«Дарю тебе жизнь»
Приближается 65-летие Качканара. Давайте, дорогие читатели, вспомним некоторые страницы славной биографии нашего города юности.
А начнем, пожалуй, с медицины, самой животрепещущей ныне темы.
Вспомнился мне 1975 год. Тогда областной комитет Общества Красного Креста проводил конкурс на лучший очерк о безвозмездных донорах. И редакция «Качканарского рабочего» вдохновила меня на участие в этом конкурсе. Тем более что донорство в нашем городе было на высоте. И как не рассказать об этих людях, которые дарят свою кровь, чтобы спасти чью-то жизнь. Ведь быть донором – значит дарить, жертвовать.
«Дарю тебе жизнь». Так назвала я свой очерк, работая над которым познакомилась с главным врачом городской больницы Татьяной Федоровной Молдовановой и многое узнала о первых качканарских медиках.
Тогда всё было впервые: первые улицы в тайге, первые семьи и дети, первые учителя и врачи, первые трудности и радости, огорчения и тревоги.
— Именно в ту пору мне впервые пришлось испытать свою беспомощность и бессилие, — рассказывала Татьяна Федоровна. — Поступила женщина с тяжелыми родами и сильным кровотечением. Нужна была срочная операция, а у нас ни хирурга, ни инструментов, ни операционного стола. Родильное отделение не оборудовано, стационара тогда еще не было. Мы могли оказывать только амбулаторную помощь. А тут такой случай. Как быть? Человек погибает, а я ничего не могу сделать. Это самое ужасное!.. Звоню в Нижнюю Туру, а связь с городом плохая. Звоню и плачу: «Немедленно приезжайте! И привезите кровь, если имеется. Нужна кровь! Слышите?» Они тут же выехали, но какими долгими показались мне часы ожидания! Прокварцевали палату — и прямо на каталке прооперировали. Я думала, что потеряю их: женщину и ребенка.
Татьяна Федоровна тяжело вздохнула. На лице и в глазах светились тревожные отблески того сурового и прекрасного времени. Я понимала, что все ее мысли были не здесь, в просторном кабинете главврача, а в маленьком деревянном здании по Клубному переулку, где лежит обессиленная женщина, которой и после операции нужна кровь, много крови.
А их семеро, медицинских работников. У троих брать кровь нельзя: перенесли болезнь Боткина, а у других не подходит группа крови. Но они верят: женщина будет жить! Ведь кругом люди, они пришли в тайгу, чтобы побеждать. И первые строители Качканара стали первыми донорами.
— К сожалению, мы не знаем их фамилий, — говорила Татьяна Федоровна. — Да разве в фамилиях дело? Мы спасли человека — и все были счастливы… А сегодня мы не представляем, как можно идти на операцию, даже плановую, не имея запаса крови… Все-таки быстро летит время..
Наверно, жители молодых городов особенно остро чувствуют этот стремительный бег времени. На глазах качканарцев таежный поселок стал современным городом с многотысячным населением. Здесь вырос прекрасный больничный городок, появилось свое отделение переливания крови.
— Теперь мы не представляем, как можно работать без донорской крови, — продолжала Татьяна Федоровна. — А это ведь счастье!
И творцами этого счастья стали они, медицинские работники. Город рос. Каждый год рождались маленькие граждане, врачи-хирурги делали сложные операции. А кровь и кровезаменители приходилось доставлять из Нижнего Тагила и Свердловска.
— Привезли? Сколько? В родильном отделении давно уже ждут. И в гинекологическом сегодня тяжелый случай. И хирургам кровь нужна. Что делать?
Что делать? Этот вопрос вставал ежедневно.
— Будем брать сами! — решили в хирургическом отделении.
Старшая операционная сестра Галина Леванова, которой до приезда в Качканар приходилось работать в донорском кабинете, смонтировала систему для забора крови, приготовила всё необходимое.
— Можно начинать. Кто первый?
Первыми, конечно, оказались сотрудники хирургического отделения: медицинские сестры Н.Трифонова, Г.Соловьева, санитарка З.Коробова, врач П.Вычегжанин, заведующий отделением В.Васильев. В тот день вместе с медицинскими работниками дали свою кровь слесарь цеха автоматизации Геннадий Бондаренко и рабочая станции Качканар Галина Боровских.
Тут надо сказать, что в 1966 году в Качканаре, еще не ставшем городом, появился больничный городок. Это крупный цех здравоохранения, где в каждом отделении были созданы все условия для больных и врачей.
Пробный забор крови прошел удачно. Было это в мае 1967 года. С тех пор в нашем городе началась активная пропаганда донорства. Люди с готовностью откликались на зов медиков и шли в хирургическое отделение. А вскоре для донорского кабинета было выделено специальное помещение. Раз в неделю здесь было особенно оживленно. Среда стала донорским днем.
И так — из года в год.
Донорский пункт. Здесь всегда идеальная чистота, за которой следит Зоя Александровна Коробова. Это человек с большим сердцем: шесть раз сдала она безвозмездно свою кровь. По первому зову приходят на донорский пункт помощница эпидемиолога Э.В.Семушина, санитарка хирургического отделения Таня Мозгалина. Постоянным безвозмездным донором является заведующая донорским пунктом Л.А.Никитина.
Безвозмездное донорство в Качканаре было тогда массовым. Регулярно проводились «Дни донора» и «Дни молодого донора» на здравпункте обогатительной фабрики и в донорском кабинете больницы. Порой медики трудились без перерыва. «Ёмкости кончились, больше брать не будем». А люди все шли и шли — из СУ-2, с завода ЖБК, управления механизации, рудоремонтного завода, горно-обогатительного, автобазы №5, дошкольных учреждений и других.
Доноров было много. И на груди большинства из них, как самый дорогой значок, алела «Капелька крови».
Что касается моего очерка. Он получился большим и, как отметило жюри, убедительно показал массовость безвозмездного донорства в Качканаре. Наша газета заняла в конкурсе третье место и была премирована.
P.S.В наше время донорского пункта в Качканаре нет, его закрыли несколько лет назад. Чтобы сдать кровь, качканарские доноры ездят за сотни километров в другие города.