В Качканаре исчезло около 1000 рабочих мест?
Почти год назад, в декабре 2020 года, «Российская газета» опубликовала интервью с главой Качканара Андреем Ярославцевым под говорящим, расставляющим всё на свои места заголовком «Город при карьере».
Добротное такое чтиво, сразу видно, что заказное. И вот, что странно. В этом интервью главой Качканара было названо количество созданных рабочих мест на тысячу больше, чем в бравом рапорте о достижениях 2021 года, опубликованном в интернет-СМИ качканарской администрации в январе текущего года.
Если в последнем речь идет о 1761 созданном рабочем месте, то в интервью «РГ» сообщается о 2765. Причем, на КГОКе на тот момент создано только 176 рабочих мест.
Запомним эти цифры и попробуем разобраться, насколько соответствует действительности эта столь привлекательная для Качканара информация.
Вообще, когда я прочитал это интервью, подумал: неужели в Качканаре практически выполнили наказ-обещание Путина о создании рабочих мест к 2020 году? Напомню, когда-то, в далеком 2012 году, Путин пообещал создать 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест. Если разделить эту цифру на количество субъектов РФ, а полученную цифру разделить на количество муниципальных образований Свердловской области, то мы получим ориентировочную для Качканара цифру – 3 128.
Кто-то из читателей может вспомнить, чтобы у нас в городе создалось такое масштабное количество рабочих мест, как сказал Ярославцев? Ведь 2765 — это практически половина существующего штатного расписания комбината. Где, где спрятаны все эти рабочие места?
Читаем интервью 2020 года:
— ШДЗ «Северный» предполагается до 350 рабочих мест (в настоящее время не более 170);
— «Строймашсервис» предполагается до 30 рабочих мест (нет данных);
— «Качканартрансжелезобетон» предполагается до 300 рабочих мест (сейчас около 200);
— АО «Металлист» предполагается до 1000 рабочих мест (сейчас менее 500).
Если все суммировать и добавить к полученному количеству 176 рабочих мест, созданных в КГОКе, получается 1856 вроде как бы созданных (на бумаге) рабочих мест. А где же почти тысяча? Где ещё тысяча якобы созданных рабочих мест? Вряд ли мы это узнаем, и знаете почему? Потому что их нет и не было в природе. И интервью это было опубликовано не для жителей Качканара, а для тех, кто может оценить успех Евраза в правлении подведомственной территорией. Именно поэтому оно не публиковалось ни в одном из проадминистративных СМИ. Иначе качканарцы увидели бы явную ложь.
Но самое интересное в том, что по итогам 2021 года интернет-группа «Качканарский городской округ» опубликовала следующую информацию: «По информации специалистов администрации КГО, за последние три года в Качканаре было создано 1761 рабочее место, включая 299 на градообразующем предприятии».
В 2020 году было создано 2765 рабочих мест, в 2021 году — 1761. Исходя из опубликованного, получается, что хвастать-то особо нечем. Даже, наверное, горевать надо. Ведь рабочих мест в городе стало на 1000 меньше. Хотя, наверное, уже и неважно, какое количество рабочих место создано. Ведь, что в первом, что во втором случае, цифры дутые.
Я обращался в административную интернет-группу с вопросом: где конкретно и сколько создано рабочих мест? Они не смогли ответить. Могу точно сказать, не больше 350 рабочих мест. На «Качканартрансжелезобетон» — 300, у них и сейчас идет активный набор рабочих, и на «Строймашсервисе». Все. Остальное — это фантазии на тему «Как расцвел Качканар».
Вообще надо отметить, что в последнее время СМИ, приближенные к администрации Качканара, усиленно пытаются накачать головы качканарцев информацией о великих и масштабных достижениях и грядущих победах на ниве обеспечения жителей города комфортными условиями проживания. Желание власти понятно: надо любыми путями убедить жителей, что жить стало лучше, жить стало веселей.
И тут уместно вспомнить слова Козьмы Пруткова: «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то они и носят в себе». В нашем случае все мы знаем, чья это колбаса.
Анатолий Забегаев
Город при карьере
Печатается в сокращении. «Российская газета» №284 от 17.12.2020 г
Перспективы развития территорий зависят от уровня социальной ответственности бизнеса, а также от того, удается ли местным властям выстроить с ним партнерские отношения. О том, что сообща можно сделать многое, рассказал глава Качканарского городского округа (КГО) Андрей Ярославцев.
— За последние четыре года Качканар поднялся в областном рейтинге по созданию благоприятного инвестклимата с 37-го места на седьмое. Это наглядный результат усилий муниципалитета по работе с бизнесом?
— Я бы лучше оценил эту деятельность в других цифрах, например, отталкиваясь от количества созданных рабочих мест. Так вот, с 2016 года по 1 декабря 2020-го их появилось 2765, причем, что важно, только 176 — на градообразующем предприятии.
— Какие наиболее заметные инвестпроекты уходящего года?
— Щебеночно-дробильный завод «Северный» проводит техническое перевооружение. Здесь уже создано около 100 новых рабочих мест, в будущем их количество может вырасти до 350. Компания «Строймашсервис» запустила асфальтобетонный завод, создано 30 рабочих мест. Зарегистрировано предприятие «Качканартрансжелезобетон» на базе старого завода ЖБИ. Запуск производства ожидаем в 2021 году, будет создано до 300 рабочих мест. Ну, и ключевой проект — развитие предприятия «Металлист», где в этом году сменился собственник. Стоит задача сохранить важное для города литейное производство и в дальнейшем его расширить. Сегодня там около 650 работников, в перспективе штат может вырасти до тысячи человек.
— И все же, думаю, не ошибусь, если предположу, что вне конкуренции по объему инвестиций — Качканарский горно-обогатительный комбинат.
— Безусловно. Если общий объем инвестиций в городской округ в 2019 году составил три миллиарда рублей, то доля КГОК — 81 процент.
Сейчас там идет масштабное обновление производства, включающее и модернизацию оборудования, и капитальные вложения. Два ключевых проекта 2020 года — новое хвостохранилище и запуск Собственно-Качканарского месторождения (СКМ).
— Да, к этому событию ЕВРАЗ готовился не один год, и вот нынешней осенью здесь началась добыча руды. Что это означает для города?
— Если вы видели на сайте стратегические документы КГО — и стратегию-2020, и недавно принятую до 2035 года — то вы могли заметить, что одним из трех ключевых направлений остается развитие рудной базы. Город Качканар, собственно, и возник когда-то при карьере. Ввод СКМ, запасов которого хватит минимум на 100 лет, важен не только для города, но и для всей Свердловской области. Вы знаете, что КГОК обеспечивает 64 процента общеобластной добычи полезных ископаемых? То есть СКМ — это и рабочие места на ГОКе, и сопутствующие (для строителей, обслуживающего персонала и т. д.), и обеспечение сырьем Нижнетагильского металлургического комбината (ЕВРАЗ НТМК), и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Инвестиции ЕВРАЗа в этот проект только на первом этапе составят 6,4 миллиарда рублей, и он не зря включен в перечень стратегических инвестпроектов региона.
Многие города в Сибири, на Урале строились вокруг градообразующих предприятий. Сейчас у кого-то из них есть перспектива, у кого-то нет. Качканар — в зеленой зоне благодаря СКМ. В наше время загадывать на сто лет вперед — почти фантастика. И для города очень важно, чтобы у ЕВРАЗа все получилось.
От работы ГОКа напрямую и косвенно зависит вся экономика и социальное развитие Качканара, в котором 40 тысяч населения. На самом комбинате работают 6 тысяч человек, средняя зарплата около 60 тысяч рублей — высокая не только для города, но и по меркам области и даже России. Это означает высокую покупательскую способность, которая формирует потребительский рынок, создает условия для развития малого бизнеса: в городе зарегистрировано 1237 субъектов МСП, в том числе 382 малых предприятия и 955 ИП. И, когда 6-8 человек мешают дальнейшему развитию целого города, я считаю, это неправильно.
Юлия Санатина