Более 40 лет фасад ДК украшало панно с Лениным
«НК» нашел одного из его создателей. К Дню рождения Качканара Александр Ильин рассказал, как создавалось это произведение
Как-то в группе «Новый Качканар» в соцсетях мы опубликовали фотографию проводов зимы 1998 года. Некоторые качканарцы с удивлением увидели, что одну из стен Дворца культуры украшало большое панно в цвете, на котором видны солнце, Ленин и, видимо, молодые рабочие Качканара.
Несколько лет назад это панно было закрашено в белый цвет, а при последнем ремонте ДК всё здание было облицовано плиткой.
Мы разыскали Александра Ильина, который принимал участие в создании панно на стене Дворца культуры.
Александр живёт в городе Воскресенске, по профессии он ювелир, имеет художественное образование. Пишет картины. Кстати, сейчас Александр работает над картиной о первых строителях Качканара для качканарского музея.
— Очень люблю Качканар, — делится своими воспоминаниями Александр Ильин. — Я вырос в нём, в Качканаре прошла моя юность, занятия в цирке «Арена юности». Я ушёл в армию и по обстоятельствам не смог вернуться в родной город. В Качканаре со 2-го класса я занимался уроками рисования у Владимира Степановича Жилина.
Дворец культуры был построен в 1968 году. Там же открылась Изостудия под руководством Владимира Степановича. Там вместе со взрослыми занимался и я. Жилин был замечательным человеком и прекрасным талантливым художником! Я помню, как он показал мне эскиз панно, которое он будет делать по сухой штукатурке на фасаде Дворца культуры. И когда он приступил к работе, то пригласил меня, как своего ученика. Работа над панно — это была и возможность принять участие в таком важном для города деле и в то же время своего рода учёба. Мы с ним перенесли рисунок на стену, и он стал мне показывать, как надо работать.
Я учился у него работать по сухой штукатурке, лазил по лесам… Жилин доверял мне сначала небольшие фрагменты панно, а когда увидел, что я справляюсь с работой, доверил мне сделать три фигуры рабочих в правой стороне.
Вот так рождалось панно, которое украшало ДК около 50 лет. Очень жаль, что несколько лет назад его уничтожили, — добавляет Александр.
Спешим успокоить Александра: как рассказала газете нынешний директор ДК Элина Масти, панно не уничтожено, оно находится под пластиком в целости и сохранности.
Также бывший качканарец вспоминает, что, кроме создания панно, он принимал участие в создании ещё одной картины Жилина.
— Когда я уже стал работать красками, Владимир Степанович доверил мне писать на большой картине части тел красноармейцев. Это была копия картины, на которой Ленин принимает красноармейцев в 1918 году. Если мне не изменяет память, эту картину Жилин писал для райкома партии.
Кто же такой Владимир Жилин? Вот как написал о нём в своё время в статье «Талант от Бога» старейший журналист Качканара Юрий Медведев:
«Владимир Степанович всю жизнь что-нибудь воплощает. Многочисленные барельефы на стенах Дворца культуры и административных зданий города — его работа. Сотни живописных портретов качканарцев —его работа. Едва ли читатели «Руды» знают о том, что заголовок из четырех чеканных букв, действительно напоминающих куски руды, — работа Жилина.
Владимир Жилин внес значительных вклад в культуру города. Когда-то он официально был главным художником Качканара, вынашивал большие планы. Но многое из задуманного не осуществил по причине косности власть имущих.
Конец 80-х. Это был период заката «перестройки». Владимир руководил в то время одним из первых кооперативов города. Звездный час Жилина на деле оказался прозаическим часом, но не годом. Его труд оказался невостребованным. Как, впрочем, труд и талант многих русских умельцев. Владимир брался за одно, за второе, за третье. И у него опускались руки. Потому что целенаправленно, хладнокровно, равнодушно по этим золотым рукам били.
Жилин всю жизнь работает как одержимый (такой он и есть), ждет чуда, когда его, наконец, заметят, предложат использовать в полной мере его золотые руки художника. Тщетны надежды».
Накануне Дня рождения Качканара нам хотелось напомнить читателям историю создания такого эпохального барельефа на стене Дворца, которое делало здание индивидуальным, штучным. После ремонта оно потеряло свою индивидуальность и превратилось в современную, красивую, но стандартную постройку.
Жалко, что из архитектуры соцреализма в городе не осталось практически ничего: «Универсам», «Мебельный», «Огонёк», «Канделевский», здание кинотеатра «Юность» и другие потеряли свою индивидуальность и превратились в одинаковые безликие ангары, в большинстве своём обшитые пластиком или плиткой. А ведь именно те старые здания придавали городу свою изюминку. Жалко, что мы потеряли их практически безвозвратно.
Фото Владимир Башуров, Елена Строганова