Детский доктор из Качканара отправился в паломнический тур

Храм Всех Святых в земле Сибирской просиявших

Последнее, чем интересуюсь в течение года — это фондовый рынок и православие. Странное сочетание, можно подумать. Отнюдь! В человеке уживаются и более противоположные материи и явления. Если личная экономика может говорить о порядке в бюджете семьи и будущих вложениях, то духовное обогащение определяет режим работы над собственным внутренним миром.

Путешествие с вдохновением всегда просится на бумагу. Хочется и не забыть всю радость до каждой детали, и поделиться с ближним энтузиазмом русской дороги, помноженной на пользу от прочувствованного.

Паломнические поездки требуют максимального погружения в тему истории места и жития святых. Школьные экскурсии в Верхотурье — а их было даже две в девяностые годы — оказали очень сильное влияние на моё миропонимание в жизни. Первые иконы на деревянных брусках, привезенные из Свято-Николаевского монастыря, до сих пор занимают центральное положение в моем домашнем иконостасе.

Аскетичный иконостас в храме Петра и Павла

Прошло более 20 лет. И когда я смотрю фильмы о монастырях, всплывают картинки из тех давних поездок: музей монастыря, службы перед мощами святых, серые стены Крестовоздвиженского собора и площадь Верхотурского кремля. Эти места словно зовут вернуться к ним вновь и вновь. А когда тебя зовут — ехать надо обязательно! Изменений произошло немало: восстановлен и действует Крестовоздвиженский собор (третий по вместимости в России), благоухает Свято-Покровский женский монастырь, есть подвижки в строительстве в Меркушино.

Дорога в Меркушино

30 июля. Лето стоит на удивление тёплое, скудное на дожди, но максимально удачное для грибников. Едем на одной машине впятером. Я напросился в компанию семьи Титовец, коих знаю большую часть своей жизни. До места первой остановки изучаю книгу о Верхотурье, попутно расспрашивая своих попутчиков. Вводные знания настраивают на нужный лад. Время езды до Верхотурья заняло около двух часов. Одновременно с въездом начал читать акафист праведному Симеону. Икосы и кондаки, основанные на житие святого, проносятся быстрее счётчика километров.

Маршрут нашего движения будет проходить по направлению перемещения мощей праведного Симеона от места их захоронения в селе Меркушино до места их пребывания сейчас.

Село Меркушино. Храм Архистратига Михаила

Подъезжаем к храму, около которого готов фундамент большого строения. Надписей будущего изваяния рук человеческих нет, но чувствуется, что состоятельные люди вкладывают посильные средства в развитие этого места. И это хорошо! После десятилетий гонений христиан и разрушения храмов восстанавливается культурный и духовный образ страны. После поездки обращаем внимание на сантехнические удобства, и опять — восхищение! Высший уровень заботы о паломниках. Оводы или слепни, атаковавшие нас возле храма, на территории обители отсутствовали.

Перед нами два храма, соединенные тёплым коридором (галереей) с церковной лавкой. Перед входом в храм мимо нас спешит батюшка. Испросив благословения, заходим.

От входа направо по галерее кротко идём в Симеоновский храм. Маленький по вместимости храм, по преданию, над местом родника, вынесшего гроб Симеона через полвека после погребения. Отсюда потекла вечная слава о святости праведника меркушинского, пронизанная исцелениями, телесными и духовными. И сейчас к месту чудотворного ключа можно приложиться. Попадая в это аскетичное помещение, словно в подземную пещеру, выключаются все суетные мысли, идёт лишь молитва Иисусова, одна за одной. Это ощущение ни с чем не перепутать, ничем не перебить, это происходило со мной и в Оптиной пустыни, и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Получается, и далеко ехать не надо, вот вам — Господь рядом, Святым Духом увенчанный.

Вверх по галерее ведут ступеньки в храм Архистратига Божия Михаила. Светлый храм, находящийся под попечением сестёр Ново-Тихвинского монастыря, имеет южный придел в честь Николая Чудотворца и южный придел в честь святителя Димитрия Ростовского. В южном приделе располагаются мощи священномученика Константина Меркушинского (Богоявленского). Более ста лет прошло после расстрела о.Константина, но настолько эта локация пропитана Духом Святым, что даже физически я и друг мой Андрей почувствовали лёгкое давление на лоб в этом приделе храма, словно от возложения края епитрахили.

Следующая точка нашего притяжения — храм Всех Святых в земле Сибирской просиявших. Недалеко от Меркушино, на месте рыбалки и молитвы Симеона Чудотворца, в живописном поле стоит деревянный храм современной постройки. Здесь на пути к храму нас встречает ящерица, ретировавшись в густую траву. А на Симеоновом камне случайно-неслучайно местный рыбак удил рыбу в реке Туре. Не ряженый, а серьезный такой рыбак. А камень и сейчас там, спустя четыре века напоминает о том, что хотя человек не вечен, но крепка о святом человеке слава. Напротив храма в этом году смастерили высокие качели из стволов берез. Монументально, что ни говори. Это натуральный природный аттракцион и я имел возможность испробовать. В маленьком храме службы проводятся в ночь с пятницы на субботу.

Усть-Салда

Заезжаем в небольшой поселок. Здесь находится храм апостолов Петра и Павла девятнадцатого века постройки. Храм в стадии восстановления. На двери висит табличка: «Храм открыт». Внутри через тонкий слой побелки просматривается кирпичная кладка, фресок нет. Аскетичный иконостас. Священника нет на месте, попутчики оставляют пакеты с вещами для малоимущих. Оставляю требу за здравие, но больше — для помощи храму. Чувствуется дух старины в этом провинциальном месте. Могила жертвователя на храм — на территории храма около алтаря. Кто был этот Бочкарев? Краеведам виднее, а для меня такие люди навсегда останутся людьми малого, но нужного, подвига для своей души и душ многих молившихся.

Проходим за храм по указателю «Купель». Слева — купель современной постройки, справа — дорожка к старой купели. Входим в воду купели святого Симеона. Хоть на улице жара, но вода холодная, бодрящая, ключевая! После купания уже в машине на меня накатывает волна тепла, до кончиков пальцев разливается целебный огонь то ли закаливания, то ли очищения. Главное преимущество новой купели — после неё не атакуют слепни, оводы. Да и раздельные для мужчин и женщин кабинки для переодевания уже вселяют уверенности в то, что храм восстановится на пожертвования, и всё у него, да и у нас, будет хорошо. Даст Бог!

Купель св.Симеона в Усть-Салде

Из Усть-Салды устремляемся к граду Верхотурье. Мимо мелькают деревни, кошеные поля, бредущие коровы, причудливый транспорт от самодельного трактора до моноколеса.

В Верхотурье останавливаемся около стен Покровского женского монастыря, отметившего два года назад 400-лететие. Насельницы монастыря во главе с матушкой Магдалиной обладают множеством прекрасных талантов. Цветочные посадки выписывают узоры на земле, словно в садах императорских особ в Петербурге. И не найти на дорожках ни одной соринки. Альпаки, привезённые из Канады, хорошо адаптировались к уральскому климату и безбоязненно гуляют в вольерах. Монахини занимаются изготовлением сыров, творога.

Забота о внешней красоте сочетается с заботами о жизни духовной. Изображение Пресвятой Богородицы с мафорием (покровом) встречает всех древней фреской на внешнем фасаде храма. Говорят, в советские времена много раз его закрашивали, но оно всё равно проступало сквозь побелку. Ещё несколько храмовых зданий женского монастыря подлежат восстановлению, предстоит большая работа, на нужды которой можно приобрести «именные кирпичики» в лавке храма. Цена посильная.

В Покровском храме находятся две святыни — мощи Космы Юродивого и икона Богородицы «Умиление». С паломниками ведет беседы активная бабушка-схимонахиня Сепфора, которая с чувством и расстановкой рассказывает историю святынь, вплетая в повествование и настоящие дни в обители.

Свято-Николаевский мужской монастырь

В конечной точке нашего маршрута мы провели не более получаса. Этого было попросту недостаточно лично для меня, чтобы ощутить силу этого места. В девяностые годы именно здесь наш «а» класс задерживался более всего. Мне ещё помнится атмосфера Преображенского храма, походы в музеи в стенах монастыря и неподалеку от него. В каждую поездку совершенно беспрепятственно мы ходили в ещё ненаполненный иконами и мощами Крестовоздвиженский собор. И вот теперь огромный собор полностью отреставрирован, в нём проходят службы, здесь с великим уважением и во славе находятся мощи святого праведного Симеона.

Симеоновский камень на реке Туре

Стыдно написать, а уж более поверить, что в стенах монастыря в советское время располагалась колония для несовершеннолетних. Теперь всё иначе, но предстоят десятилетия молений и реставраций храмов Урала, чтоб перекрыть горечь памяти жестокости к христианским святыням. Читая акафист: «Радуйся, Симеоне, чудотворче предивный».

Возвращаясь к идее поездки. Из Качканара довольно проблематично добраться до Верхотурья общественным транспортом. Прямых рейсов нет. И, как я понимаю, приходы качканарских храмов не организовывают регулярных организованных поездок в Верхотурье — Меркушино в теплое время года.

Есть приемлемый, но не идеальный, вариант через Нижнюю Туру. Выглядит это так: автобус Качканар — Нижняя Тура. На ж/д пересадка на электричку Нижняя Тура — Верхотурье, которая отправляется в 12.35 и приходит в Верхотурье в 14.06.

Ночевка в гостинице при монастыре. Утром в обратную дорогу, электричка до Н.Туры в 14.23, где в 17.40 есть автобус до Качканара. Итого, сутки в Верхотурье. А единственный автобус Верхотурье — Меркушино отправляется в 16.16, что вполне хватит, чтобы к вечеру добраться до Меркушино, где также есть гостиница для паломников. Но этот вариант, конечно, для активных путешественников, склонных к частым сменам обстановки.

Самое удачное приобретение для паломника — найти единомышленника и единоверца с личным авто. Многие вопросы будут решаться вместе быстрее. Впечатлениями и ощущениями поделиться также будет приятно и душеполезно.

Утолил ли я этой поездкой жажду к паломничеству? Написав эти записки через две недели, чувствую, что наоборот. Я ещё больше хочу повторить это снова и снова — прикоснуться, увидеть, принять. Истинный Бог — вечный источник жизни, к которому идешь, едешь, летишь каждый миг по Его Святой Воле.

Константин Ярославцев