В Качканаре незаконно начисляют плату за содержание и ремонт
«Я хочу, чтобы мы платили за то, что получаем. Уничтожать управляющую компанию не нужно, нужно лишь заставить ее работать» – с такими словами обратилась в редакцию жительница Качканара Людмила Никонова.
Экономист по образованию, бывший сотрудник администрации проработала в финуправлении 17 лет. С выходом на пенсию женщина решила восстановить справедливость, а именно заставить управляющую компанию «Наш дом» работать по закону. Не найдя поддержки со стороны прокуратуры и областной Госжилинспекции, сегодня она самостоятельно готовит документы в суд. Все дело – в начислениях графы «Содержание и ремонт», которая составляет треть квартплаты практически каждой семьи. Ежегодно по этой статье на счет управляющей компании перечисляются приличные суммы, а работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняются по минимуму.
– Я считаю, что начисления этой платы по всем домам, которые обслуживает УЖК «Наш дом», незаконны. Денег собирают много, но куда они уходят, неизвестно, проверить практически невозможно, – заявила Людмила Никонова.
Размер платы за содержание и ремонт ежегодно утверждается постановлением главы администрации города. В конце декабря данная ставка на 2016 год была повышена на 10,5%. В зависимости от категории домов размер ее разнится от 16 до 69 рублей за один квадратный метр. Так, в доме №14 девятого микрорайона, где проживает Людмила Никонова, ставка составляет 21,31 рубля за 1 кв.м. Женщина считает: устанавливать ее размер должна не администрация, а договор управления с УЖК, который и заключили собственники.
– Размер и стоимость текущего ремонта должны ежегодно утверждаться собственниками, а не местным самоуправлением. У нас, а не у администрации есть договор с УЖК. Согласитесь, когда вы заключаете договор на оказание услуг, например, установку окон ПВХ, вы договариваетесь о цене с изготовителем. Так и здесь. А если учесть, что 65 процентов уставного капитала УЖК принадлежит УГХ, подведомственному муниципалитету, то выходит некий казус: администрация решает, сколько платить собственникам, хотя дома в управлении УЖК. Город обязан защищать права граждан от нарушений УЖК, а выходит, от самого себя. Поэтому нас никто не защищает, даже прокуратура, – говорит Людмила.
На самом деле порядок, когда жильцы должны устанавливать ставку, действительно прописан в законе. Так, в «Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме» (постановление правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.) четко обозначены требования по содержанию общего имущества: собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. За ненадлежащее выполнение услуг управляющая компания несет соответствующую ответственность, а также отвечает перед собственниками.
Этот же порядок должен быть прописан и в договоре управления с УЖК «Наш дом», который, к слову сказать, у каждого дома свой. Правда, отмечает жительница Качканара, большинство жителей и в глаза никогда не видели этот документ. Договор управления домом 9-14 был заключен в 2007 году и в нем установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома.
В ноябре прошлого года жильцы указанного дома решили провести собрание и самостоятельно определить размер платы за содержание и ремонт. Для этого они обратились в УЖК за информацией.
– Мы просили данные по стоимости работ и услуг на 2016 год, но так и не получили их: нам присылали состав платы, который утверждает глава. В результате собрания мы так и не провели, – рассказывает Людмила. – Я изучала много документов и выяснила, что администрация до сих пор устанавливает нам плату с НДС, который индексируется каждый год. При этом управляющая компания сегодня уже не платит этот налог. Аварийные работы по закону уже входят в ставку «Содержание и ремонт», а по постановлению мэра ее выносят еще раз. Получается, двойная плата за аварийные работы. Должны же быть экономически обоснованные суммы! Работа должна вестись в соответствии с договором. Но должен быть и прописан порядок изменения цены: например, увеличиваются коммунальные платежи на 6,5%, то и размер платы растет соответственно. А УЖК, оговаривая стоимость работ, ссылается на подрядчиков, мол, те устанавливают такие цены на услуги. Но надо понимать, что подрядчик может определить стоимость буквально «с потолка». Получается какой-то круг монополистов.
Ответ прокуратуры г.Качканара на обращение Людмилы Никоновой о проведении проверки положений постановлений главы:
В соответствии с ч.4 ст.158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Нормативный правовой акт органа местного самоуправления направлен на регулирование отношений в указанных случаях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ. Оспаривание размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, если на общем собрании собственниками помещений не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт, на территории Качканарского ГО, утвержденные постановлением главы, не могут рассматриваться как противоречие федеральному закону.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлены несоответствия утвержденных постановлением главы КГО минимального перечня работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, требованиям постановления правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». В результате выявленных нарушений прокуратурой г.Качканара в адрес главы КГО направлен протест на указанные положения постановления главы.
В конце декабря 2015 года Людмила Никонова обращалась в местную прокуратуру с вопросом, почему та допустила должностное нарушение, признав законным постановление администрации № 1415 от 25.12.2013 «Об утверждении стоимости и перечня минимального набора работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов». Женщина просила разобраться. А прокуратура, как и УЖК «Наш дом», отвечает: нарушений жилищного законодательства нет. В качестве обоснования приводили часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ: «Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления». Но договор управления принят не на общем собрании, а плата на содержание и ремонт установлена.
– Свои доводы я подкрепляла письмами Минрегионразвития от 2009 года и решением Верховного суда РФ от 26.11.2012 г. В ст.39 ЖК РФ прописано, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются правительством РФ, а не самим Жилищным кодексом. Во исполнение требований федерального законодательства правительство утвердило «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», которые и регулируют отношения по содержанию общего имущества, а не 158 статья ЖК РФ. Но на последнюю, по непонятным мне причинам, почему-то ссылаются все! Я лишь хочу, чтобы работа УЖК «Наш дом» была приведена в порядок: если отменить постановление главы, то УЖК начнет проводить ежегодные собрания по установлению объема и размера платы за текущий ремонт, минимум которого уже установлен в договоре управления. Но есть договоры, в которых этого условия нет, например, 6а-2. На каком основании УЖК собирает деньги, если договор ничтожен? – добавила Людмила Григорьевна.
17 февраля жители дома №14 девятого микрорайона написали коллективную претензию в УЖК, в которой привели свои расчеты платы за «Содержание и ремонт» на 2016 год, по которым ставка должна быть 13,32 рубля с 1 кв.м вместо 21,31 (без НДС). Директор УЖК Светлана Габышева ответила: предложенный размер платы не обеспечивает покрытия расходов по содержанию и ремонту и не может применяться управляющей компанией для начисления платы в 2016 году.
В ближайшее время жители указанного дома намерены обратиться в суд с тем, чтобы изменить порядок установления платы за «Содержание и ремонт». А Людмила Никонова лично от себя подала заявление в суд о защите прав потребителя, после того как управляющая компания долгое время не предоставляла документы по дому.
Сергей Набоких, глава г.Качканара:
Плата за содержание и ремонт жилого помещения на территории Качканара на 2016 год была изменена в соответствии со следующими показателями:
— Индекс потребительских цен, рассчитываемый Госкомстатом России на конец 2015 год, составляет 112,05%;
— Минимальная месячная тарифная ставка по оплате труда рабочих первого разряда в. жилищно-коммунальном комплексе с 1 января 2016 года проиндексирована на 112,2%. Также для некоторых специальностей произведено повышение месячной оплаты труда в целях соблюдения условий о величине заработной платы не ниже МРОТ.
Взяв во внимание вышеперечисленные пункты и рассчитав совокупную плату за содержание и ремонт жилья, при увеличении на 10,5%, плата за содержание и ремонт жилого помещения соответствует стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 22.06.2015 №610 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2015-2017 годы»).
Светлана Габышева, директор УЖК «Наш дом»^
Согласно ч.4 ст.158 ЖК РФ и постановлению администрации КГО №1485 от 23.12.2015 г. для многоквартирного дома №14 9 микрорайона определена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 21,31 рубля за 1 кв.м.
Согласно ст. 156 п.7 УЖК «Наш дом» также предлагает собственникам дома №14 данную плату как базовую. Собственники имеют право принять данную стоимость либо принять решение по увеличению стоимости в случае, если будут проводиться дополнительные работы.
В рамках установленной платы в соответствии с ЖК РФ и постановлением правительства РФ №491 от 13.08.2006 г. УЖК «Наш дом» определен минимальный перечень необходимых работ и заключены договора с организациями, которые выполняют работы и услуги, определенные перечнем. Договорные отношения с организациями ежегодно пересматриваются как в части стоимости, так и в части объема работ. В договорах с подрядными организациями учитываются все необходимые расходы для выполнения услуги, в т.ч.: заработная плата, страховые взносы 30,2% (медицинское и пенсионное страхование), материальные затраты (например, ведра, лопаты, метлы, мешки полиэтиленовые, спецодежда, песок, реагенты и т.д.), транспортные расходы, накладные расходы, прибыль, налоги и т.д.
Обращаем ваше внимание, что в настоящий момент нет экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт жилья. В рамках существующей стоимости работ управляющая организация вынуждена при заключении договоров с подрядными организациями занижать стоимость услуг – это приводит к снижению величины заработной платы рабочих и снижению величины накладных расходов, следствием чего могут становиться нарушения качества предоставляемых услуг в связи с нехваткой квалифицированных специалистов.
Стоимость услуг по дому №14 определена исходя из стоимости договоров, заключенных организациями пропорционально площади дома и площади земельного участка.
P.S. По случайному совпадению, во время подготовки материала в редакцию поступало много вопросов от качканарцев о слишком высокой коммуналке. Они приводили примеры телефонных бесед с московскими, свердловскими, кировскими родственниками: мол, у них все намного меньше, так чем же мы провинились? На самом деле с нового года у нас повысились строки «Содержание и текущий ремонт» и «Капитальный ремонт». Остальные ждут своего часа в июле 2016 года. Но даже частичное повышение заметно ударило по кошелькам качканарских семей. И хорошо, если бы они видели и ощущали комфорт от результатов этого ежегодного повышения, но кажется, что деньги уходят в «черную дыру». И только благодаря таким активистам, как Людмила Никонова, наши дома сегодня могли бы добиваться достойного оказания услуг. Вопрос только один: почему нам приходится за все бороться, если должен работать закон?