Дорожный разбор: кто виноват и что делать?
18 мая на заседании думы подводились итоги деятельности рабочей группы депутатов по изучению ситуации, сложившейся с выполнением работ по реконструкции участков автодорог Гикалова и Свердлова.
Депутаты еще зимой рекомендовали Сергею Набоких провести служебное расследование по поводу срыва сроков и качеству выполнения ремонта дорог. Мэр подготовил такой ответ на вопросы депутатов:
—C целью установления виновных лиц в срыве сроков выполнения работ по контракту на реконструкцию участка автодороги по Свердлова неоднократно проводились рабочие совещания, по итогам которых установлено, что основной причиной срыва сроков выполнения работ явилось недостаточное оснащение материально-техническими ресурсами подрядчика ООО «УралДорСтрой».
Для завершения работ по реконструкции дорог по Гикалова и Свердлова в 2016 году Качканару предоставлены трансферты из областного бюджета в размере 29 млн. 697 тыс. рублей, не использованные в прошлом году. Ошибки, имеющиеся в проектно-сметной документации (далее ПСД), были устранены на стадии экспертизы. В 2015 году необходимость внесения изменений в ПСД была обусловлена объективными причинами, выявленными в начале работ. В этом году никаких изменений больше не предвидится. Подрядчик уже приступил к выполнению работ по имеющейся документации.
Ответственным лицом за реконструкцию дорог в Качканаре является УГХ.
В соответствии с законодательством в контракт включается условие об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В данном случае предусмотрена ответственность подрядчика. В адрес УралДорСтроя регулярно направляются претензии о нарушении сроков исполнения контракта, в том числе о начислении неустойки за просрочку.
УГХ как заказчик оставляет за собой право обратиться в Арбитражный суд за взысканием штрафа за ненадлежащее исполнение контракта подрядчиком, но это будет возможно только, когда контракт будет полностью закончен или расторгнут.
Депутаты выслушали доклад Сергея Набоких и остались, мягко говоря, очень недовольны такими ответами.
— Кто же всё-таки является виновным лицом и кто – ответственным лицом, — спрашивает у мэра депутат Николай Сытых. – Почему не названы конкретные люди? Если бы вы ответили, что ответственным лицом является Маслов, я бы понял. Если у юридического лица нет физического лица, которое занимается этой проблемой, то и успеха нет.
— Руководитель УГХ несет ответственность – это Эдуард Маслов, — ответил Сергей Набоких.
— Рабочая группа работала длительное время, готовила массу документов, — держит слово Владимир Георгиев. — И этот ваш доклад со многими нашими вопросами не сходится. Мы просили назначить конкретного человека, чтобы не повторять ошибок прошлого года, с которого можно спросить. Чтобы в этом году асфальт на снег не укладывали. Одна из проблем, которая выявилась, авторский надзор осуществляли не авторы. Будет ли решен вопрос об авторском надзоре тех, кто проектировал дорогу?
— По поводу авторского надзора – люди, которые готовили проект, осуществляли и надзор, — ответил мэр.
— Для чего тогда мы заключали контракт о выполнении функции авторского надзора другим юридическим лицом? – задает вопрос Геннадий Русских. – Маслов в письме нам пишет, что авторский надзор они вынуждены были предложить другой организации, потому что проектант отказался от выполнения данной функции по причине отсутствия у них специалиста.
— Я не согласен с вашим ответом. По каким причинам были внесены изменения в проектно-сметную документацию? – интересуется Юрий Подобедов.
— Были дополнительные работы: основное — это изменение дорожной одежды, — поясняет Сергей Набоких.
— Вы отвечаете, что основной причиной срыва сроков выполнения работ явилось недостаточное оснащение материально-техническими ресурсами подрядчика. Меня больше волнует, как будет выглядеть строительство дороги в этом году? – продолжает атаку Сергей Курильченко. — И эта же причина не может ли сыграть злую шутку с Качканаром в очередной раз?
— Может.
— Что необходимо делать, чтобы этого не произошло?
—Подрядчик должен за свой счет приобрести материалы, привлечь необходимое оборудование, людские ресурсы для выполнения объема работ. По условиям контракта мы авансов не платим. На сегодняшний день пока нет оснований переживать. Проблема незначительная есть – это людской ресурс, на наш взгляд, работает недостаточно людей — 26 человек, но непостоянно.
— Сергей Михайлович, соблюдает ли подрядчик график выполнения работ? – спрашивает Олег Кирдяшкин.
— Тот график, который был составлен, выполняется. По графику срок окончания работ – конец августа.
— Возникает беспокойство, что будет как в прошлом году. Фирма подрядчика понимает, что мы никуда не денемся от них, поэтому себя так халатно ведёт, — высказался Габбас Даутов.
Беседу с Сергеем Набоких продолжает Геннадий Русских:
— Мы просили главу провести служебное расследование, каким документом вы обозначили проведение этого расследования? Правительство области перед выборами обещало городу 120 миллионов на ремонт дорог. По итогам 2016 года, я надеюсь, мы 50 миллионов освоим, остается 70 миллионов и полтора года до следующих выборов. Как вы видите выполнение данных обязательств перед населением?
— Вопрос некорректный. Тут — выделят деньги или нет.
— Нет, Сергей Михайлович, избирателям было конкретно сказано, что правительство выделяет 120 миллионов на ремонт дорог. Вы заверили правительство, что проектно-сметная документация готова.
— ПСД на тот момент быть не могло, потому что еще и разговоров не было. Мы её подготовили – нам деньги выделили. Сейчас готова документация на освоение еще 37 млн. и ведем разговор по выделению этих средств, возможно, и в этом году. Надо будет готовить документы на следующий участок дорог, и, я уверен, деньги мы получим.
— Я хотел бы уточнить, выборы прошли в сентябре 2013 года, ПСД готовилась в 2012 году, а в августе 2013 года она была направлена на экспертизу. Поэтому документация на тот момент была, другой вопрос – какого качества. Деньги на неё больше миллиона мы заплатили из бюджета.
— Даст Бог, мы закончим с этим ремонтом, сделаем следующую ПСД на другой участок дорог, а подрядчик тот же будет? – включается Андрей Напольских.
— Подрядчик определяется только на основании конкурсных процедур. После завершения контракта мы предъявим штрафные санкции к подрядчику, и у нас появится основание вносить его в список некорректных подрядчиков.
Геннадий Русских:
— Меня очень огорчает ответ: «Ошибки, имеющиеся в проектно-сметной документации, были устранены на стадии экспертизы». Я, позвольте, выскажу другое мнение. Мы констатируем факт, что когда заключался контракт на изготовление ПСД, господин Мамаев, главный инженер УГХ, подписал документ, уже закладывая ошибки. За что мы заплатили 1 млн. 70 тысяч рублей? Я подозреваю, что мы заплатили за ПСД, которая не соответствует существующему законодательству. Эта ошибка поставила на уши всю работу администрации. Когда управление госэкспертизы приняло документы в августе 2013 года, рассмотрели документацию и спросили – где инженерные изыскания? Тогда УГХ в декабре 2013-го заключает контракт на инженерные изыскания. А проект уже готов. И когда инженерные изыскания были изготовлены и направлены на экспертизу, тогда и получились нескладушки: в проекте одно, в изысканиях – другое. Ваши подчиненные, чтобы скрыть ошибку, написали, что бетонного слоя нет, и они согласны с проектом дорожной одежды, тем самым господин Маслов предоставил управлению госэкспертизы заведомо недостоверную информацию. Эта информация и дала положительное заключение. Как только подрядчик приступил к работам, сняли слой асфальта, а там бетонный слой. В ПСД никак не был отражен этот слой. Ошибку в ПСД ваши специалисты признали, когда просили написать новый график работ. Если бы вы хотели провести служебную проверку, чтобы сделать выводы и принять управленческие решения, такие устные совещания проводить было нельзя. Мы просили вас постановлением администрации КГО определить должностных лиц, отвечающих за своевременность и качество подготовки ПСД, и внести эти обязанности в должностные инструкции.
Как так ваш главный инженер не знает, что первично – инженерно-изыскательские работы, а вторично ПСД на основании изысканий. Надо вам сделать выводы и наши рекомендации исполнить, чтобы нам на эти грабли еще раз не наступить. И вообще я бы хотел обсуждать подробнее этот вопрос в закрытом режиме, потому что мне неприятно комментировать все эти вещи. Я не могу себе допустить, что такие инженеры у нас управляют такими вопросами.
—А я не сомневаюсь в компетенции наших инженеров! – ответил Сергей Набоких. – Изменение в ПСД никак не повлияло на изменение сроков контракта.
— Я говорю о нарушении законодательства, прокуратура проверит и разберется, есть ли нарушения и какие, —заключил Геннадий Русских.