущемляющие права и законные инте­ресы работников, в том числе право на свободу объединения, в том числе на предприятии «Дивизи­он Урал», а также сохра­няется возможность для работников использовать услуги профсоюзной кас­сы взаимопомощи;профорганизация без­условно признается в качестве представителя работников при осущест­влении мероприятий, свя­занных с изменениями в структуре предприятия, в том числе сопровождаю­щимися переходом работ­ников в новые структуры за пределами предприя­тия, с проведением необ­ходимых консультаций и согласований.
  5. Мероприятия по специальной оценке ус­ловий труда осуществля­ются объективно, при плотном взаимодействии с профсоюзной организа­цией, спорные замеры пе­репроверяются под кон­тролем сторон.

     

     

     

    Владимир Помазкин, заместитель председателя профсоюзной организации «Ванадий»:

    — Работодатель предложил расширить и детали­зировать обязательства сторон, сделав попытку решить часть спорных и иных вопросов уже при подписании самого меморандума. Такой подход противоречит самой идее меморандума – стать отправной точкой для сближения позиций сторон и дальнейшего взаимодействия.
    Именно поэтому профсоюзный комитет, со своей стороны, не стал «перегружать» содержание меморандума «усло­виями в свою пользу», остановившись на «ней­тральном варианте». Вариант от работодателя создает лишь видимость готовности работодателя вести диалог на основе учета интересов сторон, на самом деле явно просматривается прежняя позиция работодателя – диктат условий исходя из собственных интересов.