Добрые куклы

В Качканаре в Центре народной культуры «Журавушка» в бибилотеки им. Селянина проводятся заня­тия по изготовлению обережных куколок-талисманов.

Елена Диль со своими ученицами

— Эти куколки, талисма­ны-обереги, испокон века су­ществуют как часть славянской культуры, – рассказывает библи­отекарь Елена Диль. — Истори­ки утверждают, что первые ку­клы-мотанки из ткани появились около 5000 лет назад. И это не просто игрушки, это обереги, со своим особым значением. Еще не так и давно действительно считалось, что такие ляльки спо­собны защитить дом, подворье, человека, ребенка от злых сил, сглаза, несчастных случаев и бо­лезней.

По словам участников-слу­шателей, не в первый раз здесь присутствующих, это не мистика, не языческое поверье:

— Вот дарите вы, к приме­ру, кому-то подарок. Не важно, по какому случаю, но дарите от души, с радостью. И этот подарок радует и дарителя, и принимаю­щего подарок человека, — на­перебой убеждают присутству­ющие рукодельницы. — Когда, к примеру, получаете подарок от ребенка, рисунок это или какую другую поделку, вы вместе с ре­бенком радуетесь? Радуетесь! А почему? Да потому, что ребе­нок — душа непосредственная и светлая. От детей, если заметили, всегда теплое добро излучается. И от рук детей передается это тепло и изделию. Такую же до­брую и защитную энергетику могут нести и куклы-мотанки.

Объясняют мои собеседницы это так: от каждого из людей, животных и даже растений ис­ходят незаметные вибрацион­ные волны. И они передаются вещам, которые мы делаем сво­ими руками. В зависимости от нашего настроения, вещи как бы заряжаются положительной или отрицательной энергией.

Вот и делали в старину, и дарили, и передавали из поко­ления в поколение эти обере­ги-талисманы. Их много видов, роднит их только три обяза­тельных условия: должны быть юбка, символизирующая землю, рубашка с рукавами – единство прошлого, настоящего и будуще­го, и головной убор как связь с небом.

Кукла-берегиня вешается на углу дома как защита. Коло­кольчик символизирует счастье и хорошее настроение. «Пере­вертыш» с двумя головами, че­тырьмя руками и тремя юбками — две сущности женщины: весе­лая беззаботная девка, и в то же время заботливая хозяйка.

Особое место занимали ляль­ки-мотанки как защита малышей от всего возможного негатива. Их кладут в кроватки, а также в карманчики одежды ребенка.

Делали кукол-мотанок сво­ими руками вплоть до начала двадцатого века, но потом, с приходом массового производ­ства игрушек, древние традиции были утрачены в массах, но со­хранились в некоторых поселе­ниях и дошли до наших дней, оставшись при этом оберегами, а не просто игрушками, сувени­рами-матрешками.

И ничего в них не пришива­ется иглой. Острый металл — это агрессия. Все скрепляется, обма­тывается ниткой, куском материи, лыковой или льняной прядью. На таких куколках не обозначается лицо. Оно чистое, символизирует чистоту помыслов.

Нам, теперешним, не суевер­ным, ищущим во всем научное объяснение, в такие мистиче­ские вещи не особо верится. Однако ходим ведь, доверяемся экстрасенсам и знахарям. До­пускаем силу колдовства ино­странных вуду. А ведь так просто – взять и попробовать.

А рукодельницы меж тем, тихо переговариваясь, напевая старинные песни, мотали свои куколки-крупяницы как символ благосостояния и достатка в се­мье. В лукошке-коробочке хра­нились сделанные ими ранее. И рядом с ними, внутри себя вдруг начинаешь ощущать исходящее от них тепло доброжелательно­сти и покоя.