В сетях коллекторских контор
Коллекторы – современные вышибалы или мошенники
«Если вы стали жертвой коллекторов – звоните нам!» – так назывался материал, опубликованный в «Новом Качканаре» в декабре прошлого года. Нам было важно не просто узнать истории качканарцев, но и оказать посильную помощь в решении проблем людям, по тем или иным причинам попавшим в сети коллекторских контор.
После публикации в редакцию обращались качканарцы, которым звонили либо писали неизвестные люди, требуя вернуть задолженность перед банком. При этом многие из обратившихся вообще никогда с кредитами не связывались.
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили начальника отдела полиции по экономической безопасности и противодействию коррупции Валентину Иванову
Валентина Ивановна, кто такие коллекторы?
— Коллекторские агентства – это фирмы, которые заключают договоры с банками: банк передает им данные о должниках, а коллекторы помогают взыскивать задолженность. Вообще, служба безопасности любого серьезного банка обычно при оформлении кредита отслеживает возвраты по кредитам, кредитную историю клиента. В коммерческих банках наоборот — службы безопасности нет, а задолженности есть. Скорее всего, именно на них и выходят коллекторские агентства, предлагая свои услуги. По моему мнению, если в 90-е годы были «вышибалы», то здесь — то же самое, просто по-другому называется.
Федеральный закон «О потребительском кредите», который затрагивает деятельность коллекторских агентств, принят совсем недавно, в конце 2013 года (вступит в силу с 1 июля 2014 года).
В документе коллекторы оговариваются как юридические лица, с которыми кредитор заключил агентский договор для возврата во внесудебном порядке задолженности.
Также указано, что юридические и иные действия, направленные на возврат задолженности, не вправе совершать с намерением причинить вред заемщику, что немаловажно, когда вам звонят и угрожают, если не вернете долг.
— Как они действуют?
— По федеральному закону «О потребительских кредитах» им разрешены личные встречи, переговоры (в том числе телефонные), почтовые отправления. В рабочие дни запрещено обращаться с десяти вечера до восьми утра, а в выходные и праздничные дни – после восьми вечера и до девяти утра. Иные способы взаимодействия с заемщиком – только при наличии в письменной форме согласия самого заемщика. Честно говоря, предъявлять какой-либо долг организация должна на основании решения суда, а перед этим должны быть предупреждения о последствиях и обращении в суд, но без явных угроз. Человек должен понимать, что просто так у него ничего не могут отнять, взыскать задолженность могут только по решению суда, а все методы досудебного взыскания, я считаю, вообще незаконны.
Очень часто коллекторами представляются случайные люди, и это один из видов мошенничества. Они звонят с междугородних номеров – московских, саратовских. Наш отдел на самом деле еще не встречался ни с одним коллекторским агентством, но истории подобные мы знаем, и гражданам советуем не обращать внимания на телефонных мошенников. В реальности дальше угроз дело не доходило. Стоит пригрозить полицией — и звонки прекращались. Ни в коем случае не надо перезванивать.
— Как вести себя с коллекторами, что делать, когда звонят от их имени?
— Необходимо спросить документы, по которым образовалась задолженность: кредитный договор, договор поручительства, договор коллекторского агентства и банка, от которого коллекторы представляются.
В телефонном разговоре обязательно попросите представиться, назвать должность и агентство. Если представляться не хотят, либо вы точно знаете, что кредит никогда не брали и поручителем не являлись, то предупредите их, что напишете заявление о вымогательстве.
Есть люди, которые никогда не оформляли кредита и не были поручителем, в таком случае либо игнорировать звонки (сменить сим-карту), либо предупредить, что пойдете в полицию. В случае, когда продолжают подобным образом требовать денег, не предоставляя каких-либо документов, то это явное вымогательство, и в уголовном кодексе прописана ответственность за подобные действия. – Может ли сам человек проверить данные о задолженности, минуя коллекторов?
– Конечно, если человек знает, что однажды оформлял кредит, то следует обратиться в этот банк – отправить письмо, позвонить. Даже если банка нет в Качканаре, то узнать контактную информацию можно в Интернете. Если вы знаете, что у вас кредит погашен, то просто игнорируйте звонки.
– Что делать, если продолжают угрожать и вымогать деньги?
– Можно подойти к нам с распечаткой телефонных звонков, написать заявление – мы набираем материал и отправляем его по территориальности, чтобы привлекли к ответственности конкретного человека, фирму. Самому человеку взять распечатку звонков и кредитную историю легче, чем нам. Мы же можем это сделать напрямую, только через суд. Заблокировать телефонный номер мы, конечно, не сможем, но хозяина абонента по распечатке звонков выявим. Только так можно узнать, мошенник это, или реальное коллекторское агентство.
– Может ли диктофонная запись с угрозами послужить доказательством?
– Прямым доказательством это не является, так как звонившего человека необходимо предупредить, что вы его записываете. Но ее можно приобщить в качестве косвенного доказательства.
– Были ли случаи телефонного мошенничества в Качканаре?
– Случаи были, но жители обычно просто игнорируют подобные SMS или звонки. Мы стараемся предупреждать качканарцев о том, что информацию необходимо проверять: перезвонить родственнику, от имени которого позвонили, а не бежать в банк переводить деньги. SMS от банка приходят с номером «900», либо вместо номера идет название компании. Если вы получили SMS с другого номера, то не надо торопиться перезванивать, отправлять ответное SMS.
Как-то давно был единственный случай, когда мошенники по телефону требовали у качканарки вернуть задолженность перед банком. Мы посоветовали ей обратиться в банк, где ей сказали, что долга нет. На этом она и успокоилась, на звонки уже не реагировала.
– Почему, на ваш взгляд, сегодня активно развивается бизнес коллекторских агентств, а вместе с ним и мошенничество?
– Сегодня жизнь неразрывно связана с компьютерами: в магазинах заполняем анкеты, чтобы получить карточку, оформляем SMS-карты, кредиты, займы, регистрируемся в социальных сетях и Интернете – получить эту личную информацию для мошенников не составляет никакого труда. Банк России, конечно, следит за кредитными организациями и микрофинансовыми организациями, но не за коллекторами, по которым еще нет четких законов, регулирующих их деятельность. Поэтому обращаемся к жителям с просьбой быть осторожней при размещении своей личной информации, а также проверять информацию, прежде чем переводить деньги.
Истории
Недавно моему сыну пришло письмо от московского коллекторского агентства. Написали, что есть долг перед банком и уведомили нас о начале судебного производства. Сын давно брал кредит и погасил его. Случайно обратила внимание на заметку про коллекторов в вашей газете. До этого и знать не знала, кто это. Что нам делать? Как себя вести в такой ситуации?
Надежда Алексеевна
История вторая
Два года назад я погасила кредит в банке. В то время была трудная жизненная ситуация, поэтому вынуждена была взять кредит, о котором позже пожалела сто раз. В апреле 2013 года на мой адрес пришло письмо о задолженности перед банком. Данное письмо я проигнорировала, поэтому коллекторы стали насчитывать дополнительно комиссию. Позже мне звонили уже сразу с двух коллекторских агентств: каждый из них уговаривал оплатить долг только его агентству. Сумма долга с комиссией составляла около 20 тысяч рублей. Звонки продолжают поступать не только днем, но и ночью. Во время беседы по телефону меня постоянно переключали от одного сотрудника к другому. Человек, представившийся юристом, угрожал мне тюрьмой, если я не погашу долг. Обращалась к качканарским юристам, они предложили мне подать исковое заявление в суд. Звонила в банк – устно объявили, что информации на меня нет. Помогите, хочется реальной помощи.
Светлана
История третья
Я пенсионерка. Кредит никогда не брала и не являлась поручителем. Однажды купила новую sim-карту, на которую позже стали поступать звонки с московских номеров. Они называли имя незнакомого мне мужчины, поручителем которого, якобы, я была. При этом мое имя они не упоминали и требовали уплатить сумму долга порядка 30 тысяч рублей. Сначала звонили регулярно в одно и то же время. Потом график сменился, но я следила за временем и знала, когда они вновь позвонят. Дочь перезванивала по набранным номерам, объясняла ситуацию – обещали больше не беспокоить, но мне все равно продолжают звонить.
Людмила Васильевна
Комментарий Валентины Ивановой
– В третьем случае – это точно мошенничество, а в первом и во втором, скорее всего, ситуация бывает, когда люди оформляют кредит в коммерческом банке. Обычно в таких банках нужно дополнительно писать заявление, что кредит погашен. После этого банк закрывает его кредитную историю. Бывает, что на счете остается один-два рубля, а за годы эта сумма может увеличиться в несколько раз, банк насчитывает свои комиссии. Естественно, сумма накапливается приличная, а из-за 10 рублей никто звонить не будет.