Власть Качканара снова решила взяться за МУПы
В планах на реорганизацию — Дом быта, городская баня и аптеки
К депутатам обратилась председатель КУМИ Ольга Адамчук с письмом о содержании Дома быта. Вопрос этот касался целесообразности содержания МУПов на балансе города.
В марте 2018 года подобный вопрос уже поднимался. Тогда на заседании комиссии по вопросам законности и местного самоуправления утверждался план работы думы на второй квартал. В ходе обсуждения присутствующими членами комиссии было принято решение в этот план добавить рассмотрение рентабельности и социальной значимости муниципальных унитарных предприятий (МУПов).
Инициатива этого вопроса исходила от бывшего депутата Юрия Подобедова. Он выражал обеспокоенность тем, что муниципальные унитарные предприятия не приносят городу почти никаких доходов.
— Ещё в прошлом году мы обсуждали тему МУПов. Они обязаны какой-то доход вносить в бюджет. Я наблюдаю за этим последние годы, мы ни копейки от них не получаем. Некоторые МУПы утратили свои качества, — говорил он тогда.
В этом вопросе его подержал Геннадий Русских:
— Зачем нам быткомбинат? Только для того, чтобы собирать с них дань? Мы держим там директора, бухгалтера и с очень хорошей зарплатой. А в администрации мы держим директора по содержанию этого здания? Нет! — говорил бывшей председатель думы.
Тогда было решено заслушать отчеты руководителей МУПов за 2017 год, чтобы на 2018 и 2019 года определиться, какие из них городу нужны, а какие нет. Однако до настоящего времени никаких решений не принималось.
И вот вопрос был поднят вновь. За день до заседания думы этот вопрос уже был рассмотрен на комиссии. А поскольку председателем совместных комиссий является Владимир Георгиев, то первому слово в этом вопросе дали ему:
— На заседании комиссии данный вопрос рассматривался. Было принято решение сформировать рабочую группу для того, чтобы определить одно из двух направлений, которые представил КУМИ: или преобразовать предприятие в ООО, или ликвидировать МУП. Комиссия предлагает сформировать рабочую группу, направить туда депутатов и оперативно поработать, чтобы этот вопрос решить, — выступил Владимир Георгиев.
Тема не осталась без вопросов от депутатов.
— Сколько у нас всего таких зданий, которые себя не окупают? — поинтересовался Николай Демченко. — Такая же ситуацию у нас и с баней. Там здание все осыпается.
— Почему возник вопрос о здании Дома быта? Дело в том, что это предприятие у нас работает давно. И давно владеет этим объектом. К сожалению, той результативности действий недостаточно для того, чтобы это здание содержать в рамках, соответствующих требованиям. Поэтому в этом вопросе крайняя необходимость назрела. Следующим этапом работы будем баня. Однозначно и с баней мы точно также выйдем на думу и будем также создавать рабочую группу и решать вопрос. Но я не хотела бы сейчас в одно лукошко складывать все. Предлагаю двигаться последовательно. Сегодня на очереди стоит Дом быта, — взяла слово Ольга Адамчук.

— Директор Дома быта непосредственно кому подчиняется в администрации? — поинтересовался Максим Бархатов.
— Главе, — ответила ему Ольга Адамчук. — КУМИ курирует его.
— Такая экономика, чтобы доходы равнялись расходам, у него забюджетирована? Или оно так получается? — продолжил депутат.
— У него так получается, — ответила председатель КУМИ.
— За столько лет видно, что выдаваемой продукции меньше, чем расходы на заработную плату. С другой стороны, надо понимать, что речь идет о 25 человеках и они все могут остаться без работы в результате нашего решения, — еще раз высказался Максим Бархатов.
— Мы проводили не один анализ и не одно разрабатывали мероприятие. Поэтому и вынесли этот вопрос на всеобщее обсуждение, а не приняли решение самостоятельно, — прокомментировала это Ольга Адамчук.
Председатель думы Юрий Бячков на этом моменте напомнил, что комиссией было принято решение создать рабочую группу. Все присутствующие депутаты эту идею поддержали. В итоге, в ходе определения желающих разобраться в этом вопросе сформировался следующий список. В группу по решению судьбы Дома быта вошли: Владимир Георгиев, Максим Бархатов, Евгений Коршиков, Дан Краснопевцев, Денис Сапунов, Анатолий Тушин и Ульяна Ахметьянова.
Не оставил этот вопрос без комментария и мэр Андрей Ярославцев:
— Я год проработал, и практически картина для меня вырисовывается. У меня нет вопросов только к значимости МУП «Горэнерго». Эта организация полный спектр услуг оказывает городу в энергетике. А дальше давайте пальцы загибать.
Дом Быта. По сути вся его работа заключается в самоокупаемости и в зарплате директора и главного бухгалтера. При этом у всех есть социальная направленность, которую при принятии решения обязательно нужно учесть. Там есть швеи так называемые, которые что-то шьют, но при этом толком и не загружены. Оборудование простаивает. Зарплаты там минимальные платят — по 12-14 тысяч рублей. При этом здание разрушается. Фасад отпадывает, крыша бежит, топит до первого этажа. В аренду почему-то пока не сдается. Там есть сетевой магазин. Остальные площади директор никому в аренду сдать не может. Объект в центре города, рядом с ключевыми объектами — Дворцом культуры и Дворцом спорта.
С баней аналогичная ситуация. Пусть она отдана в аренду, но этой аренды не хватает ни на что. Здание разрушается еще быстрее, чем Дом быта. Крыша бежит, оборудования нет. Чтобы там сделать нормальную баню, нам нужна модернизация. Затраты там не на миллион. Явно будет десяток, если не больше.
Третьи объекты пошли — аптеки. В городе три аптеки. Одна находится на плаву более или менее, потому что не медикаменты продает, а площади в аренду сдает, две другие на грани убыточности. Для их содержания надо искать в городском бюджете деньги на субсидии на компенсацию их убытков, либо как вариант — объединить три аптеки, закрыть часть площадей, избавиться от лишнего персонала. В каждой аптеке есть директор и главный бухгалтер. Это самые высокооплачиваемые должности. Потом пошли фармацевты.
Четвертый объект — гостиница. Она сегодня в форме ООО, но там 100% наше участие. Гостиница более или менее эффективна. Там даже есть небольшая прибыль. Но этой прибыли хватает примерно на то, чтобы заменить два-три окна, что-то сделать с коммуникациями. Если так все оставлять, то рано или поздно история закончится так же, как с баней. Пройдет условно 5 лет, здание в центре города начнет разрушаться.
Пятый объект — автовокзал. Тоже ситуация более или менее понятная. Они себя окупают, но все деньги идут на зарплату людям и на систему безопасности, на которую ежегодно требования увеличиваются — камеры поставь, шлагбаумы поставь, охранников имей, зарплату ему обеспечь. Если что-то случится, то отвечать будет еще и город, а не только директор МУПа.
Опыт в таких делах показывает пути решения — либо реакционировать долевое участие, либо вообще продать на сторону, либо постоянно искать деньги на какое- то дософинансирование.
Наверное, мы правильно решили, что создаем рабочие группы и публично все будем обсуждать. Потому что всегда экономика накладывается на социальную необходимость. Но эти МУПы создавались лет 20 назад еще, когда страна только входила в рыночную экономику. Сейчас по многим аспектам есть частные предоставляемые услуги. С баней, например, есть вариант организации частной бани, которая будет предоставлять услуги.
По гостинице. В городе 3-4 гостиницы, а учитывая, что скоро гостиница «Ванадий» перейдет к нам и станет многоквартирным муниципальным домом, гостиничный бизнес станет еще актуальнее, на нем можно зарабатывать.
Я предлагаю по каждому такому направлению нам создать рабочие группы. Мы с инициативами выйдем. Может, надо всего один-три человека от думы. Если будут все, кого мы сейчас включили, то они когда все будут делать? У нас материал наработанный есть. Мы этим целый год занимались. Возможные варианты событий тоже есть. Есть предложения инвесторов даже. По бане было конкретное предложение. Нам предлагали эту баню выкупить. Мы пока решили в приватизации отказать. Вопрос теперь встает ребром: что делать со зданием в центре города на проспекте Дружинников?
По аптекам мы тоже все варианты проработали уже. Там вариант объединения. Но я хотел бы его с вами обсудить, потому что это предполагает сокращения. При этом качества услуг для населения не ухудшатся: много сетевых аптек. Сами аптеки сейчас ничего не производят. Они точно так же перепродают. Как такового муниципального заказа тоже для них нет, — закончил своё выступление Андрей Ярославцев.
Исходя из всего обсуждения становится ясно, что почти все муниципальные услуги подвергнутся реорганизации, но какой она будет, выяснится позже. А пока будем наблюдать за судьбой Дома быта и решением рабочей группы о его судьбе.