Дистант стал испытанием для всех
Коронавирус изменил нашу жизнь. У кого-то изменения произошли незначительные, а у кого-то такие, что пришлось перестраивать буквально каждую минуту своего времени, чтобы наладить баланс.
Особенно сильно изменения в ритме и качестве жизни заметили все, кто связан с учебой — дети младших и старших классов, их родители и учителя. Дистанционное обучение, или, как кратко его стали называть, дистант стал испытанием для всех. Ранее система образования в России никогда не использовала так масштабно практику удаленного обучения, а потому столкнулась с большими трудностями в его реализации.
С первых дней объявления о самоизоляции и переводе учебных заведений на дистант интернет стал кишеть гневными постами и комментариями родителей школьников. А все потому, что учебные часы фактические оказались отменены, а учебная программа нет. И справляться с этим диссонансом пришлось именно родителям.
Родители — не учителя
— Первое время электронный дневник вообще не открывался, — рассказывает мама третьеклассницы Светлана Истомина. — Потом учительница сказала, что будет отправлять все задания на электронную, что так будет проще. И началось…Одному учителю задание на одну почту, другому на другую… В электронном дневнике я, например, вообще не знаю, как прикрепляется домашнее задание.
Поначалу мы делали уроки целыми днями. Я не учитель, я не знаю, как донести тему. Решить я решу, но объяснить дочери я не могу. А ведь домашние дела никто не отменял. При этом я ещё и работаю. Прихожу с работы в одиннадцатом часу, а мне надо и уроки у дочери проверить, и домашние дела сделать.
Хорошо, что нас учительница не ограничивала во времени выполнения работы. Я сказала, что прихожу домой поздно и у меня нет времени скинуть домашнюю работу. Она сказала, что это не проблема, и разрешила отправлять в течение 2 дней работы. А ведь есть классы, где выполнение работы ограничено по времени. То есть нужно прямо день в день сдать все задания.
Занятия дома детей расслабляют. Их постоянно что-то отвлекает: то кушать надо, то кошка приходит, то ещё что-нибудь. Они не могут сконцентрироваться на занятиях. Я считаю, что это не учёба, это работа для галочки. Если старшие классы могут сами разобраться в теме, то начальной школе нужно всё объяснять. Хорошо — у нас ребенок ответственный, и она сама занимается учебой. Но ей всё равно надо помогать. А ведь есть дети, которых вообще не усадить дома.
Ещё получается, что очень много времени проводит за компьютером. Сейчас мы уже как-то вошли в режим, и у нас на учёбу уходит 3-4 часа в день. А первое время мы сидели с 10 утра и до 8 вечера с перерывом на обед. Я даже готовить не успевала.
Дети уже сами в школу хотят. У нас Катя хочет в школу.
— Мне дома скучно. Я хочу в школу. Мне там нравится, — добавляет ученица Катя.
— Они в школе организованнее, — продолжает собеседница. — Если урок начался, то он идет не прерываясь. Дети садятся и учатся. А дома отвлекаются. Есть семьи, где по 2-3 ученика, им еще сложнее.
По физкультуре вместо физических занятий мы сейчас делаем рефераты. Вот нам задают тесты по ГТО. Недавно был тест про лёгкую атлетику в Древней Греции. По трудам, естественно, мы детям будем помогать, потому что они сами не справятся. По музыке мы сидели и слушали три произведения Бетховена, которые нам задала учительница. По музыке нужно было ответить на вопросы. А что я должна рассказать ребенку, если я не разбираюсь в творчестве Бетховена?
Мы теперь и в кружки никакие не ходим. Бассейн закрыли. Сказали: в этом сезоне вообще не откроют больше.
Сложность донесения материала еще и в том, что в наше время мы учились по другой системе. Сейчас ведь все не так. Здесь же проблема и с английским языком. Я учила немецкий. Я и читаю не так, и произношение у меня неправильное. Как мне ребенка чужому языку научить?
У учителя сейчас, получается, задача только выслать задания и проверить их.
Нервы не выдерживают
— Это дистанционное обучение — полный кошмар, — делится своей болью качканарка Елена. — Объемы большие, а когда ребенок дома один, родители работают – весь день на телефоне… Очень пострадает психика у детей. У меня один, и мне его очень жалко, а у кого двое, трое? С утра до позднего вечера уроки, на улицу не ходи. Сидит дома, цветом уже как белая простыня.
Мое мнение, что ничем хорошим это не закончится. Нервы у родителей не выдерживают. Как можно сделать 4 задания (урока) за неделю, к которым нужно еще новую тему освоить, понять её, и в каждом уроке по 7-9 упражнений. А кроме этого, еще куча других уроков, и всё нужно отправить по разным местам. Одному по электронной почте, другому лично «Вконтакте», третьему — по ватсапу, четвертому непонятно куда. Если у нашей администрации в планах и дальше школу оставлять на дистанционном обучении, то это ужас. Лучше бы они это досрочно отправили детей на каникулы, чем вся эта нервотрепка.
Учителя видят плюсы в дистанте
— Сегодня мы вынуждены работать в непростых условиях, — рассказывает учитель истории и обществознания Анна Абраменко. — Задействованы сейчас абсолютно все: дети, родители, учителя, администрация. Я считаю, что все-таки дистанционное обучение никак не заменит традиционной классно-урочной системы. Несомненно, есть свои плюсы, но пока сталкиваемся со многими проблемами в организации данной формы.
Стоит заметить, что большую роль здесь играет и сам школьный предмет. Например, очень трудно сейчас детям даются математика, физика, химия, русский язык и другие дисциплины, где необходимо конкретное объяснение учителем темы.
Да, сейчас мы стараемся по максимуму дать ребёнку сопутствующей информации, видеоуроков для объяснения новой темы, но это никогда не заменит личной встречи с ребёнком, нашего общения и взаимодействия с ним.
Но есть и большой плюс дистанционного обучения. Именно оно максимально включило родителей в процесс обучения своего ребёнка, происходит взаимодействие с учителем и классным руководителем.
Мы, учителя, оказавшись загруженными ещё большим объемом работы, получаем понимание и поддержку со стороны родителей! Многие родители совсем иначе стали смотреть на школу, изменили своё отношение к учителям и даже к своему чаду! Это считаю главным плюсом дистанционного обучения.
Кто раньше дома не учился, теперь не учится совсем
Прочитав то, что родители думают о дистанционном обучении, задаешься вопросом: а есть ли в такой учебе смысл? Что лучше: закончить обучение досрочно, так как дистант не приносит пользы, или все-таки стоит помучиться, чтобы дети все же хоть как-то, но учились? Вот что обо всей этой ситуации думает начальник Управления образования Марина Мальцева.
— Как долго еще будет длиться такая форма обучения?
— Согласно распоряжению губернатора, сроки особого положения пока не оговорены и будут определяться отдельно. Так что до следующего распоряжения. До 30 апреля еще точно будет дистанционное обучение.
— Не рассматривался ли вопрос о том, чтобы закончить учебный год досрочно?
— По рекомендациям Министерства просвещения каждая область должна принимать такие решения самостоятельно. У нас этот вопрос не рассматривался. Пока у нас окончание учебного года определено на 22 мая для первых классов и на 29 мая для всех остальных.
— Решена ли проблема с электронным дневником?
— Последнее время к нам обращений о проблемах не поступало. Теперь туда можно спокойно зайти, хоть иногда и бывают небольшие сбои.
— С какими еще трудностями система образования столкнулась при переходе на удаленное обучение?
— Во-первых, это нехватка оборудования для дистанционных занятий. Эту проблему мы решили. Часть оборудования в виде планшетов мы закупили и раздали на время учебы нуждающимся в этом семьям. Часть оборудования была взята из школ и также распределена по семьям, у которых в этом была необходимость.
Правда, все еще осталась проблема, где в семье один компьютер или планшет на несколько учеников. Бывает такое, что кроме учеников и родители работают дома за компьютером удаленно.
Еще одна проблема — у нас есть учителя, которым очень тяжело перестроиться на такую форму. Они не могут учить дистанционно. Здесь приходится искать какие-то выходы, где-то работа проходит через Ватсап, где-то через электронную почту.
И еще одна проблема, наверно, даже самая главная – это отсутствие контроля со стороны родителей за детьми. В школе детям приходилось учиться в любом случае, даже если они уделяли этому мало внимания дома. Теперь получилось так, что те, кто дома не учился и раньше, теперь не учатся совсем. Кроме того, иногда родители просто не могут справиться с детьми, есть и такие, кто и сам в корне отвергает такую систему образования и вообще наотрез отказывается заниматься с ребенком. Есть те, кто не делает задания совсем. В конечном итоге от этого пострадает только ребенок.
— Среди родителей ходят разговоры о том, что оценки за последнюю четверть не будут учитываться при выставлении годовой аттестации. Это действительно так?
— Я не могу подтвердить эту информацию. Мы таких решений не принимали. В каждой школе действует свое положение об аттестации учеников. Если школа примет такое решение, то она сможет так сделать. Но это вопрос не Управления образования.
— Есть какие-то новости для выпускных классов?
— Основной этап сдачи ОГЭ перенесен на 8 июня. Министерство просвещения оставляет возможность еще одного переноса, но пока таких решений не принято. При этом 9 классы будут сдавать только два основных предмета — русский и математику. Сдавать предметы по выбору они не будут.
11 классы сдают полноценное ЕГЭ с предметами по выбору и обязательными экзаменами. Пока начало ЕГЭ также перенесено на 8 июня, но даты могут сдвинуться.
А между тем, пока учителя и родители борются за образование детей, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагает определить в российском законодательстве правовой статус дистанционного образования. Об этом она сказала журналистам во время видеоконференции.
— Вы знаете, что большинство школ, высших учебных заведений перешли на дистанционное обучение. Есть целый ряд случаев, когда дистанционное образование должно быть востребовано. В законодательстве сегодня нужно четко прописать, что такое дистанционное обучение, как оно должно проводиться, — сказала Матвиенко.
Она добавила, что дистанционное образование не может и не должно заменить обычную систему образования, но оно должно получить дальнейшее развитие в российском обществе.