Депутаты намерены защитить свою честь и достоинство
Спустя пять лет после того, как городской думой 5-го созыва были утверждены Правила депутатской этики, на обсуждение депутатов 20 сентября был вынесен вопрос о частичном изменении этого, по сути, чисто философского понятия — этика. Почему?
В прежней редакции правил, в разделе «Общие положения», четко прописано: «Правила депутатской этики представляют собой основы поведения депутатов Думы КГО, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении полномочий депутата Думы. Правила разработаны с учетом Европейского кодекса поведения для местных и региональных выборных представителей в целях укрепления взаимного доверия между депутатами Думы и населением, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения депутатами Думы депутатских полномочий, исключения злоупотреблений при исполнении депутатских полномочий».
По факту же, ох как часто нарушаются эти пожелания во время депутатских собраний! Как заметно, что нисколько не укреплено этими правилами «взаимное доверие и уважение» не только между депутатами. Нередко в запальчивой полемике из уст депутатов и должностных лиц администрации звучат такие оскорбительные выражения, что при детях это произносить и вовсе запрещено.
Еще есть пункты и подпункты «Правил», которыми явно пренебрегают по различным причинам качканарские депутаты. В частности: «Как представитель населения муниципального образования, депутат в своей деятельности должен руководствоваться интересами населения, целями социально-экономического и культурного развития территории КГО, сочетая интересы муниципального образования».
А как же быть избраннику народному, если он напрямую поставлен в зависимость от вышестоящего руководства своего предприятия, от «линии партии»? Если напрямую от его «за», «против» или «воздержался» при голосовании зависит финансирование его учреждения?
Но вернемся к нашим поправкам, предложенным на рассмотрение думы КГО.
Предложено внести новый пункт 8 в ст.1 правил: «В случае совершения действий, порочащих честь и достоинство депутата, депутат вправе вынести рассмотрение этого вопроса на заседание мандатной комиссии. Если сведения о совершении действий, порочащих честь и достоинство депутата, содержатся в средствах массовой информации, инициировать рассмотрение этого вопроса может любой депутат с согласия депутата, в отношении которого совершены действия, порочащие честь и достоинство».
Изменения в правило об этике предполагают, что лицу, допустившему нарушение, дума предложит извиниться, а к руководителю нарушителя этики может поступить запрос от думы о привлечении его к дисциплинарной ответственности.
Тут уж всем присутствующим стало понятно, о каком конкретном случае идет речь.
— Еще в конце летней сессии на мандатной комиссии депутаты пытались рассмотреть вопрос о действиях должностного лица администрации в отношении к одному из депутатов и гражданину, пришедшему с обращением к этому должностному лицу, — предлагал проект поправок к правилам депутатской этики Владимир Помазкин. — Тогда мы не смогли вынести никакого решения или рекомендации по причине отсутствия в правилах необходимого для этого правового обоснования.
Нашумевший в свое время этот случай как бы уже и подзабылся и вот снова всплыл, уже в виде предложения каким-то образом защитить депутатский статус от посягательств на достоинство народного избранника.
Тут возникает вопрос: а почему нужна защита только для депутатов? Почему эти этические правила, разработанные с учетом Европейского кодекса, не касаются простого гражданина? Да в любом ведомственном учреждении нам могут нахамить, на любой письменный запрос или жалобу ответить так, что чувствуешь себя бессильным и униженным. В коридорах власти это тоже не редкость.
Чем депутат, несущий общественную работу, отличается от любого рядового гражданина?
— Все эти наши этические инциденты касаются только взаимоотношений между депутатами, — возражал Иван Канисев. — Любой другой гражданин, оскорбивший депутата, приглашенный в нашу мандатную комиссию, может сказать: «Да в гробу я вас видел! Вы кто? Если есть ко мне претензии, обращайтесь в прокуратуру, суд, полицию». Какие меры мы можем к такому гражданину принять?
— Есть еще один аспект, — солидарен с Иваном Канисевым Олег Кирдяшкин, — руководствуясь каким законом начальник учреждения или организации может вынести своему подчиненному дисциплинарное взыскание за конфликт с депутатом, если работник на производстве дисциплинирован и ответствен?
— Бывает ситуация, когда наш коллега, депутат, не решился или не захотел лично обжаловать свою обиду, —парировал Владимир Помазкин, — тогда он вправе обратиться к нам, и мы, как орган представительный, можем встать на его защиту. Ведь завтра на его месте может оказаться любой из нас. Давайте добавим конкретики в поправку: защитим депутатов хотя бы от лиц, исполняющих свои непосредственные служебные или трудовые обязанности.
— Голоса при обсуждении этих изменений в правила депутатской этики разделились и среди членов комиссии, поэтому вопрос вынесен на заседании думы, — резюмировал Владимир Георгиев.
При голосовании проект не был принят. А вот депутат Габбас Даутов указал в окончании, что сами депутаты нарушают некие этические уважительные нормы в отношении друг к другу.
— Совсем недавно Иван Канисев, старейший депутат думы, отмечал свой 70-летний юбилей, и ведь мы не обозначили даже этого события, не поздравили и не поблагодарили его должным образом, — с горечью проговорил Габбас Даутов, — хотя награждаем благодарственными письмами и грамотами от думы очень многих, даже менее заслуженных людей. Вот вам и этика, вот вам и взаимоуважение.
Мы в своих законах и правилах все на лояльную Европу равняемся. А грубость и бескультурье в обществе все более процветает. Может, нам на другие страны ориентироваться?
От редакции: Складывается впечатление, что у наших депутатов вообще головы кашей набиты. Вот, обсуждают они документ, бесспорно важный — об депутатской этике, то есть, правила поведения депутата внутри думы и вне ее. Повторяем, депутата, а не какого либо другого лица. А из контекста нынешнего обсуждения можно сделать вывод, что защищаются они от внешнего воздействия со стороны прессы ли, городского администратора или рядового гражданина. То есть, оперся неосторожно какой-то там зам мэра на плечо председателя думы (или по сопатке дал?) — на комиссию его по этике, и пропесочить его там, и начальнику его сделать предписание, чтобы подчиненного своего укоротил. Или СМИ какое-то укоротить, которое честь и достоинство депутата каким то образом задевает. На комиссии по депутатской этике, видимо.
Только забыли депутаты, что полномочия думы в вопросах депутатской этики весьма ограничены. Грубо говоря, дал депутат гражданину по морде — дума обязана разобраться, насколько этичен был депутат в своих действиях. Ежели гражданин дал по морде депутату, то, извините, разбираться думе можно лишь в том, насколько этичен был депутат, подставляя свою морду под кулак гражданина.
Жаль, что наши народные избранники не могут разобраться даже в этом предельно простом вопросе.