Голоса на вес золота

Как россияне принимали новую Конституцию

25 июня началось общероссий­ское голосова­ние по поправ­кам в Конституцию. Чтобы простимулировать избира­телей поучаствовать в голо­совании и обеспечить явку, в Качканаре, как и во многих других городах России, был объявлен розыгрыш призов. Организатором розыгрыша выступил Дворец культуры, сообщают в мэрии.

Главный приз стоит возде ДК. Фото: Елена Строгонова

Главный приз – автомо­биль «Лада Веста». Среди призов также — телевизо­ры, холодильники, микро­волновки и другая бытовая техника. Видимо, обеспече­ния явки методом принуж­дения с помощью админи­стративного ресурса власти показалось недостаточно. Пришлось раскошелиться на призы. Кроме того, сотрудни­ки бюджетных организаций и КГОКа получили именные приглашения на голосование от главы. В своих почтовых ящиках качканарцы нашли газету без выходных дан­ных, где объясняется, почему нужно голосовать за поправ­ки в Конституцию, а следова­тельно, и за развитие города Качканара.

Выбор, как и когда го­лосовать, во время этого плебисцита представлен огромный: в любой из семи дней, с 25 июня по 1 июля, хочешь — досрочно, хочешь — надомно, хочешь — элек­тронно он-лайн, хочешь — на участке. А если не хо­чешь голосовать и не делал заявку на надомное голо­сование, то к тебе всё равно придут домой с переносной урной и спросят: «Не жела­ете ли проголосовать?». Так и до явки во все 100% неда­леко.

Избирательный участок в Качканаре. Фото: Город Качканар

О визите комиссии с та­ким нежданным надомным голосованием в минувшее воскресенье рассказал «НК» житель дома №42 в 10 ми­крорайоне:

— Я открыл дверь, на лестничной площадке сто­ят несколько человек в ма­сках, в защитных костюмах, молоденькие были ребята, видимо, волонтеры. Спра­шивают меня: «Желаете ли проголосовать?». У них в руках урна для голосования, или как там этот чемодан называется… Я так удивил­ся, даже был ошарашен: на­домное голосование мы не заказывали. Ответил, что голосовать сейчас не буду, что сам потом приду на уча­сток, и закрыл дверь. По­том я видел, как эти ребята прошли по всем подъездам, а также обходили соседний дом.

Также добровольно-при­нудительно на прошлой не­деле взяли голоса у семьи инвалидов, проживающей в 4 микрорайоне. К ним при­шли люди с бланками для голосования, хочешь-не хо­чешь, а проголосуешь. При­чем, голосовал даже слабо­видящий мужчина, позднее знакомым он признался, что не помнит, за что поставил галочку.

Судя по всему, подобный надомный обход применя­ется повсеместно по стра­не. Журналистка телеканала «Дождь» Валерия Ратни­кова устроилась в Москве работать в избирательную комиссию с правом реша­ющего голоса. Ее основная задача — проведение надо­много голосования по по­правкам в Конституцию. Валерия отмечает, что неве­роятно большие списки из­бирателей значатся на надо­мное голосование:

— У нас на участке прого­лосовали за день 93 челове­ка и 117 — надомно. Обычно надомно голосует всего 100 человек. А на этом голосо­вании только за один день — 117. Больше половины тех, кто голосует — это надомное голосование. В итоге в рее­стре оказываются все под­ряд. Например, сын записал свою маму, которая ничего не видит, не понимает, что происходит, сын ей указал, куда ставить галочку. Зача­стую люди не знают, за что они голосуют.

В доказательство сво­их слов Валерия приводит видеозаписи, где пожилые женщины спрашивают: «А за кого голосовать?», «А есть графа за медицинское обе­спечение надомное? Мне нужно медицинское обеспе­чение… Ну что делать, раз вы пришли, надо под вас подлаживаться».

Есть в прессе видео, где комиссия объезжает дерев­ни, две бабульки уже про­голосовали, но остались недовольны: «Что это за го­лосование? Даже ни одной фамилии нет! За кого голо­совали? Мы не поняли».

Надомное голосование, по сути, можно расценивать как принудительную, искус­ственно созданную явку.

За несколько первых дней плебисцита Центризбирком получил более сотни жалоб о принуждении к голосова­нию по поправкам в Консти­туцию, сообщила глава ЦИК Элла Памфилова.

Лотереи, которые прово­дятся в городах Свердлов­ской области, используются для учета явки на голосова­ние сотрудников бюджетных учреждений и крупных пред­приятий. Об этом Znak.com рассказал волонтер голосо­вания, а также жители Ека­теринбурга и Новоуральска.

Качканарцы с удовольствием участвуют в розыгрыше призов

О том, что в нескольких регионах России во время опроса по Конституции бу­дет действовать электрон­ная система для контроля за явкой сотрудников крупных предприятий, накануне со­общило издание «Медуза». Журналисты выяснили, что руководители организаций могут загрузить списки ра­ботников через сайт votely.ru и присвоить каждому со­труднику индивидуальный QR-код, который у работни­ка считают на участке для голосования.

Наблюдатели движения «Голос» заявили о десятках случаях участия жителей Екатеринбурга в общерос­сийском голосовании со специальными «направле­ниями от работодателей». В «Голосе» считают наличие таких направлений призна­ком принуждения к голосо­ванию.

В интернете публику­ются фотографии и видео о том, что голосование проходит порой в самых экзотических местах. Во Владивостоке избиратель­ный участок организова­ли во дворе дома прямо в багажнике автомобиля. Много фотосвидетельств по необъятной России, как люди голосуют на кару­селях, пнях и лавочках. В Центризбиркоме пояснили, что «пеньки» всё же были – просто речь шла не о ста­ционарных участках для голосования, а о перенос­ных урнах. По словам Пам­филовой, члены комиссий «обходили дома в сельской местности», и именно во время этих обходов и были сделаны фотографии.

В первый же день голосо­вания журналист телеканала «Дождь» сумел проголосо­вать дважды: электронно и на своем избирательном участке. В ЦИКе назвали удавшийся эксперимент журналиста провокацией и пригрозили ему штрафом.И это был не единственный инцидент, когда избиратели могли воспользоваться воз­можностью проголосовать дважды, а то и трижды (как это сделала жительница Из­раиля).

Корреспондент «Дождя» Антон Баев провел рассле­дование и узнал о покупке он-лайн голосов.В Москве предлагали за деньги реги­стрироваться на голосование по Конституции с подстав­ных сим-карт и голосовать в поддержку поправок. За ка­ждую регистрацию участни­кам обещали платить по 75 рублей, за голос в поддержку — по 50 рублей. После публи­кации журналистского рас­следования полиция начала проверку.

Многие качканарцы охот­но принимают участие в голосовании, одобряют по­правки и становятся счаст­ливыми обладателями пы­лесосов, чайников, тостеров, кружек и других призов.Проголосовавшие получа­ют не только подарки, но и благодарственные письма от губернатора. 1 июля в Качка­наре среди избирателей ра­зыгрывается главный приз – автомобиль.

— Лотерейный губерна­тор, лотерейный президент, лотерейная Конституция… Все покупается и все про­дается. Выборы — товар­но-денежные отношения. Мы забыли о том, что значит быть гражданином, забыли о чести, достоинстве, свободе слова и мысли, что значит иметь свое собственное мне­ние. Мне грустно, что «хо­лодильник» давно победил разум. Хочется верить, что будущие поколения перей­дут на более высокую сту­пень развития общества… — написала в своем Фейсбу­ке бывший журналист «НК» Анна Лебедева.