В городе и области ситуация с ВИЧ критическая
В Качканаре с вирусом живёт каждый 50-й человек
В сентябре Свердловский Центр СПИДа проводит информационно-просветительский автопробег по городам Свердловской области.
Лидеры по заболеваемости
— Автопробег «Остановим ВИЧ» в Свердловской области проводится второй год, — рассказывает специалист по связям с общественностью Свердловского Центра СПИДа Ксения Гоголева. — В прошлом году мы объехали 30 городов, в каждом городе мы проводили круглые столы, тестировали людей на предприятиях, проводили экспресс-тесты в общественных местах, проводили лекции.

В этом году мы объезжаем 17 городских округов, в Качканаре мы на половине нашего пути. У вас мы провели семинары в библиотеке для специалистов культуры и допобразования. Мои коллеги провели семинары для медиков и для работников образования и соцзащиты. Сейчас наш тест-мобиль стоит у ТЦ «Восток». Но, надо сказать, народ идет очень неохотно. С утра мы провели беседу о ВИЧ в Горнопромышленном колледже и протестировали там 100 человек. Еще протестировали около 40 работников одного из предприятий города.
Ситуация с ВИЧ в Свердловской области критическая. Область занимает третье место по заболеваемости ВИЧ, впереди только Кемеровская и Иркутская области. В России в среднем с ВИЧ живет 0,8% населения, в Свердловской области – 1,6%.
В Качканаре 745 инфицированных
В Качканаре с ВИЧ живёт 1,9% населения. Показатель даже больше, чем по Свердловской области. Каждый 50-й человек в Качканаре инфицирован.
Ксения озвучивает антирейтинг из 30 городов области, где наибольшее число зараженных. И Качканар в нём обосновался в самой верхней строчке, разделив первое место с Верхней Пышмой. Только в прошлом году в Качканаре выявлено 55 новых случаев заражения ВИЧ. Если сравнивать с 2021 годом, то рост – 30%.
Всего на 1 сентября этого года в Качканаре проживает 745 человек с ВИЧ-инфекцией.
— С одной стороны — это не очень хорошо, что выявляются новые случаи инфекции, — поясняет Ксения. — Но, с другой стороны, выявление нового случая ВИЧ-инфекции – это хорошо. Потому что врач узнает об этом человеке, человек начинает лечиться, тем самым сохраняя свою жизнь. Важно, что когда он пьет препараты, он не передает вирус своим близким. Мы на этом человеке останавливаем ВИЧ-инфекцию. Поэтому выявление новых случаев ВИЧ-инфекции — это в целом полезная тенденция.
Основной путь передачи — половой
Из 55 новых случаев заражения 97% получили инфекцию половым путем, остальные — через запрещенные препараты.
— Что это означает? Всё очень банально: это означает, что ВИЧ-инфекция может коснуться каждого, — говорит Ксения.
Если смотреть гендерную составляющую, то зараженных мужчин и женщин примерно поровну. Свердловская область — лидер по количеству родов среди женщин, живущих с ВИЧ. Если не соблюдать меры профилактики передачи ВИЧ при беременности, то с вероятностью до 50% малыш родится с ВИЧ. А если соблюдать специальные меры, то с вероятностью 99% малыш будет здоров.
— За всё время существования ВИЧ-инфекции, а это примерно с конца 80-х годов, в Качканаре родилось 265 детей от ВИЧ-инфицированных женщин, из них только 11 детей до 18 лет имеют положительный ВИЧ-статус, — Ксения показывает на экране диаграммы с цифрами. — Все остальные дети здоровы и были сняты с учёта через полтора года наблюдения.
ВИЧ в Качканаре «стареет»
Как ни странно, но в Качканаре наблюдается такая тенденция — рост ВИЧ-положительных среди людей старше 40 лет. Бытует мнение, что это инфекция молодых и распущенных молодых людей.
— На самом деле нет, — опровергает Гоголева и подтверждает свои слова цифрами. — Сегодняшняя наша самая большая группа пациентов — это люди старше 40 лет. Причем, это абсолютно обычные, самые разные люди, которые живут не где-то там в трущобах, а рядом с нами.
Правда или миф?
Вопрос, который волнует многих: можно ли заразиться в стоматологии, в маникюрном салоне, в процедурном кабинете или в спортивной секции?
— В перечисленных местах заразиться практически невозможно, — говорит Ксения Гоголева. — Вероятность стремится к 0,0001%. Стоматолог, маникюрша, процедурная сестра работают с одноразовыми или обработанными инструментами, в перчатках. Они заинтересованы в том, чтобы самим не заразиться. Только половым путем и при употреблении запрещенных препаратов. В каждой аудитории, где я рассказываю информацию, мне рассказывают про маникюр, комара, недавно услышала, что можно заразиться в секции бокса. Это мифы, ВИЧ так не передается.
Простые правила не заразиться ВИЧ:
• не употреблять наркотиков
• использовать презерватив или иметь постоянного партнера с отрицательным ВИЧ-статусом.
Просвещаемся через фильмы
В 2022 году в мире зарегистрировано более 50 миллионов больных, в России — более 1 миллиона.
Ксения Гоголева порекомендовала четыре фильма про ВИЧ.
— Фильм Юрия Дудя* «ВИЧ-2020» — это самая качественная информация о ВИЧ, лучшее из всего, что я видела. Затем можно посмотреть «Далласский клуб покупателей» и «Филадельфия». Ну и наш недавний сериал, снятый на реальных событиях, произошедших в Элисте в 1989 году — «Нулевой пациент». Причём, фильм «Нулевой пациент» снят очень качественно и достоверно, съемочную группу консультировали инфекционисты.
Фонд «Новая жизнь» поможет
Помощь больным ВИЧ всегда конфиденциальна и бесплатна. В городской поликлинике ЦГБ работает врач-инфекционист.
— В малых городах есть особенность, что или врач, или психолог твой родственник, одноклассник, сосед, — говорит Ксения. — И не каждый будет рассказывать о своей проблеме знакомым людям. Некоторым проще позвонить совершенно незнакомому человеку и всё рассказать. В Екатеринбурге есть некоммерческий фонд «Новая жизнь». Телефон 8-800-550-68-41 работает с 9 утра до 9 вечера, без выходных. На телефоне дежурят врач и психолог. Дистанционная, анонимная, безопасная помощь.
Людям важно знать, и специалисты фонда дают такую информацию, что лечение ВИЧ-инфекции существует. Есть препараты, которые нужно принимать всю жизнь. Они бесплатны. В 1983 году ВИЧ выявили впервые, в 1996 году уже появились таблетки.
— Если ВИЧ выявили вовремя, вовремя начали лечить, то продолжительность жизни такая, какая была дана человеку богом, если можно так сказать, — даёт надежду всем заболевшим Гоголева. — Если человек долгожитель, то он и с ВИЧ-инфекцией при лечении будет жить долго. Если ВИЧ не лечить — всегда летальный исход.
«Живу с ВИЧ 9 лет»
В Свердловской области 68 тысяч инфицированных, в Качканаре — 745. Среди этих людей не боятся открыто говорить о своем заболевании только 11 человек. И среди них Вячеслав, который присутствовал на встрече.

— Меня зовут Вячеслав, мне 49 лет, я живу в Екатеринбурге. Работаю в региональном общественном фонде «Новая жизнь» консультантом. С ВИЧ я живу 9 лет, принимаю терапию, и у меня всё хорошо. Жена не больна, но она состоит на учебе как контактная с ВИЧ-инфицированным. Она регулярно сдает кровь.
Мужчина не побоялся открыто говорить о своем заболевании, хотя считает, что общество у нас еще не готово принимать таких людей.
— Мы идём вперед, но еще не можем преодолеть стереотипы. Я сказал о своем заболевании открыто, и не чувствую по отношению к себе какой-то дискриминации. Когда-то помогли мне, и я подумал: а почему я не могу помогать? Поэтому я решил открыть лицо, чтобы ко мне могли обращаться люди с такими же проблемами. И люди выходят на меня, связываются со мной.
Вячеслав рассказал, что открыться было страшно. Первыми, кто узнал о заболевании, стали мама и брат. Мужчина говорит, что боялся реакции родственников, боялся быть изгоем. Но получилось наоборот: он ощутил невероятную поддержку семьи.
Мужчина жил в таком районе Екатеринбурга, где, по его словам, люди делятся на две группы: одни пьют, другие колются. Это было рядом с ним всегда, но конкретно его не касалось. Потом, когда Вячеслав узнал о своем ВИЧ-статусе, начал изучать литературу, собирать информацию.
— Лечение бесплатное. Терапию (две таблеточки) я уже 8 лет принимаю каждый вечер. Это уже на автомате выходит. У меня была схема лечения, там побочный эффект был, что называется, эффект пьяного. Я выпил таблетки и пошёл прогуляться. Уже на улице я понял, что нужно возвращаться домой: появились слабость, вялость. Надо соблюдать рекомендации врача, который говорил, что нужно ложиться спать, чтобы проспать этот пьяный эффект. Я не бросил пить таблетки, несмотря на побочные эффекты, потому что хотел жить. У меня был выбор: либо не пить и умереть, либо ты их пьешь, адаптируешься и дальше всё нормально. Это выбор каждого.
Глядя на улыбающегося Вячеслава, невольно напрашивается вывод: ВИЧ — это не страшно, с ним можно жить долго и качественно, как, например, с сахарным диабетом. А как же тогда все страшилки о «чуме ХХI века», которая угрожает всему миру? Люди будто перестают опасаться: и с ВИЧ нормально живут, ничего страшного. Как соблюсти грань?
— Я работаю в центре СПИДа с 2008 года, и не нашла для себя ответа до сих пор, — честно говорит Ксения. — С одной стороны, я рассказываю, что ВИЧ — это страшная инфекция, с другой стороны, я показываю улыбчивого Славу. Эта дилемма со мной все годы работы в центре. Думаю, нужно соблюдать баланс: рассказать о чрезвычайной ситуации ВИЧ в стране и в области, но в тоже время рассказать о том, что с этой инфекцией можно жить долго, если вовремя начать лечение.
Тестирутесь!
А чтобы вовремя начать лечение, нужно вовремя определить свой ВИЧ-статус. На сегодняшний день ВИЧ можно определить только тестированием, внешних признаков на начальной стадии заболевания нет.
— Плюс экспресс-теста в том, что не надо идти в больницу, особенно когда ничего не болит, — поясняет Ксения. — Обследование должно быть максимально приближено к человеку, только так люди пойдут тестироваться. К сожалении, наш тест-мобиль сегодня не пользовался популярностью в Качканаре. Это очень печально.
Лариса Плесникова
Фото Ларисы Плесниковой
*Внесён Минюстом РФ в реестр СМИ-иностранных агентов