Виктор Чупраков. От кино до фотолетописи Качканара
Был летний день
Погода испортилась, стал накрапывать дождь – и мальчишка-подросток заторопился домой. Вдруг увидел: по дороге идет человек. Незнакомый, с какими-то тяжелыми ящиками. Шагает и шагает, не обращая внимания на дождь и грязь под ногами. Кто такой? Поравнялись. Молодой солдат.
— Мне нужно на сорок пятый, — говорит.
— Это и есть сорок пятый, наша Зенковка, в сорока пяти километрах от Алапаевска.
— Значит, добрался. Я здесь в первый раз. Мне в клуб надо. Я вам кино привез.
— Кино? — глаза мальчишки засияли. — Настоящее кино?.. Давай помогу! До клуба далеко, под крышу надо: дождик ведь.
Стали пережидать. Видит парнишка: знакомый водовоз едет.
— Подвезешь до клуба?
— Как я повезу? Бочка всю телегу занимает — куда ящики поставлю?
Снова ждут. Опять телега. Извозчик хмурый, как погода.
— Кино? Ты говоришь: в этих ящиках кино? — лицо просветлело, сам засуетился: — Давай грузись! Поехали!
И они поехали в клуб. Возница и парнишка были
в полном восторге
Ах, как я их понимаю! Вспоминаю сельский клуб моего детства. Очаг культуры. Это был действительно очаг, очень теплый очаг, где согревались сердца, просветлялись души. Помню, какую магическую силу имело короткое слово «кино». В кино люди шли, как на праздник. В клуб приходили пораньше, чтобы пообщаться. Говорили о работе в колхозе, домашних делах, о весточках с фронта (война еще не закончилась), делились радостью и горем. Вот уж заняли все скамейки. Сидят, беседуют. Мне нравилось слушать этот спокойный гул. И вдруг кто-нибудь запевал, его подхватывал другой, третий – и вот уже поет весь зал. Поют так красиво, так слаженно, словно хор после многих репетиций. Да и зачем репетиции, если люди поют сердцем, выливая в песню свою усталость и терпение, общее горе и общую надежду. Моя душа замирает. Порою хочется плакать. Но я сдерживаюсь. Мне хорошо оттого, что рядом со мной эти сильные люди, которые всё преодолеют и всегда защитят меня: ведь мы – одна семья. И вместе с другими ребятишками я начинаю подпевать взрослым… До сих пор живет во мне это чувство семьи единой, какою в годы войны было наше село.
Киномеханик, готовый начать сеанс, видимо, тоже во власти песни. Вот она закончилась – засветился экран. И наши зрители забыли о себе и своих проблемах. Они были там, рядом с героями. Вместе с ними страдали и радовались. И очень искренне, с какой-то детской непосредственностью выражали свои эмоции. Но вот промелькнули последние кадры, титры сказали: «Конец фильма», а зрители не спешат подняться: они еще в той жизни, которую отделил от них экран, снова немой и белый. Потом, словно единым вздохом, поднялись и направились к выходу из клуба. Этот очаг опять согрел их, заставил сильнее биться сердца, чтобы быть уверенней в жизни, в которую вновь ступили люди прямо с порога клуба.
А между тем знакомая нам киноповозка уже доехала до клуба в Зенковке. Вчерашний солдат, а ныне киномеханик, по имени Анатолий, и вчерашний семиклассник, по имени Витя, сняли с телеги ящики с аппаратурой и занесли в помещение.
— Давай к коменданту тебя отведу, и он тебя устроит, — предложил Витя.
— Ты молодец! — сказал Анатолий по дороге. — Спасибо за помощь! Ты заработал бесплатное кино. Приходи вечером в клуб.
И парнишка пришел, и прошел бесплатно на зависть ребятишкам, которые крутились около клуба: может, пустят?
— Понравилось? — спросил потом Анатолий.
— Конечно!
Фильм был интересный. Но с не меньшим интересом парнишка смотрел на Анатолия, который казался ему волшебником. Было непонятно:
как оживает экран?
Загадочная все-таки это штука — киноаппарат!.. Парнишка еще не знал, что этот киносеанс и встреча с Анатолием станут для него судьбоносными. У него вошло в привычку встречать Анатолия и помогать ему всякий раз: в дождик или без дождя, в любую погоду, в любое время года. А Анатолий с удовольствием знакомил со своим «загадочным» ремеслом этого любознательного юношу, который всё схватывал на лету и быстро подружился с киноаппаратом. Под присмотром наставника он уже мог демонстрировать фильм. И очень старался: не хотел, чтобы его назвали сапожником. Зрители ведь уже там, вместе с героями, переживают за них, следят за событиями. И вдруг лента обрывается, или на экране появляются слова: «Конец первой части» — киномеханик включает вторую часть, а зрители расстраиваются, возмущаются. Такого не должно быть. Он чувствовал свою ответственность перед зрителями, перед фильмом, который
нельзя испортить плохим показом, и перед Анатолием, который со временем стал доверять своему ученику. А Витя с большим желанием заменял его, когда тот, влюбившийся в местную девушку, уходил на свидание.
— Учиться тебе надо, — сказал однажды наставник. – Практика у тебя уже есть. Давай садись за книги, штудируй специальную литературу и сдавай экзамены!
— Как сдавать? Когда?
— Экстерном сдать можно.
И Виктор сел за книги. Читал с интересом, всё больше и больше открывая загадки полюбившейся профессии. Научился. Поехал в Свердловск. Сдал. Получил права демонстратора фильмов на узкопленочной аппаратуре. И стал работать. Обслуживал леспромхозы: Луковку, Северку, Мугай, Флюсовый рудник, родную Зенковку и другие. Покажет фильм в одном месте – передвигается в другой. Это так и называлось:
кинопередвижка
А что делать, если кинотеатр был диковинкой, привилегией горожан, недоступной для сельских жителей. Да и невозможно было построить кинотеатр в каждом населенном пункте. Вот и придумали «Кинопередвижку». Это портативная киноустановка для демонстрации в основном узкопленочных фильмов. Появились автокинопередвижки – машины, которые в то время выпускались на многих специализированных предприятиях Госкино СССР. Прекрасные автомобили, оснащенные кинопроектором, усилителем звуковых частот, громкоговорящим устройством, автотрансформатором, сворачивающимся экраном, устройством для перемотки кинопленки — всем необходимым. Для местностей, не имеющих электросети, в комплект входила и небольшая передвижная электростанция. Конечно, передвижка хороша. Если не было кинотеатра и телевидения, то демонстрация кинофильмов была одной из впечатляющих форм досуга. И не только. Ведь киножурналы, предваряющие фильм, несли информацию о жизни страны и людях. «Кинопередвижка приехала!» — с восторгом кричали сельские ребятишки, радовались и взрослые.
Но мы-то уже знаем, что не везде кино доезжало до клуба на машине. Так было в Зенковке и других леспромхозах, где работал Виктор. Ему, как и Анатолию, помогали добрые люди: кто на лошади подвезет, кто на самосвале. «Кинопередвижку» и киномеханика все хорошо знали и всегда ждали кино. Как событие, как праздник в этом лесном краю. Виктор работал и продолжал самостоятельно учиться. Снова поехал в Свердловск и опять успешно сдал экзамены. Как он был благодарен своему первому учителю Анатолию Герасимовичу Марченко!
И вот в его руках удостоверение. Он читал и перечитывал заветные слова: «Министерство культуры РСФСР. Государственная квалификационная комиссия. Отдел кинофикации Свердловской области. Управление культуры. Чупраков Виктор Николаевич — киномеханик второй категории. 1961 год».
А в 1962 году он был уже
в Качканаре
Тоже тайга, как и в леспромхозах. Тайга, расступившаяся перед первыми улицами рабочего поселка и корпусами строящегося комбината.
— Работал клуб «Строитель» и был «Спутник» под куполом и с земляным полом, — рассказывает Виктор Николаевич. — В этом зале более 300 мест, тут же располагалась киноаппаратура. Зрителей всегда много — даже стоять негде. Условия походные. Показ не особо качественный. И все-таки «Спутник» был приоритетным: ведь он открыт каждый день, как кинотеатр. Мы работали не в одну смену. С наступлением зимы «Спутник» закрыли. Привезли чешскую аппаратуру. Это уже для «Юности» — настоящего кинотеатра с двумя зрительными залами. Строители там еще заканчивали работу, а мы уже готовились к открытию. Из областного отдела кинофикации приехал Штерн – грамотный монтажник. Я помогал ему устанавливать аппаратуру. Прислали молодых киномехаников: девчонок и парней. Игорь Шелест был техническим руководителем. Пузанов – старший киномеханик. Я был старшим киномехаником красного зала; в зеленом зале – Тамара.
Перед открытием они всё проверили, всё расписали, но все-таки очень волновались и старались поддерживать друг друга. Коллектив был дружный. Многие перешли в «Юность» из «Спутника» и доброжелательно встретили новичков. А душой коллектива была Мира Михайловна Мальцева, директор кинотеатра.
— Мира Михайловна пригласила меня, — продолжает Виктор Николаевич, — и говорит: «Витя, ты будешь показывать первый сеанс». Я растерялся: ведь это очень ответственно. В зале начальство сидит, а я вдруг сапожником окажусь. Еще раз всё проверили. «Чего струсил-то? — говорю я себе. — Возьми себя в руки! Ведь ты уже работал на многих киноаппаратах: первом звуковом «16 ЗП-1», «Украина», «КН-11», «КПТ-1». И вот мы с азербайджанцем Мишей Измайловым зарядили этот чешский «Меоптон» – начали! Главное – чтобы переходы между частями не смазать. Не дай бог концовки начнешь показывать. Были начеку весь сеанс. И вот конец фильма — ура!.. Стуча каблучками, бежит Мира Михайловна: «Молодцы! Спасибо!» Радовались все — от администрации до кассиров и контролеров. Этот фильм «Молодо – зелено» мы показывали недели полторы и в результате весь его изорвали.
С удовольствием вспоминает Виктор Чупраков это событие полувековой давности. Он с любовью говорит о профессии киномеханика, о великом волшебнике – кино. А я хочу добавить еще несколько строк
про «Юность»
Конечно, это – событие. Не в большом городе, а в рабочем поселке, в тайге – кинотеатр! Прекрасный, современный, с двумя зрительными залами. Мечта первостроителей, которую они претворили в жизнь своими руками. Это досуг, общение, это «важнейшее из искусств» на службе культуры и воспитания.
Что касается воспитания, то нельзя не вспомнить «Чайку». Это тоже был кинотеатр. Только детский. А начинался он с детской комнаты при «Юности». Ребята постарше работали с малышам, пока их родители смотрят фильм. Но время шло. «Чайка» проводила для школьников интересные киноутренники, снимала фильмы о жизни школы. И вот за работу с детьми, за пропаганду кино и другие добрые дела «Чайку» наградили поездкой в Москву.
Поездка состоялась в зимние каникулы 1966 года. Ребята посетили московские киностудии, присутствовали на съемках фильма «Расплюевские дни», на дубляже болгарского фильма «Тринадцать». На киностудии «Союзмультфильм» им рассказали, как создаются эти веселые фильмы – и ребята загорелись желанием снять мультфильм о Качканаре. Побывали и на новогодней Елке в Колонном зале Дома Союзов. Большое впечатление осталось от кинотеатра «Космос», где юные качканарцы познакомились с заслуженным артистом Г.Милляром. Были на ВДНХ, на Ленинских горах и в других исторических местах.
«Шесть дней, проведенных в столице, пролетели быстро и интересно. Как они обогатили нас! Всё хорошее и полезное мы постараемся применить в своей «Чайке». Приступаем к новой работе» — так закончил свой рассказ о поездке директор «Чайки» Витя Ефремов, написавший заметку в газету «На стройке Качканара».
Качканарцы любили «Юность», которая была настоящим центром культуры. Демонстрировались художественные и документальные фильмы, в привычку вошли киновечера и раз в месяц – кинопанорама. Зрителей встречали как дорогих гостей. Администратор Вера Антоновна Кошман перед сеансом спешила в зал, чтобы помочь контролерам рассадить зрителей. Она бывала на предприятиях, чтобы распространить билеты на фильмы. Она и Мира Михайловна были душой коллектива, который работал профессионально, ответственно, вдохновенно.
Вот так в начале 60-х «Чайка» отправилась в большой полет, а «Юность» — в большое плавание, не подозревая, что ветры перемен разобьют ее о подводные рифы.
А как же наш герой? Виктор Чупраков — истинный художник. Он навсегда остался кинооператором и фотографом. Как фотографа его знали еще в леспромхозах и клубах. Его знают и в ГОКе. Работал на обогатительной фабрике —делал снимки для стенгазеты и съемки на субботниках, митингах, городских праздниках. Стал пенсионером – перешел в фотолабораторию комбината. Фотографии и фоторепортажи Виктора Чупракова хорошо знакомы читателям городской газеты. У него скопился огромный фото- и видеоархив.
— Сейчас у меня около шестидесяти цифровых видеокассет, — говорит Виктор Николаевич. – Сам удивился: откуда столько дисков, фото, видео?
Он приводит всё в систему и мечтает создать медиафильм о главных исторических моментах города и комбината, о людях Качканара. Он всегда с фотоаппаратом и кинокамерой.
Галина Краснопевцева