Галина Домнина: Желаний много, но всё упирается в деньги
В редакцию «Нового Качканара» поступает много вопросов о работе детской поликлиники. За ответами мы обратились к заместителю главного врача ЦГБ по детству и родовспоможению Галине Домниной.
— Галина Николаевна, нашумевший вопрос о проветривании второго этажа в новом здании детской поликлиники продолжает волновать многих качканарцев. Ожидаются ли какие-нибудь изменения в ближайшее время?
— Так спроектировано здание, для вентиляции на втором этаже установлены два мощных вентилятора. К сожалению, сегодня есть только такие возможности, что могли — сделали. В дальнейшем, может быть, будем предусматривать отдельную систему вентиляции, но для этого должны быть представлены новые регламенты.
— А расписание приемов врачей соответствует тому, чтобы пациентов на этаже было меньше?
— У нас соблюдена поточность в эпидемиологическом отношении: дети здоровые не должны соприкасаться с больными. Условно поликлиника поделена на блоки для здоровых детей и детей с заболеванием. Так, на первом этаже старого здания расположены кабинеты хирурга, невролога, процедурный кабинет; на втором этаже в этом же здании – окулист, психиатр, психолог, массажный кабинет и кабинет БЦЖ. Скученность на втором этаже нового здания образуется по причине того, что у нас недостаточно врачей и педиатры вынуждены принимать пациентов не с одного участка. Такого, конечно, не должно быть! Часы приемов составляем, зная, что врачам практически постоянно приходится совмещать участки. В полном составе врачей никогда не было: одни могут уехать на учебу, в отпуск, другие — уйти на больничный. Кадровые проблемы характерны для всей России. Заявки размещаем, но молодежь, получая медицинское образование, не идет работать по специальности. Работает много врачей предпенсионного и пенсионного возраста.
Скученность пациентов связана также с затяжной зимой, которая дает о себе знать в виде повышенного фона заболеваемости. Детки болеют и болеют. Летом пациентов будет не меньше — начнется сезон лагерей.
— Сколько педиатров работает в детской поликлинике и каких специалистов сегодня не хватает?
— У нас 9 участков, на которых трудятся 6 врачей и 1 фельдшер на должности педиатра. В сравнении с другими городами укомплектованность нашей поликлиники намного лучше и узкие специалисты имеются в необходимом количестве. Есть детский невролог, психиатр, хирург, ЛОР, окулист, гинеколог. Нам очень хорошо помогает взрослый эндокринолог Артур Глухов, который принимает участие в профилактических осмотрах детей. На базе взрослой поликлиники работает ортопед, который принимает и деток раз в неделю по субботам.
К сожалению, гораздо сложнее со специалистами и педиатрами в детских садах и школах, которых там нет, вместо них работают медицинские сестры и фельдшера. Также не хватает врача на дневном детском стационаре.
— Молочная кухня выдает продукцию в пятницу или субботу. Ко вторнику-среде у части продукции истекает срок годности. Нельзя ли привозить молочные продукты пораньше?
— Молочная продукция — это госзаказ Министерства здравоохранения области, правительство области занимается организацией питания. Рецепты на продукцию формируем не мы, а областная программа, в которую вводятся ФИО и дата рождения ребенка. Поэтому на одной неделе может быть три упаковки кефира, а на следующей семь. К тому же для детей до года установлены одни нормы, после года — другие.
Существует централизованный завоз на территории округа и выделен один день — четверг, когда огромный трейлер развозит продукцию по всей области. Почему не выдают в четверг, потому что время завоза бывает разное: с 7 часов утра до 8 часов вечера. Сотрудники раздаточного пункта вынуждены выходить на работу вне рабочего времени. Для удобства населения мы выделили два дня получения молочной продукции. Продукция, которую мы выдаем, — это лишь социальная поддержка жителей в плане питания, цель которой не накормить, а дополнить питание.
— Раньше на первом этаже поликлиники располагался аптечный пункт, в котором можно было приобрести сок или водичку для ребенка. Есть ли возможность установить кулер в поликлинике?
— Есть санитарные правила, в которых сказано про температурный режим, влажность, проветривания и так далее, но наличие кулеров эти правила не предусматривают. У нас много желаний, но все они упираются в денежные средства. Мы бюджетная организация, а расходование средств у нас целевое. Поскольку кулер не прописан в правилах, то это будет считаться нецелевым расходованием средств.
— Спонсоры могут помочь установить кулер?
— Если есть желающие – пожалуйста, но в таком случае его также необходимо будет обслуживать, например, приобретать емкости с водой. Для нас это будет вновь нецелевым расходованием. Я считаю, что вопрос легко может решиться, если на прием с ребенком взять небольшую пластмассовую бутылочку с водой.
— Будут ли улучшения в работе регистратуры: по утрам большие очереди и трудно вызвать врача по телефону?
— В регистратуре работают трое человек: двое с утра и один после обеда. К сожалению, бывает, что сотрудники отсутствуют по причине болезни, отпуска. В прошлом году уволились две сотрудницы пенсионного возраста, очень долго мы не могли найти замену, работал один человек. В помощь приходилось ставить медицинских работников. Работать в регистратуре очень тяжело психологически — родители детей могут и оскорбить, и накричать, поэтому многие сотрудники не выдерживают.
— Можно ли сменить педиатра и перейти на другой участок?
— По закону, смена возможна, но если врач, которого выбрал родитель, не будет возражать. Стоит иметь в виду, что вызовы на дом будут приходить по участку, к которому относится ваш адрес.
— Работает ли сегодня доврачебный кабинет?
— Сегодня он не работает. В этом кабинете сейчас размещен кабинет неотложной помощи, его функции другие — принимает вызовы, которые требуют неотложного осмотра медработником. К тому же, в этот кабинет можно обратиться с температурой, если прием по основному участку уже завершен. Справки в лагеря теперь оформляются у педиатра.
— Эффективно ли обследование детей по АСПОН?
— Программа разработана в начале 90-х годов Санкт-Петербургской медицинской педиатрической академией. Обследование (а это результаты анализов, осмотр врача, ЭКГ) позволяет выявить предрасположенность к заболеваниям по 27 медицинским направлениям. И процент выявления предрасположенности очень большой. Это неоценимая помощь при прохождении медосмотра.
— Очень сложно попасть на УЗИ и к неврологу, период ожидания растягивается на полтора-два месяца. Куда обращаться, если помощь нужна срочно, а попасть на прием невозможно?
— По поводу УЗИ: мы работаем по программе госгарантий, в которой указано, что услугу по плановому исследованию мы должны оказать в течение двух месяцев. Если помощь нужна экстренно, то ребенок поступает в стационар – УЗИ будет проведено немедленно.
Невролог с начала марта была на учебе, в ближайшее время начнет прием. Вся запись сегодня в электронном виде и почти всегда к концу приема появляется пустое место, так как, бывает, что пациенты не приходят на прием. Нужно просто поговорить по-человечески с врачом, я думаю, она не откажет.
— В детских садах в этом году не работают бассейны. С чем это связано?
— Медработники теперь закреплены в ЦГБ. Заведующие ДОУ сегодня вправе нанимать любое количество медсестер, врачей, инструкторов ЛФК и проводить любые оздоровительные процедуры. Почему не работают бассейны, будет лучше спросить у заведующих детских садов.
— Ведутся ли электронные медицинские карты?
— Родители, наверное, заметили появление компьютеров в кабинетах. Эта карта должна формироваться постепенно, а не с 1 января. Сегодня часть записей с текущего приема заносятся в электронном виде, к тому же еще не отменяли письменные записи. Ускорить процесс не получается, так как сказывается большая нагрузка на врача. Надеемся на понимание со стороны пациентов.
— Спасибо за интервью.