Дидинский тоннель. Путешествие во времени

Поймав еще один свободный день, решили выбраться с туристической поездкой до Дидинского тоннеля, что недалеко от Ревды и в 60 км от Екатеринбурга. Результат превзошел все ожидания.

Активисты общественной организации «Город первых» установили навигационные таблички и информационные щиты по дороге к Дидинскому тоннелю, это очень удобно, но в темноте мы ее проскочили. Наконец, добираемся до места назначения. Гора Волчиха на горизонте удивляет великолепным видом, вот в чем преимущество пешего похода, красота уральской природы вся как на ладони.
Дидинский тоннель был построен для проводки поездов через хребет Шайтанский увал от Казани до Екатеринбурга. Для его строительства было выбрано место близ деревни Дидино, от которой тоннель получил свое название. Есть байка, что тоннель строили заключенные, которые от недоедания и тяжелого труда умирали, как мухи. И якобы поэтому в Дидино, кроме деревенского кладбища, есть еще два безымянных.

Тоннели и мосты — это стратегические объекты, разрушение которых может надолго прервать путевое сообщение с крайне печальными последствиями. Дидинский тоннель сперва охраняли расквартированные в Дидино военные, затем — пост ВОХР.

Местность вокруг тоннеля усыпана ДОТами (долговременная огневая точка — огневое сооружение, способное достаточно долго противостоять натиску противника). Мы побывали в двух таких сооружениях; обычный железобетон, в стенах три бойницы, в одном из дотов пять бойниц. Под бойницами находятся остатки настенного крепления, предположительно, под полку для боеприпасов. Дверей нет, возможно, что дверь была бронированной и также имела бойницу. Сразу ДОТ не заметишь вообще, сейчас его маскировку дополняют елочки — издалека все выглядит как обычная кочка, на которой растут деревья. Немного западнее удалось обнаружить еще один ДОТ, который в совокупности с первым наглухо закрывают все подъезды.

За нами спешат люди группами: пешком, на машинах, на снегоходах; уступаем дорогу, идем дальше. Встретили туристов из Екатеринбурга, расспросили, что и как, они рекомендовали зайти сначала со стороны Западного портала, а выйти на Восточном. Видно и слышно по разговору, что ребята настоящие путешественники. Следуя рекомендации, идем к Западному порталу. И вот слышим шум моторов, разговоры людей, внизу уже тоннель. Но до поворота еще идти метров 20, решили сократить путь и съезжаем вниз экстремальным способом, опс — и мы у входа в тоннель.

Дидинский тоннель открыли в 1918 году, а закрыли в декабре 1995 года в связи с аварийным состоянием. Тоннель имеет красивые въездные порталы, напоминающие средневековые крепостные башни с зубцами и бойницами. Идет снег, и все это выглядит очень мистически и сказочно здорово. Пришло время немного похулиганить. Своды тоннеля выложены камнем. Местами камни выпали — тоннель находится в аварийном состоянии, и ходить по нему небезопасно, хотя это никого не останавливает, и нас тоже не остановило. Начинаем движение в темноту, в путешествие в прошлое, в портал 1918 года, фонарики забыли в машине, наверное, от счастья, и двигаемся при свете фонарика на телефоне. Насколько хватит зарядки телефонов, никто из нас не знает.

Под ногами гравий и осыпавшиеся камушки, пока идем без каких-либо трудностей, через несколько десятков метров начинается лед и перед нами каток, двигаемся очень осторожно, вот и закончилась от холода в тоннеле зарядка одного из телефонов, идем дальше, у нас еще есть два фонарика. Жутко в темноте, свет от дня уходит от нас все дальше, идущих за нами смельчаков больше нет, идем в темноту. Сейчас пути разобраны, не осталось даже шпал, не говоря уже про столбы и все металлическое, но иногда кое-где встречаются железные пруты, за которые мы и держимся, когда лед опасно начинает трещать. Но неведомые силы уводят нас все дальше в тоннель.

Смотрим на потолок, с которого свисает сосулька длиной в два метра, рядом такая же сосулища немного поменьше; серое, прозрачное, и всё здесь сочетается в своей красоте и таинственности. Впереди слышим голоса, навстречу идут такие же безбашенные смельчаки.

В стенах тоннеля имеется много ниш для укрытия рабочих при прохождении поезда и несколько колодцев для попадания в дренажные и вентиляционные штольни. Внизу проходит ещё один небольшой тоннель для отвода воды, а вверху расположен вентиляционный канал. В одной из ниш очень красивая наледь, похожа на водопад, делаем фото. Лед трещит под ногами, то здесь, то там появляется вода, ноги еще не промокли, но это обязательно случится, поэтому при посещении рекомендуем взять с собой запасную обувь и носки, или сразу надеть резиновые непромокавки.

С правой стороны привлекла наше внимание ниша с сосульками, сосульки расположены так, будто тоннель плачет. Да, время нещадно, но увидеть красивые ледяные образования можно под ногами, на потолке и на стенах. Скользко, но мы не привыкли отступать перед трудностями, а потому устремляемся дальше.

Делаем остановку и небольшую чайную паузу. Даже чай здесь душистей и вкуснее. Обсудив дальнейший план, двигаемся к восточному выходу. Вот и виден свет, который слепит глаза. На душе ощущение счастья, мы вышли из аномальной зоны дискомфорта, мы вернулись в наше время — январь 2022 года. Выходим и видим крутой склон.

Двигаться нужно осторожно: очень узко и справа неприятный обрыв. Карабкаемся вверх, и вот мы на дороге. Сегодня мы побывали в роли спелеологов, и это очередная победа. Летом пройти тоннель насквозь можно лишь в высоких сапогах (или ограничиться привходовой частью и незатопленным участком у западного портала). Особенно обводнена восточная часть тоннеля. Это связано с обвалами в дренажной системе, из-за чего вода не уходит. Высота воды может доходить до колена. Внутри холодно, лёд местами сохраняется всё лето. Рассказывают, что сверху капает вода, но летом обязательно я вернусь в это красивое и жутко притягательное место.

Вот и закончилась очередная разведка нового маршрута. Уходя все дальше от этого королевского замка, хочется вернуться сюда еще не раз. Где две временные дороги, порталы и медленное течение времени.

Кристина Передерий