Буддисты остаются (фото)

Они уже составили план развития монастыря на 300 лет вперед

Буддийский мона­стырь на горе Кач­канар, безусловно, можно назвать досто­примечательностью. Но и разработка нового ме­сторождения дело нужное.

DSC04715

А что на самом деле важ­но для города? Споры по этому поводу практически не утихали в конце 2012 и начале 2013 годов. К жите­лям монастыря приходили представители прокуратуры и лесного фонда, и не просто на экскурсию, а с документа­ми на выселение.

Несмотря на предписа­ния, почитатели Будды до сих пор живут на горе и нику­да не собираются съезжать. Напротив, они даже состави­ли план развития монастыря на 300 лет вперед.

Место, где приятно побывать

В прошедшие выходные сотрудники «Нового Качка­нара» побывали в гостях у буддистов. Своими впечат­лениями поделилась Анна Лебедева, которая была в храме на горе впервые.

«Поход на гору к буддист­скому монастырю для меня был некой авантюрой – по­пытка вырваться из быта, отвлечься от работы, суеты будничных дней.

Добираться до горы реши­ли через Западный карьер. По дороге нам встретились двое мужчин, которые в по­темках шли пешком в нашем же направлении.

Подняться на вершину горы нам удалось за два часа.

Поначалу мы увидели во­рота, сказочные дома в вос­точном стиле, украшенные снегом, ступу и что-то напо­добие доски объявлений – на ней были расписаны прави­ла поведения на террито­рии монастыря.

DSC04872
Тяжелые грузы в монастырь доставляют трудяги-собаки

Поднявшись выше, нас встретил глава монастыря Лама Докшит (в миру Михаил Санников), ко­торый подметал вход в мо­настырь. Он приветствовал нас с улыбкой, шутками, и вежливо предложил пройти в монастырь, погреться, по­пить чай.

Внутри были небольшие коридорчики, пройдя через которые, мы оказались на кухне (она же библиотека). Было очень тепло, на печке стояло несколько чайников, на плите готовили суп, с двух сторон на стенах висели стеллажи с книгами. Девуш­ка Аня приветствовала нас, приглашая к столу попить горячий чай и побеседовать. Аня с большим удовольстви­ем отвечала на наши вопро­сы. С ее слов, монастырем они пока не имеют права называться, так как в насто­ящем монастыре должны проживать минимум четыре настоящих монаха, которых у них пока нет.

Сегодня в доме на горе живут семеро членов мо­настыря: они продолжают заниматься строительством задуманного центра буддиз­ма на Урале, познают азы буддизма и тибетского язы­ка и принимают гостей.

— Помимо строительства монастыря мы содержим хозяйство, есть свой огород. Проводим праздники. В бли­жайшее время будет Тибет­ский Новый год. В этом году он приходится на 31 января, но отмечать мы будем 8-9 февраля, — рассказала де­вушка.

Хозяева монастыря ходят босиком, и мужчины, и жен­щины носят длинные юб­ки-штаны.

Когда мы спускались с горы, навстречу нам попа­лись несколько человек из Нижнего Тагила, а затем две супружеские пары. На часах уже было два часа дня, ско­рее всего люди планирова­ли остаться в монастыре на ночь. Качканарские будди­сты готовы бесплатно пре­доставить ночлег.

Возвращаясь, мы находи­лись под большим впечат­лением. Судя по всему, это место пользуется большой популярностью – к ним при­езжают не только из России, но и из-за рубежа. Кому бу­дет интересен наш город без этого монастыря? Меня ра­дует, что такое место есть и находится у нас в Качканаре, место вне цивилизации, в котором приятно побывать, не затратив при этом огром­ные деньги».

Монастырь на горе — бренд города

Буддистский монастырь, расположенный среди кач­канарских скал, многие считают одной из достопри­мечательностей города и области. Сюда стекаются не только туристы, но и журна­листы. Перед Новым годом в гостях у буддистов побывала съемочная группа 4 канала.

Монастырем, который появился на горе Качканар еще в далеком 1995 году, недавно заинтересовались разработчики проекта «Се­вер», родившегося в рамках развития туризма Свердлов­ской области. Об этом мы писали в последнем номере «Нового Качканара» за 2013 год, где говорили, что один из участков снегоходной трассы будет проходить от Качканарского буддийского монастыря Шад Тчуп Линг.

Казнить нельзя помиловать

Судьба буддийского мо­настыря была решена еще более года назад. По предпи­санию Росреестра буддисты должны были съехать с наси­женной территории до 1 де­кабря 2012 года. В 2013 году ЕВРАЗ сообщил об успешном прохождении госэксперти­зы, дающей возможность предприятию приступить к реализации первой оче­реди проекта по освоению Собственно-Качканарского месторождения. Компания планировала начать добычу железной руды в 2015 году.

Буддисты писали прези­денту, премьер-министру и губернатору. В своих по­сланиях они отмечали, что монастырь Шад Тчуп Линг был построен гораздо рань­ше, чем ЕВРАЗ получил ли­цензию на разработку СКМ. Буддисты даже обещали, что в случае изгнания их с горы последует мощный протест со стороны религиозных ор­ганизаций многих стран.

Сейчас неизвестно, когда комбинат приступит к раз­работке. Поэтому буддисты по-прежнему живут на горе и даже не думают съезжать. Они продолжают занимать­ся строительством, завели корову, коз, разработали огород, выращивают кабач­ки, огурцы, построили баню, плетут мандалы, вяжут шап­ки, игрушки и продают их туристам, тем самым зара­батывая себе на жизнь.

Постояльцы монастыря даже ведут бортовой жур­нал, который можно найти в Интернете. Помимо всего жители Шад Тчуп Линг стро­ят грандиозные планы. При этом, по-прежнему не имея документов на участок.

Без ЕВРАЗа город умрет

Комбинат предлагал буд­дистам перенести ступы. Был готов разобрать культо­вые сооружения и сложить их заново в любом другом месте. Монахи не позволили, они считают эти сооружения священными, говоря, что пытаться разрушать ступу и строить ее в другом месте равносильно попытке разру­шать вселенную.

Предприятие менять свои планы тоже не собирается. Там считают, что жители Качканара должны пони­мать, что без ЕВРАЗа город умрет.

Администрация – за золотую середину

В мэрии говорят, людям необходима работа, нынеш­ние месторождения уже поч­ти исчерпаны. Но и мона­стырь тоже нужен. Сегодня он является одной из немно­гих достопримечательно­стей Качканара. Проблема лишь в том, что буддисты за эти годы так и не оформили участок хотя бы в аренду.

Ущерб составил два миллиона

Послушница монастыря Сатима живет в Шад Тчуп Линг уже десять лет, приеха­ла из Екатеринбурга:

— Мы отправляли письмо президенту, он перенапра­вил его в область. Область на нас подала в суд за то, что мы проживаем в этом месте не­законно. Мы не понимаем, почему должны съезжать. Мы не попадаем на терри­торию разработки, а только в санитарную зону. Кому мы делаем плохо? Живем, ни­кого не трогаем. К нам люди всегда приходят, летом в вы­ходные бывает до 100 чело­век в день, зимой – до 20.

У юристов ГОКа другое мнение. Они считают, что буддисты занимают терри­торию незаконно, но зани­маться их выселением ком­бинат не обязан:

— ЕВРАЗ в этой ситуации наблюдающая сторона, тре­тье лицо, которое является владельцем лицензии на разработку СКМ. Решение о том, что буддисты долж­ны съехать, вступило в силу еще в июле прошлого года. Вопрос о выселении решает­ся на уровне правительства области, они подавали в суд, как владельцы этой земли.

Это проблема федераль­ного значения. Никто не имеет права занимать зем­лю и не платить за это на­логи. Получается, что любой может прийти, построить хижину, где ему вздумается, сказать, что он ученик Буд­ды и жить себе припеваючи на федеральной земле, зани­маясь вырубкой федераль­ного леса. Мировой суд хотел возбудить уголовное дело по поводу вырубки леса, но нет фигуранта. Хотя ущерб составил около двух милли­онов рублей.

В Росреестре нам ответи­ли, что административное дело по буддистам закрыто в связи с ликвидацией юриди­ческого лица. Штрафы буд­дисты так и не оплачивают, нет средств, долг составляет более 20 тысяч рублей.

P.S. Найти золотую сере­дину, оказывается, не так-то просто. Трудно угодить всем. Пока споры поутихли, но ду­мается, до поры до времени. Если ЕВРАЗ все-таки начнет разработку СКМ, буддистам некуда будет деваться, при­дется съезжать. И не станет у Качканара одной единствен­ной достопримечательно­сти, которая сегодня так или иначе прославляет наш го­род.

Мы спросили людей на улице, что для них важнее – разработка СКМ или буддийский монастырь, и считают ли они, что живущие на горе люди – это бездельники, которые не хотят работать и жить обычной жизнью.

Галина

Галина:

– Город должен развивать­ся, комбинат – работать, значит, нужна новая разработка. А эти буддисты приехали и само­вольно заняли землю, пусть съезжают теперь.

Я считаю их чужеземцами, мне непонятна их позиция, и чем они там занимаются, мне тоже не ясно.

НатальяНаталья:

– Мы были там с мужем один раз, нам там понравилось. Считаю, что пусть они там жи­вут и дальше. Бездельниками их не счи­таю, там построек столько, зна­чит, трудятся, чем-то занимают­ся.

Михаил

(от фото отказался):

– На горе я был, а в храме нет. Считаю, что буддисты не меша­ют ГОКу вести разработку. Пусть остаются и живут. А разработку нужно вести обязательно, только это не выгодно ЕВРАЗу.

Не думаю, что люди, живущие на горе, бездельники, у каждого человека своя стезя.

АлександрАлександр:

– Я был в этом храме, мне очень понравилось. Сама идея буддийского монастыря на горе интересна и нужна горо­ду. Мне от того, что ГОК будет что-то разрабатывать, ни тепло, ни холодно, я не работник ком­бината. Думаю, нужно найти зо­лотую середину, чтобы и храм остался, и разработка была.

Я не считаю их бездельни­ками. Во-первых, если они не живут в квартире, а в таких по­левых условиях, это уже боль­шой физический труд.

АленаАлена:

– Я там была один раз. Ду­маю, если надо разрабатывать, то пусть буддисты уходят в дру­гое место. От разработки зависит жизнь города.