Детский транзит
В прошлом номере «НК» мы писали, что качканарские спортсмены, футболисты спортшколы «Олимп», попали в аварию и получили серьезные травмы. Правда, мы допустили неточность: на легковой машине дети ехали с тренером на соревнования, а не возвращались оттуда. Но сути дела это не меняет: роковая случайность — и дети оказались на больничной койке. Не секрет, что многие руководители, тренеры, педагоги предпочитают сейчас вывозить коллективы детей частным образом, на легковых автомобилях, просят о помощи родителей, чтобы они доставили свое чадо до места.
Нередко бывает так, что поездки срываются, если группы детей пытаются вывезти централизованно, с привлечением перевозчиков.
Так случилось в конце прошлого года с группой детей из «Бригантины», они не смогли выехать на конкурс юных журналистов, буквально в последний вечер выяснилось, что ГИБДД забраковал транспорт перевозчика и не дал разрешение на выезд. На недавний полуфинал юниор-лиги КВН в Качканар не смогли приехать дети из Ивделя.
Возникает ощущение, что действительно проще и дешевле вывозить детей своими силами, чем прибегать к услугам перевозчиков, поскольку не всегда удается вовремя собрать все документы, согласовать с ГИБДД и соблюсти все условия. Но не каждый родитель имеет возможность возить на соревнования и конкурсы своего ребенка. Как же все-таки нашим качканарским талантам покорять новые вершины?
2 марта в редакции «Нового Качканара» мы провели круглый стол по вопросу перевозки детей в другие города. В разговоре приняли участие руководитель спортшколы «Роукс» Андрей Фомин, инспектор технадзора ГИБДД Андрей Данилин, педагог ДДТ Ирина Хабибуллина, директор спортшколы «Спартак» Владимир Константинов, начальник Управления образования Марина Мальцева, инспектор по пропаганде ГИБДД Людмила Пермякова.
Юлия Кравцова: Как показывают последние события – проблема с организацией перевозки детских коллективов в другие города существует. Например, у Ирины Валерьевны есть тому примеры…
Ирина Хабибуллина: Законы никто не отменял, если они есть, мы их обязаны соблюдать, но иногда мы или не успеваем, или возникают определенные препятствия. Мы стараемся выполнять свою работу, а те, кто нас контролируют, ГИБДД, у них свои требования. Трудности есть, но мы их успешно преодолеваем. Мне стало страшно после того случая с ребятами из «Олимпа». Мы тоже возим на родителях, потому что то транспорт у перевозчика не того года выпуска, то какого-то прибора нет, то лицензии, то еще что-то. Подключаем родителей, и они, конечно же, несут большую ответственность за себя и за вверенных им детей. Конечно, оформляем доверенности, издаем приказы, делаем всё по правилам, но это страх, он остается. Крутимся, как можем.
Людмила Пермякова: Я не могу понять: в чем трудность? Если ГИБДД дает несогласие, значит, на то есть веские причины: либо неисправность транспортного средства, либо погодные условия. У нас очень много поездок отменилось в январе в связи с погодными условиями. Стояли жуткие морозы, автобусы инспектор технадзора проверяет перед поездкой, но в дороге может случиться всё, что угодно. Если машина вдруг встанет на трассе, дети будут на морозе ждать другую машину – они же замерзнут. А в чем еще проблема?
Владимир Константинов: Я считаю, всё от безденежья, скажем прямо. Может, на уровне главы, на уровне ГИБДД поднять вопрос. Есть такой перевозчик Докторевич. У него прекрасный транспорт, хорошие микроавтобусы. Есть перевозчик Нехай, у которого тоже хороший транспорт. Может, нам стоит определить круг перевозчиков, которые могут заниматься перевозкой организованных групп детей, а не ездить на обычных рейсовых автобусах сомнительных перевозчиков.
Марина Мальцева: На обычных рейсовых ездить и не должны, потому что они не соответствуют требованиям для перевозки детей.
В.К.: Всё правильно, но можно же составить список перевозчиков, которые соответствуют требованиям ГИБДД.
Андрей Данилин: Нельзя, это получится реклама, пиар конкретных перевозчиков.
В.К.: Это не пиар, мы в первую очередь отвечаем за безопасность и здоровье детей.
М.М.: Даже у названного перевозчика может случиться неполадка, и его не пропустят в конкретный момент.
В.К.: Но если транспорт новый…
А.Д.: Есть еще ряд условий, помимо возраста транспорта: наличие тахографа, системы Глонасс, карта тахографа на каждого водителя, диагностическая карта не старше 20 дней, и, например, ни у Докторевича, ни у Нехая нет автобуса, который может перевозить более 40 человек.
В.К.: Я про такие автобусы не говорю, потому что у меня значительно меньший состав выезжает на соревнования.
Л.П.: У нас была межведомственная комиссия при главе города в декабре после трагедии в ХМАО. Мы собирали перевозчиков, ГИБДД, Управление образования, учреждения. Мы рекомендовали самим заниматься сбором пакетов документов, не через турфирму. Согласитесь, нет трудностей в сборе этих документов, тем более мы помогаем. Мы разослали образцы этих документов, нужно заключить договор фрахтования (здесь – договор на перевозку пассажиров – ред.) с перевозчиком, если делать не через посредника, то экономятся деньги. Если вы уже ездили с каким-то перевозчиком, и вам с ним комфортно работать, и ГИБДД пропускает, почему тогда бы и не ездить дальше с этим перевозчиком?
В.К.: Если взять способ перевозки с родителями. Я, например, командирую детей, а в дороге, не приведи господь, что случится, кто крайний остается? Приказ у нас по учреждению есть, командирование есть, во время соревнований за детей отвечает тренер, а кто отвечает за детей в дороге? Роспись от родителей, что они доверяют ребенка, юридическую силу иметь не будет.
Л.П.: Вы же не силком забираете детей. Родитель расписывается, что вам доверяет.
В.К.: Я понимаю, но тут очень много подводных камней. Перевозка должна осуществляться только в дневное время, с определенной скоростью, с составлением маршрутного листа…
Л.П.: Если у кого-то трудности с разработкой маршрутного листа, мы сами разрабатываем и прикладываем к пакету документов.
В.К.: Все эти обходные пути – от безденежья. У меня сегодня были тренеры, мы разговаривали. Они говорят: «Мы с удовольствием выедем за день до соревнований, спокойно поселимся в гостинице. Отсоревновались (как правило, мероприятия проходят до сумерек), мы спокойно в гостинице переночуем и утром поедем домой». Всё прекрасно, если бы не денежный вопрос. Да и времени на это потратится в три раза больше.
И.Х.: И с родителями только потому едем, что они берут только за бензин.
Л.П.: Со стороны Госавтоинспекции могу сказать: если вы едете с родителями, и родители берут на себя ответственность, от нас-то вы тогда что хотите? Только соблюдайте правила дорожного движения. А авария может с каждым на трассе случиться. Если везут родители – это уже неорганизованная перевозка. Если организованная группа, и всё оформляется через ГИБДД, и мы выдаем разрешение, то уже мы несем ответственность.
А.Д.: ГИБДД вам никогда не откажет, пожалуйста – оформляйте заявки, где-то поможем.
И.Х.: За сколько надо начинать суетиться?
А.Д.: За неделю. Если к нам приходит заявка, я с перевозчиками даже сам связываюсь.
Андрей Фомин: Уведомление подается за три дня, но можно делать всё заранее.
В.К.: Если уж мы сегодня собрались, у меня такое предложение. Я, например, договорился с перевозчиком, мы подали заявку, заключили договор. Он сам может поехать в ГИБДД и оформлять все документы?
А.Д.: Конечно, так и делают. В последнее время перевозчики всё делают сами. Он приложит диагностическую карту своего автомобиля, договор фрахтования.
А.Ф.: Только не забывать: если едешь дольше 4 часов, должен предоставить сухой паек.
Ю.К.: То есть в Качканаре есть такие перевозчики, у которых транспорт полностью соответствует требованиям, и они выполняют все условия?
А.Д.: У большинства перевозчиков, которые возят детей, требования соблюдаются. Сначала, когда появились новые требования, перевозчики начали многим отказывать в заявках из-за беготни, сбора документов и прочего. Сейчас ситуация выравнивается.
И.Х.: Просто у меня сейчас после несчастных случаев на трассе такой страх отправлять детей.
Л.П.: А страх всегда должен быть. Не бывает безопасных дорог. Но сидеть в Качканаре дети не могут; чтобы развиваться, им конечно надо выезжать.
И.Х.: Конечно, нам надо обязательно ездить, иначе мы теряем статус.
В.К.: Не только статус, теряется год. Если тренер не вывез команду на официальные соревнования, например, на первенство области, у него год фактически пропал.
А.Д.: Система сейчас строгая, штрафы за нарушение правил перевозки детей очень большие, и даже к местам, где проходят соревнования, приезжают сотрудники ГИБДД и начинают проверять автобусы. Поэтому, если что-то не в порядке, перевозчик сам не поедет. Если на трассе останавливают, проверяют чуть ли не каждый ремень. Недавно согласовывали поездку, у перевозчика был неисправен один ремень, он его тут же заменил — и всё.
Л.П.: Я общаюсь с пропагандистами многих городов, и у нас, я считаю, эта система отлажена.
В.К.: На последнем заседании федерации бокса Свердловской области ответственный секретарь прямо сказала: «Господа-тренера, перевозка детей – только на электричках и поездах».
М.М.: Мы постоянно говорим о безопасности, просто требования регулярно ужесточаются. Хотелось бы минимизировать перевозки с помощью родителей, но совсем избежать их нам точно не удастся.
А.Ф.: Если мне, например, к 8 утра, мне надо выехать в 4 часа, а в ночное время нельзя передвигаться. Как тогда быть?
Л.П.: Ночное время указано с 23 до 6 часов. Разрешается поездка в ночное время не более 50 километров. Вы выезжаете, например, в 5 утра, 50 километров проезжаете, а потом у вас уже начинается не ночное время, и вы спокойно едете дальше.
Ю.К.: Я правильно понимаю, что всё-таки на практике предпочитают больше перевозку детей частным, а не централизованным способом?
М.М.: Нет, в последнее время в большей степени организованные выезды на автобусах, которые соответствуют требованиям. Когда я подписываю приказы, учреждения указывают, на каком транспорте они вывозят детей.
И.Х.: Зависит еще и от количества детей: если шесть человек, то мы берем и едем на двух машинах с родителями, нам микроавтобус не оплатить.
А.Ф.: Тем более, что по правилам организованная группа — когда более 8 человек.
Ю.К.: Если мы говорим про организованные перевозки, то какой алгоритм действий все-таки должен быть?
А.Ф.: Если есть свой автобус, как у меня, я пишу заявку, приказ на выезд, согласую с Управлением образования, составляю маршрутный лист, прикладываю диагностическую карту. ГИБДД проверяет водителя: есть ли у него штрафы, нарушения. Технадзор проверяет состояние автобуса, дорнадзор составляет схему с опасными участками и согласовывает маршрут. Если нет автобуса, учреждение заключает договор с перевозчиком, потом производятся те же действия.
Л.П.: У нас тоже бывают форс-мажоры. Бывает, что инспектор технадзора, который должен проверить транспорт, выехал на линию, бывает начальник ГИБДД в отпуске или командировке, его заменяет ИО с Нижней Туры, который приезжает по необходимости в Качканар, и не факт, что он подпишет вам в тот же день. Поэтому мы говорим, чтобы заявки подавали заранее, хотя бы за неделю до выезда. Все вопросы мы решаем в рабочем порядке.
В ходе обсуждения участники круглого стола сошлись во мнении, что все проблемы с организацией детских перевозок решаемы, нужно лишь вовремя подсуетиться, выбрать надежного перевозчика, ну и, конечно, немаловажен денежный вопрос. А дальше уже выбор за родителями – кому доверить безопасность своих детей: себе, тренеру или одобренному Госавтоинспекцией перевозчику.
Круглый стол провела Юлия Кравцова