Десять лет сострадания

В жизни каждой семьи могут быть трудности: развод, пристрастия к вредным привычкам, трудное финансовое положение, непонимание… В таких случаях страдают не только взрослые, но и дети. Для того чтобы пережить трудные жизненные ситуации, в 2004 году в Качканаре был открыт центр социальной помощи семье и детям.

Зеленое двухэтажное здание центра по ул. Мира, 44 находит­ся в дальнем районе города. В этом году качканарскому центру ис­полняется 10 лет и двери его открыты для всех, кому требуется помощь. Практи­чески одновременно с цен­тром был создан стационар, в котором переживают свои трудные времена ребятишки от 3 до 18 лет. Накануне юби­лея центра я посетила одно из его отделений.

sf

Временно без родителей

На часах 11.00. Захожу и поднимаюсь на второй этаж. По расписанию с 11.00 до 12.30 у ребят прогулка, но из гостиной еще раздаются детские голоса. Там ребята от 3 до 14 лет, которые в это время отдыхали. Малыши резвились с шариками, ре­бята постарше рисовали на тему Пасхи.

В гостиной расположены широкие шкафы с книгами и игрушками. Около стены диванчики, на полу корзины с игрушками. На одной из стен развешаны рисунки детей, нарисованные к юби­лею центра. От гостиной в разные стороны расходятся спальные комнаты, на од­ной из дверей надпись: Vip-comната. Ее написали мальчишки 12-14 лет, живущие в комнате.

Улыбчивые малыши под­кидывали вверх разноцвет­ные шарики, призывая меня поиграть с ними. В борьбе за внимание победила дружба – и мне удалось поиграть од­новременно со всеми.

– Смотрите, как я умею, смотрите! – обращались ко мне ребята.

Каждый из них демон­стрировал свои умения: сто­ять на маленьком стульчике, бросать шарик, играть машинкой, показывал рисунки. Добрые, открытые детские личики.

Бороться за ребенка

В стационаре сегодня 14 мест для детей, но прожива­ют – 17 ребятишек.

– Официальная цифра не означает, что мы не можем принять еще детей, – отме­чает заведующая стационарным отделением Лариса Серова.

Попасть в отделение мо­гут ребята не только из Кач­канара, но и других городов области. И если ребенок оказывается в трудной жиз­ненной ситуации, то соци­альные службы занимают­ся поиском близлежащего центра, где можно временно разместить ребенка. Бывают случаи, когда дети приходят в центр сами, в надежде уйти таким образом от проблем. К сожалению, некоторые ребя­та попадают в этот центр не один раз.

– Месяц назад, когда я уходила на сессию, при мне двоих иногородних детей возвращали маме. Я верну­лась – вернулись в центр и дети, то есть маме дали шанс исправить ситуацию, но она им не воспользовалась. Конечно, для нас такие дети, и мы для них, становимся как родные. Они уже знают весь порядок проживания, знают сотрудников, – говорит Ла­риса Сергеевна.

Дети от 3 до 18 лет могут жить в отделении месяц-два, но не больше года. К сожа­лению, стационар центра не может принимать малышей до трех лет, и они на время попадают в детскую больни­цу, а затем и в иногородний дом малютки, которого в Качканаре нет.

DSCsgd9

Некоторые дошкольни­ки находятся в отделении круглосуточно, в основном, приезжие, либо те, за кем в городе не закреплено место в детском саду.

– За год принимается ре­шение о дальнейшей судьбе ребенка, но, обычно, если ре­бенок проживает больше по­лугода, поднимается вопрос о лишении родительских прав. Иск на лишение пода­ем мы или опека, но вначале всегда даем шанс родителям вернуть детей в семью, – го­ворит Лариса Сергеевна.

Конечно, многие ребя­та возвращаются домой, но есть и те, кто попадает в детдом. Так, на следующей неделе трое воспитанников будут переведены в детдом.

Когда детей размещают в центре, некоторые родители стараются навещать ребя­тишек, показывают, какая у них любовь. При этом есть возможность брать детей на выходные домой. Но не все готовы продолжать забо­титься о ребенке. Некоторые родители резко пропадает, появляясь только через ме­сяц или два.

Если же родители огра­ничены или лишены роди­тельских прав, то ребенок не может на выходные или каникулы вернуться домой. Таким родителям разрешено видеться с детьми только в центре. Однако даже лишен­ные прав родители могут вернуть детей. Всеми сила­ми и разными путями они должны добиваться и дока­зывать через суд, что готовы воспитывать ребенка.

– Мы не должны их защи­щать или осуждать их, а про­сто дать шанс, – добавила за­ведующая отделением.

Работают только любящие детей

Подобные центры есть не в каждом городе. В Верхоту­рье такой центр был переде­лан в центр дневного пребы­вания детей, в котором нет круглосуточных групп.

– Конечно, причины за­крытия стационарных отде­лений могут быть разные: нехватка финансирования, детей, кадров, но, быть мо­жет, наш центр еще дер­жится благодаря хорошим сотрудникам, – говорит психолог стационарного отделе­ния Анастасия Дмитриева.

Заведующая стационар­ным отделением Лариса Се­рова возглавляет это отделе­ние семь месяцев, до этого она работала специалистом по социальной работе в этом же отделении. Но сдержи­вать слезы по-прежнему трудно.

– Я очень чувствительный человек, и когда оказалась здесь, то поначалу было очень тяжело смотреть на детей, зная о том, что им не хватает материнской ласки. Всех было жалко. Но затем изменила отношение, пере­стала воспринимать все так близко к сердцу.

Коллектив отделения от­носится к детям, как к сво­им, не выделяя любимчиков, просто с некоторыми надо быть построже, а с другими помягче. Некоторые жен­щины работают в отделении уже более семи лет. Но рабо­та нелегкая и справляется с ней не каждый.

Алла Трофимова рабо­тает в центре воспитателем девять лет. За это время че­рез нее прошло огромное ко­личество ребятишек, судьбы которых волей-неволей ока­зались связаны с центром.

– Годы пролетели как сон, – говорит Алла Федоровна. – Самых отпетых, ясно дело, запоминаю. Ребята же бы­стро проходят: кто три меся­ца, кто шесть. А кто уж долго живет, да еще такой неуправ­ляемый, тех не забыть.

Каждый воспитатель и педагог реализует свою программу развития детей, ведет кружки. Педагог дополнительного образования Ольга Гневанова увлека­ет детей нетрадиционным творчеством – квиллинг, ва­ляние, работа с шерстью. В ее методике работы с деть­ми есть программа «Путе­шествие по сказкам». Через сказки она учит детей сле­дить за собой, знать правила поведения и общения, о ко­торых некоторые воспитан­ники узнают только в цен­тре.

– Наша цель – это воз­врат в семью. Мы стремим­ся провести реабилитацию, коррекцию, снизить агрес- сию и тревожность у детей, – говорит Ольга Михайловна.

Поступая в стационар, все дети проходят адаптацию. И если для одних она проходит быстро, за три дня, то другие замыкаются в себе, ни с кем не общаются, не сразу открываются и привыкают к новому месту жительства. Здесь понадобится работа психолога и социального педагога.

Соцпедагог Наталья Солонченко занимается коррекцией развития детей – проводит индивидуальные беседы, тестирование, работает с малышами и школьниками по собственным программам.

– Все детишки нуждаются в коррекции, так как запущены педагогически. Как правило, родители детьми не занимаются, и многие не знают цвета, предметы, животных. Отклонения бывают не только умственные, но и психические – неусидчивость, агрессивность. В центре мы хоть чему-то успеваем их обучить. Консультации с родителями проводим, но не все из них идут на контакт.

Готовы помочь всем

На каждого ребенка формируется личное дело. Самостоятельно обратившегося в центр принимают в любом случае, и, как показывает практика, ребенок может оказаться как из неблагополучной семьи, так и из вполне положительной. Только в марте за помощью в центр самостоятельно обратились трое детей 10, 14 и 17 лет. И причины у всех разные. Иногда дети обращаются в центр, чтобы разобраться в себе, либо из желания что-то доказать родителям.

– В прошлом году к нам пришла девочка из благополучной семьи, но прожив здесь две недели, поняла, что дома все-таки лучше. Позже выяснилось, что до этого в центре жила ее подруга, которая и рассказала, как здесь хорошо – никто не заставляет выполнять хозяйственные дела. Конечно, в каждой семье есть элементарные обязанности – помыть посуду, протереть пыль, прибраться, а здесь же этого нет, все делают сотрудники, – говорит Лариса Сергеевна.

Встречая иногда в городе своих бывших воспитанников, заведующая отделением всегда интересуется, все ли у них хорошо. Ей важно знать, что у ребенка все наладилось.

51

Забытые мамами

Пока я беседовала с сотрудниками, некоторые дети уже отобедали. На часах 13.00. Трое старших ребят уже отдыхали на диване. Я поинтересовалась у них, будут ли они, когда станут взрослыми, помогать своим родителям. Все кивнули головой, но один ответил, что помогать будет только папе, брату и сестре. Всем, кроме мамы.

Во время нашего разговора на второй этаж поднялись остальные дети. Девочка лет девяти встала в один из углов. Остальные разошлись по спальням, наступило время сна и отдыха.

– Из-за этих двоих меня в угол поставили, – возмущалась она. – Они разговаривали в обед, а меня наказали, потому что за одним столом сидели.

Тут же к ней выбежал мальчишка, который отдал ей команду «Спать!». Но она осталась на месте. В один миг её настроение изменилось, и теперь она как будто довольствовалась своим нахождением в углу. Я поинтересовалась, почему она не идет в спальню.

– Нет, я хочу постоять в углу, давно не стояла, – ответила девочка. – Я дома сама себя наказываю за что-нибудь…

– А за что, например? – спросила я.

– По разному, прописи порву нечаянно, мама наорет. И я сама себя в угол ставлю.

– Но ты ведь за это время могла сделать какие-нибудь дела?

– Это дома есть дела, а тут – нет.

– А какие у тебя дела дома?

– Ну, за котятами надо ухаживать, за хомячком… Хомячок только так носится, когда его выпускаешь из клетки, а еще двое котят.

– А мама приходит?

– Нет, она сказала, чтобы я сама в гости приходила, но меня не отпускают.

– Ты домой хочешь?

– Ага, я уже здесь второй раз. Первый раз я была маленькой.

– Хорошо здесь?

– Хорошо, но дома у меня есть котята и хомячок, которого подарили на день рождения.

Через минуту девчонка перебежала в другой угол. Воспитательница, проходя мимо, не стала насильно отправлять её спать.

– Ну, пусть стоит, ноги-то устанут – другую песню запоет, – сказала женщина.

Через некоторое время девчонка убежала в спальню. Мне показалось, что она не особо скучает по дому и родителям. У девочки есть желание вернуться домой, но и жизнь в центре для нее стала нормой. И очень жаль, что родители не стремятся ее навещать. Печально, но таких детей здесь много.

В семье должно быть лучше

Государство дает воспитанникам стационара питание, проживание и уход. Одежда и игрушки детей – это заслуга жителей города. Центр проводит акции по сбору одежды, особенно перед 1 сентября, и люди откликаются.

– Дети все одетые и обутые, есть игрушки! Качканарцы знают о наших акциях и охотно помогают, – говорит Лариса Сергеевна.

Сотрудники отделения сами проводят праздники для детей, работают в команде, вместе готовят сценарии. Главный праздник для них – это день семьи.

В штате стационара сегодня не хватает одного социального педагога. Причем, иметь образование – это не главное. Главное – любить детей и находить с ними общий язык.

Наверное, не случайно дети считают, что они живут не в центре, а дома. «Я иду домой» — говорят они, и некоторые из них откровенно признаются, что центр помог им пережить трудные времена. Но как бы там ни было, в гостях хорошо, а дома должно быть лучше.