«Вы проходите по уголовному делу»
Как мошенники кошмарят наивных граждан
Моя коллега в последнее время периодически наталкивается на всевозможных мошенников. Мы в редакции порой становимся свидетелями общения с ними, поэтому не написать об этом, как журналист, я не могла. Забегая вперёд, скажу: наша сотрудница ни разу не попалась.
Сорвала сделку
Одна из историй случилась на Авито. Коллега продавала матрас, и как только она подала объявление, на вотсап ей пришло сообщение от женщины: «Мне как раз нужен такой матрас. Сможете ли вы оформить покупку через сайт «Авито»?»
— Потенциальная покупательница начала мне рассказывать, что есть доставка через Авито, и надо оформить продажу, — рассказывает Оксана. — Буквально через полчаса покупательница сделала заявку на покупку матраса, прислала мне номер заказа, прислала мне какую-то форму заполнить, и что я согласна с условиями. И почему-то условия были какие -то странные. Чтобы якобы подтвердить, что это моя карта, с меня снимается сумма не менее той, за которую я продаю товар. Я продавала матрас за 8500 рублей. Они с меня снимают эту сумму на несколько минут, а потом возвращают эти деньги. Как она мне объяснила, нужно провести безакцептную транзакцию.
А безакцептная транзакция, то есть списание, это операция, когда банк списывает деньги без распоряжения клиента — владельца счета.
Я уже начала вводить свои данные в форму, которые мне прислала эта покупательница, ввела номер карты, а потом надо было ввести три цифры с обратной стороны карты. И тут я остановилась, закралось сомнение, почему с меня требуют эти цифры.
Я написала этой женщине, мол, почему я должна указывать все данные своей карты, если это я продаю, вы мне денег должны за матрас. Женщина начала сразу давить на жалость: «Разве так делается? Я уже деньги за матрас на Авито перевела, а если вы срываете сделку, то потом мне эти деньги только через месяц вернутся. Вы же согласились с условиями!»
Всё происходило так быстро, я сначала даже не вникла, не ожидала подвоха, но потом до меня дошло, что я имею дело с мошенницей.
Я начала в интернете искать про доставку через Авито и наткнулась на отзыв мужчины, который попался на такой же развод, у него сняли деньги, он пытался вернуть их обратно, но ему ничего не вернули.
Главное, по этим «условиям», которые пытаются втюхать мошенники, надо чтобы с твоей карты списали сумму, не меньшую, чем стоит товар, который ты продаешь. Если нужно проверить карту, то бывает банк списывает рубль, потом возвращает. Или списывали бы 10 рублей для проверки — туда-обратно. А то 8500 им подавай.
Я ничего больше не стала заполнять, прекратила общение с так называемой покупательницей, а она мне всё слала сообщения: «Зачем вы так поступаете? Я теперь свои деньги только через месяц получу! Как же так?» И всё в таком духе.
Потерпевшая в Москве
Несколько раз коллеге звонили «из Министерства юстиции». Примечательно, что все звонки совершались по вайберу на мегафоновский номер. Особенно запомнились два звонка. Первый раз звонил мужчина.
— Представившись следователем, он сразу огорошил меня тем, что в отношении меня совершено мошенничество. Якобы в Москве некий мужчина пришел в банк и предоставил доверенность на моё имя, хотел оформить на меня кредит, — вспоминает Оксана. — Мужчина был задержан доблестными стражами порядка, и теперь расследуется уголовное дело о мошенничестве. А я — потерпевшая. Я этому «следователю» говорю: «Какая Москва? Я в Качканаре живу!». И не стала дальше разговаривать с ним, повесила трубку.
Почему вы не явились по повестке?
Потом где-то через месяц Оксане звонит по вайберу женщина, тоже из Москвы, тоже представляется следователем из Министерства юстиции. Коллега в это время находится на работе, рядом с нами. Не с самого начала разговора, но Оксана включает громкую связь, а я — диктофон. «Москвичка» говорит напористо, быстро, грубовато.
Сначала «следователь» сообщила, что коллега проходит по уголовному делу по статье УК 159 (часть 2 и часть 3), а также по статье УК 327.
На вопрос, что это за статьи, «следователь» ответила, что это по мошенничеству и подделке документов. Далее последовал такой диалог.
— Почему вы сегодня не явились по повестке? Вы получили повестку по адресу (называет реальный адрес коллеги). За неявку предусмотрена административная ответственность.
— Я не получала никакой повестки.
— Как это не получали? У меня есть данные, что вы получили повестку (называет: такого-то числа тогда-то).
— Я была на работе в этом время. Как я могла получить повестку в это время, которое вы называете?
— А на работе у вас могут подтвердить это?
— Конечно, могут.
— А за вас кто-то мог получить повестку?
— Нет, никто не мог. А кто приходил, какой сотрудник полиции? Назовите имя.
— Я не имею права вам разглашать личные данные сотрудников полиции.
Дача ложных показаний
Далее «следователь» ввела потерпевшую в курс дела:
— Проводится расследование. Ту информацию, которую я вам сейчас сообщаю, вы не имеете права обсуждать ни с кем, кроме участников данного делопроизводства, поскольку оно на данный момент закрытое. Вам это было понятно?
— Конечно.
— Объясняю по ситуации. 20 октября 2022 года на территории банковской структуры ПАО «Сбербанк» по адресу: город Москва, проспект Кутузовский, 27, был задержан специалист кредитного отдела Краснов Дмитрий Сергеевич. Ранее это лицо подозревалось в хищении, а также в сбыте персональных данных клиентов из реестра банка. На момент задержания гражданина Краснова информация подтвердилась, у него было изъято мобильное устройство, в котором был выявлен Телеграм-канал, с помощью которого он перепродавал информацию по клиентам банка.
Также в телефонном устройстве Краснова мы обнаружили следующие документы: это серия паспорта и номер (называет номера). Это ваши паспортные данные?
— Подождите, я проверю, — отвечает Оксана.
Номера оказались правильными. Далее мошенница назвала остальные данные паспорта, когда и кем выдан, код подразделения. Они тоже были верными.
— Это ваши паспортные данные?
— Нет, не мои, — сказала коллега, будучи уверенной, что разговаривает с мошенницей.
— Почему вы врете? Статья 307 за дачу заведомо ложных показаний. Вы сейчас уверены в своих словах, Оксана Владимировна?
— Почему я должна перед вами подтверждать свои паспортные данные? Я не знаю, с кем я разговариваю.
— Я вам представилась, я у вас ничего не запрашиваю, я вам говорю ваши данные.
— И что с того, что вы представились? Я тоже могу представиться, хоть генералом ФСБ. А базы данных есть везде. И что дальше? От меня какие действия?
И тут в редакцию пришли посетители, начали разговаривать. Это услышала «следователь», и канва разговора пошла уже не в ту сторону.
— Алло, Оксана Владимировна, вы там с кем находитесь? Вы еще хотите по статье 310 проходить?
Тогда у коллеги уже закончилось терпение, и она отключилась. На секундочку, посмотрели, что за статья 310. Это статья Уголовного кодекса — за разглашение данных предварительного расследования.
— И буквально сразу она стала перезванивать мне снова и снова, потом звонки пошли с других номеров, и по вайберу, и по обычной телефонной связи. Наверно, с номеров десяти мне названивали в течение 15 минут. Я уже не брала трубку, — говорит «потерпевшая».
До самого интересного момента — до перевода денег — речь не дошла. Интересно, как бы развивался разговор дальше.
Вот так, имея слитые базы данных, Уголовный кодекс под рукой, а также подвешенный язык, мошенники кошмарят наивных граждан. А вы бы повелись?
Юлия Кравцова