В автобазе работали люди многих национальностей

И все жили дружно и общались с открытой душой

Фото: первые водители автобазы

В канун 65-летия Качканара хочу отметить своих земляков из Чувашии, которые наравне со всеми, с большой отдачей, с первых дней работали на стройке Качканара.

Это первый участковый милиционер, старший лейтенант Ю.И.Семёнов, член комсомольского штаба стройки и корреспондент газеты «На стройке Качканара» Ю.Уткин, заведующая детским садом №1 Е.Лаврушина, учитель И.И.Семёнов.

Рядом со мной в автобазе с первых дней работали главный механик А.И.Лаврушин, инженер ГСМ В.Григорьев, бухгалтер Л.Конкина, кассир В.Иванова, водители В.А.Архипов, А.В.Мензелеев, Г.П.Степанов, Б.В.Иванов, Д. Самсонов, Г.Сухов, Соловьёв, А.Гурьянов, И.Гурьев, братья Максимовы, автослесари братья Лазаревы.

Основная часть земляков впоследствии (в 1964-65 годах) переехала на строительство Новочебоксарского химкомбината. К сожалению, многих из них сегодня уже нет в живых, но я с теплотой и любовью вспоминаю всех поименно, кто хорошо и добросовестно работал на стройке Качканара.

В начале 60-х годов у нас в автобазе было около тысячи водителей разных национальностей: два болгарина, грек, поляк, немцы и так далее. Водителям тех времен приходилось в невероятно тяжелых условиях, по бездорожью, возить материалы, металлоконструкции и разные грузы к строительным объектам. Тогда таёжные дороги и подъездные пути среди пеньков были страшнее полигона для танковых биатлонов.

У всех автомобилей часто ломались рессоры, подшипники ступиц, рвались шины колёс, полуоси и так далее. Ремонтировали автомобили под открытым небом, стоя в грязной жиже. Даже сейчас я вспоминаю всё это с ужасом.

В те времена в систему охлаждения двигателя заливали простую воду, так как тосола и антифриза тогда не было. С наступлением холодов воду из системы сливали. И рано утром водители первыми старались набрать специально приготовленной горячей воды, потому что иногда опоздавшим горячей воды не хватало. И эти водители потом с помощью открытого огня грели поддон картера, коллектор двигателя и с трудом заводили свои автомобили с помощью буксира, что часто приводило к плачевным последствиям.

Некоторые водители, надеясь на авось и на тёплую погоду, на ночь воду из системы не сливали. Также иногда вода не сливалась из-за засора сливных краников. И тогда радиатор и блок двигателя выходили из строя от замерзшей воды.

Несмотря на трудности и плохие бытовые условия, в те времена мы жили намного дружнее, общались с открытой душой: в парке, на танцплощадках или прогуливаясь по единственной заасфальтированной улице Качканарской, или по вновь построенной лежнёвке, которую мы называли Качканарский Арбат. Отдыхали мы тогда только по воскресеньям.

Всё это до сих пор у меня в памяти. И с щемящей тоской и теплотой вспоминаю я прошлое, свою первую любовь, друзей…

Сегодня приятно смотреть на меняющийся в лучшую сторону город, благоустройство его новых и старых микрорайонов. Чувствуется, что наш город не хочет стареть и обретает вторую молодость.

Леонид Матвеев, ветеран автобазы №5