Глянцевая обложка российского образования
Наталья вошла в число лучших 78 учителей России. С конкурса «Учитель года-2015» она вернулась 8 октября, а моя встреча с ней в стенах школы №7 состоялась 10 дней спустя. Говорит, о поездке уже много раз расспрашивали и коллеги, и ученики, это и понятно: участие в такого рода конкурсе бывает не каждый год. В разговоре со мной Наталья вновь переживала все радостные моменты от поездки, но и без купюр отмечала все недостатки. Она не считает, что нужно скрывать правду, старалась честно рассказывать обо всем. И беседа, на мой взгляд, от этого получилась особенно интересной.
Днем в субботу, 17 октября, пока ученики принимали участие в олимпиаде, мы беседовали с Натальей Михайловной, сидя на скамейке в школьном коридоре. Я знала, что по результатам этапов всероссийского конкурса она заняла 16-е место из 78. От 15 лучших ее отделяло совсем чуть-чуть. Но все равно участие в таком конкурсе не должно пройти бесследно.
– Что нового вы узнали, какой опыт для себя получили? – спросила я.
– Новое открывала для себя в течение лета во время подготовки к заочному этапу, когда составляла материал к методическому семинару. Систематизировала свой опыт работы, прорабатывала тему теоретически, к тому же она близка к моей магистерской диссертации, которую мне предстоит написать. На очном этапе конкурса ничего особо нового. Только еще раз поняла, что могу проводить уроки с любыми детьми, в любых условиях, – ответила Наталья.
Это лето выдалось у учителя физики школы №7 довольно напряженным. После победы в региональном этапе «Учитель года» Наталья Мельникова готовила материалы к заочному этапу: эссе, авторский методический семинар и Интернет-ресурс (персональный сайт педагога). Материалы необходимо было подготовить и отправить до 15 августа, что она и сделала. А дальше – поездка на второй этап, на открытый урок в Казань.
Урок для скептиков
Проходил он в школе №177 Ново-Савинского района г.Казани. Школа молодая – ей всего шесть лет, с углубленным изучением отдельных предметов. Как из учеников, так и из учителей туда попадают не все желающие. Педагогические кадры тщательно подбирают, очень много учителей – грантополучателей.
Класс для открытого урока каждый учитель выбирал сам. Делая выбор, педагоги отталкивались не столько от возраста ребят, сколько знали, что урок должен был быть предметным, то есть соответствовать программе обучения на конец сентября–начало октября. У семиклассников на тот момент как раз была тема, подходящая для проведения экспериментов – первоначальные сведения о строении вещества. Наталья Михайловна решила остановиться на них.
Интересно, что, кроме комиссии, на уроке также присутствовал директор школы, который, к слову сказать, по специальности – учитель физики. Как вспоминает Наталья, перед началом урока он отнесся к ней довольно скептически. Поинтересовался, каким образом пройдет урок, какие приборы для него необходимы, еще раз проверил учеников, задав ряд вопросов.
– Когда к его вопросам я добавила пару своих, он ответил мне: «Это проходят в восьмом классе на химии». Зато как я была удивлена его поведению после урока, когда вместе с детьми он вышел в коридор и выстраивал детей словно молекулы воды, восклицая: «Раньше я считал, что вам это еще рано знать, но сейчас меня убедили, что вам это знать надо!». Было видно, что директор проведенным мной уроком остался доволен. Поговаривали, что он даже кинул камень в огород своих учителей. Конечно, то, как я планировала урок, и то, как он выстроился – это было два разных урока, но он от этого не стал хуже. Дети незнакомые, уровень знаний и скорость работы на уроке мне были не известны, но я справилась. Урок прошел очень хорошо! Он получил высокую оценку, для меня это самое важное, – говорит Наталья Михайловна.
Открытое занятие оценивало жюри, состоящее из 21 человека, также за ним следили во время онлайн-трансляции простые наблюдатели, в состав которых входили и журналисты. Не успела Наталья еще завершить урок, как к ней поднялся журналист «Российской газеты». С его слов, это был 16-й открытый урок за тот день, и он выдался самым интересным. А еще он признался Наталье Михайловне, что если бы у него в свое время был такой же учитель физики, то, возможно, он и не стал бы журналистом. Урок качканарского учителя обсуждался еще долго, подходили к ней и на следующий день, высказывали слова восхищения. Комиссия выставила свои баллы, максимум можно было получить 100 баллов.
– Баллы, которые выставила комиссия по итогам открытого урока, мы до сих пор не знаем. Возможно, узнаем их месяца через два. Сегодня все баллы засекречены, знает только жюри. Однако словесные оценки позволяют мне считать, что урок понравился. Помню, как мне советовали готовиться сразу к финальному этапу, заверяя, что я там окажусь точно. Могу предположить, что баллы за заочный этап у меня меньше, чем заочный. По сумме общих баллов я оказалась на 16-м месте.
На самом деле, кому повезло больше: тем, кто вошел в число 15-ти лучших, или тем, кто туда не попал – вопрос спорный. Конкурсу свойственно «ломать» людей, участвовать в нем тяжело физически и морально.
Конкурс – как стартовая площадка для карьеры
Увы, но, как и большинство других конкурсов, «Учитель года» уже давно перестал быть конкурсом среди учителей, отдельных личностей. Это конкурс, в котором борьба идет среди команд методистов, стоящих за спиной учителя. Победителей выбирают как бренд, который понесет знамя педагогики дальше в массы. Часть педагогов, например, из центральных регионов, особо и не скрывала: что конкурс для них – это стартовая площадка по карьерной лестнице, откуда можно с легкостью стать чиновником, а то и политиком.
– Было хорошо видно по некоторым участникам, что работал не столько учитель, сколько его команда. Отмечали и сами организаторы: как только учитель становится лучшим, он перестает быть учителем, превращается в политика, государственного чиновника. Дай бог, если из него выйдет хороший чиновник. Но далеко не все победители конкурса ассоциируются с идеальными учителями. Это лично мое мнение, не в обиду кому-либо,– сказала Наталья. – Большинство регионов, которые жаждут победы, вкладываются в это дело в течение всего лета. К примеру, те же самые сайты в Интернете делают не учителя, а профессионалы. Но я не считаю, что мой сайт чем-то хуже, сделала я его полностью сама.
Победителем конкурса в этом году стал учитель истории и обществознания гимназии №1 г.Самара Сергей Кочережко, которому 26 лет и педагогический стаж три года.
– В целом, по тому, как Сергей себя держал, как он говорил, мне показалось, что он больше политик, – говорит качканарский учитель.
По окончании конкурса восьмого октября 15 финалистов улетели на встречу с президентом в Сочи. Там они пробыли до 12 октября. Из учебного процесса были вычеркнуты дни с 20 сентября по 12 октября. Для кого как, но для Натальи Мельниковой это время – достаточно большой период потери учебного и личного времени.
Встреча с Садовничим
В целом, конкурс для Натальи запомнился. Запомнилась Казань как город, который по-королевски встречал и принимал 78 учителей. Все было на высоте. И даже московский Кремлевский дворец, куда учителя прибыли на награждение и где были известные личности – победители ТЭФИ, артисты Олешко, Майданов, Харатьян, принимавшие активное участие в концерте, – это все не сравнится с тем, что было организовано простыми учителями в Казани.
– Казань – выше всех похвал! Это можно было сравнить с детским лагерем: мероприятия, испытания, обеды, экскурсии, отдых, работа в жюри, встречи с мэтрами педагогики, ежедневные клубные педагогические программы… Все по расписанию. Никто из учителей не ощущал соперничества, все мы сдружились, болели и сопереживали друг другу. Организаторы говорили нам: вы разъедитесь, но помните, начиная урок, в этот день свои уроки начинают и остальные 77 человек. И, вернувшись в школу, с такой мыслью я начинаю теперь свои уроки, – говорит учительница.
Но больше всего запомнилась Наталье Мельниковой беседа с Виктором Садовничим, ректором МГУ и председателем совета ректоров. Во время этой короткой встречи она смогла решить вопрос, который беспокоил ее и ее учеников уже полгода.
Дело в том, что этой весной во время последнего всероссийского турнира юных физиков счетной комиссией была допущена ошибка в подведении итогов личного рейтинга участников турнира. Учитель пыталась решить возникшую проблему, но в ответ получала формальные ответы Российского совета олимпиады школьников.
– Во время короткого разговора с Виктором Садовничим, я поняла, что он был совершенно не в курсе этого вопроса. Не успела я договорить до конца, как он тут же сделал кому-то звонок, а затем заверил, что ошибку признали, и она будет исправлена и мой ученик получит диплом. Остается надеяться, что вопрос действительно будет решен на деле, а не на словах. Для меня это было принципиально. Наверное, это самое главное, ради чего я должна была оказаться на этом конкурсе!
Качканарский школьник сегодня учится в 11 классе. Заслуженный диплом третьей степени всероссийской олимпиады котируется в таких серьезных вузах, как МГУ, УрФУ, НГУ и других. Наличие диплома приравнивается к 100-балльному результату ЕГЭ по физике, поэтому является мощным бонусом при поступлении. Может быть, ученик не будет им пользоваться, но справедливость была важнее!
Разочарование в областных чиновниках
Вернувшись домой, Наталья Михайловна радовалась, что вернулась в обычную жизнь. Она испытала ощущение свободы и легкости. Конкурс для нее был очередным этапом в жизни. Сказать однозначно, что не намерена больше в нем участвовать, она не может. Но по областным законам, принимать участие в конкурсах с денежным поощрением в ближайшие 3-5 лет Наталья пока не имеет права.
Самым большим разочарованием для педагога было отсутствие поддержки со стороны области.
– Очень жаль, но наша область в конкурсе не проявила какой-либо заинтересованности. Было ощущение, что они отправили меня и поставили галочку, отложив документы на хранение. У меня возникали проблемы с принимающей стороной, которые, допустим, в других регионах были решены. У многих документы были готовы с августа, у нашей области – нет. Равно, как и методическая помощь отсутствовала. К примеру, до 15 августа я должна была отправить документы, что я и сделала самостоятельно. А 18 числа мне приходит письмо с вопросами: как идет подготовка к конкурсу, чем вам помочь? Это и смешно, и обидно в какой-то степени. Но при этом мне говорят: мы будем в вас вкладывать все лето, вы же понимаете, что вы представляете область. Я это понимаю, но область ни йоты не вложила в меня. Единственный человек, который прошел весь этот путь со мной, была завуч школы – Светлана Николаевна Устюжанина, – отметила Наталья.
Уже в скором времени нашу Наталью Мельникову ждут в областном Министерстве образования с отчетом о поездке на конкурс. Там, в верхах, наверняка знают о претензиях, которые есть у качканарского учителя к ним. Но говорить о плохом в министерствах, видимо, не принято. Вот и совет ей дали простой: улица любит смех и никого не интересуют чьи-то проблемы, она должна с улыбкой сказать, что все хорошо. Но Наталья уверена: она никому ничего не должна, поэтому ехать с отчетом в область особого желания у нее нет.
– Поездка была за мой счет, командировочные мне еще никто не оплатил, полностью всю работу проделала сама. О чем отчитываться? О том, как мне не помогли? Конкурс красивый, знаковый, но достаточно бюрократичный, как и многое в нашей стране. Это просто красивая картинка об образовании в нашем обществе. Смотришь, понимаешь, что это лучшие учителя России, но моральный образ учителя в моем понимании и то, что я видела в лице лучших учителей, не складывались у меня в одну картинку, – добавила в конце разговора Наталья Михайловна.
P.S. Я горжусь, что не перевелись еще в нашем городе такие честные и целеустремленные учителя. Устремленные не на показное обучение, а на настоящее образование и воспитание подрастающего поколения. Вот и сегодня у Натальи Мельниковой во всю идет подготовка десятиклассников школы №7 к очередному турниру. 2 ноября старшеклассники поедут на Уральский физический турнир в Екатеринбург. Ребята участвуют в нем уже четвертый год. От себя педагог лишь сказала: «Мы сделаем все возможное, чтобы одержать победу». И я уверена: победы учеников – это высшая награда для любого учителя.