«Боевые» тысячи превратились в копейки
В начале апреля президент Владимир Путин объявил о стимулирующих выплатах медицинскому персоналу, работающему с заразившимися коронавирусом пациентами. Для врачей была обещана доплата 80 тыс. рублей в месяц, для медсестер – 50 тыс. рублей, для водителей и фельдшеров «скорой помощи» – 25 тыс. рублей.
Качканар пока всё это время оставался городом, в котором не регистрировались случаи заражения коронавирусом, а значит, местным медикам не положены были эти выплаты.

Губернаторские надбавки медикам
Однако 6 мая губернатор Евгений Куйвашев подписал указ о дополнительных выплатах для медиков, независимо от контакта с больными: от 10 до 40 тысяч рублей.
— Я принял решение распространить действие указа о дополнительных выплатах к зарплате на абсолютно всех сотрудников «Скорой помощи» и амбулаторно-поликлинических подразделений, вне зависимости от контакта с пациентами, которые находятся в группе риска в связи с коронавирусом. Мне кажется это справедливым, ведь сейчас риски на работе возросли абсолютно у всех сотрудников медицинских учреждений, — написал губернатор в своем Instagram.
Значит, и качканарские работники медицины должны будут получить доплаты.
Счёт на минуты
На фоне обещаний власти финансовой поддержки врачей по России стали появляться сообщения от медиков, что никаких доплат они не получили, более того, некоторые из них получили за апрель еще меньше.
Медсестра Наталья Любимая из нашумевшей московской больницы в Коммунарке, которая одна из первых принимала ковид-больных, записала открытое видеообращение, где рассказала о невыносимых условиях труда, работе за троих и полученной зарплате за апрель — всего 26 тысяч рублей, без каких-либо обещанных надбавок.
В Мурманске водители «скорой» за работу с ковид-больными получили доплаты вместо 25 тысяч рублей по 140, 256, или 332 рубля. По данным «Новой газеты» и многих других СМИ, чиновники положенную надбавку делили на дни, часы и минуты и платили только за время, проведенное в контакте с больным человеком.
— У меня было две выплаты в графе: одна — 901 рубль, другая — 163 рубля. Я обратилась к бухгалтерам, мне сказали: так это рассчитывала статистика, те минутки, которые вы непосредственно были с инфицированным больным, — рассказывает Первому каналу сотрудник станции «Скорой помощи» города Владимира Елена Малышева.
— Разменяв врачебную смену на минуты и секунды, власти на местах превратили федеральные тысячи в сущие копейки. Фельдшер Василиса Коновалова получила за месяц борьбы с инфекцией 761 рубль «боевых», — сообщают журналисты.
Оклад уменьшился
Вот еще одна история из Петербурга от «Новой газеты»: «Во вторник, 12 мая, Светлана получила расчетный листок за апрель. И с удивлением обнаружила: благодаря тому, что больница была перепрофилирована для работы с коронавирусом, а сама она стала работать не только как хирург, но еще и как инфекционист, ее оклад уменьшился. По сравнению с февралем, когда не было эпидемии, заработок упал в полтора раза.
— Я оперирую, поэтому получала надбавку для врачей хирургического профиля, — объясняет Светлана. — У меня высшая категория, стаж больше 20 лет. Раньше мой базовый оклад составлял 50 336 рублей. За апрель я получила расчетный листочек: мой должностной оклад уменьшился на 6 тысяч, теперь это 43 996 рублей 80 копеек. Выяснилось, что теперь нас считают по тарифам инфекционных врачей, а они базово меньше, чем хирургические. Все стандартные надбавки — почасовые, ночные и так далее — рассчитываются от базового оклада, соответственно, наши заработки стали меньше. При этом мы продолжаем оперировать.
Надбавки в 80 тысяч рублей, обещанной президентом, в расчетном листке Светланы нет».

Надбавки не дошли до медиков
В Нижегородской области работники «скорой», получив за работу с больными COVID-19 мизерные доплаты, организовали сход. Как сообщает нижегородский телеканал «Кстати», сотрудники «Скорой помощи» из разных подстанций приехали на Сормовскую подстанцию на совещание, посвященное выплатам, получив расчетные листки. Как рассказала фельдшер «скорой помощи» Евгения Чуфыркина, она получила доплату в 1 786 рублей, но некоторые водители «скорой» получили по 89 копеек.
Медицинские работники собрались на подстанции, куда должна была прибыть представитель замминистра областного здравоохранения, чтобы узнать, куда пропали деньги и почему президент деньги выделил, а до медиков они не дошли.
Изменений в зарплате не увидели
И подобных историй по стране огромное множество, даже несмотря на то, что медики очень запуганы, они не готовы общаться с прессой и рассказывать открыто о своих проблемах. «НК» поговорил с некоторыми сотрудниками качканарской «скорой» на условиях анонимности.
Некоторые из них отметили, что за апрель получили зарплату меньше, чем за март. Другие не заметили изменений в своих расчетных листках. Приводим их цитаты.
— Я получил почему-то поменьше за апрель, хотя работал так же, вроде бы нагрузка такая же была.
— У нас почасовая оплата, и она зависит от месяца: когда бывает больше, когда меньше. Я бы не сказала, что получила меньше — примерно на том же уровне. В городе пока спокойно, поэтому нам дополнительные выплаты не положены были, а губернаторские будут выплачивать.
— Лично мне зарплата пришла примерно такой же, как и всегда. Наша зарплата зависит от месяца, от ставки. По поводу выплат стимулирующего характера – абсолютная тишина. Обещали и президент, и губернатор, но в итоге мы ни копейки доплат еще не получили. Руководство нам сказало, что готовится выплата, но она будет не такой, какую обещали губернатор и президент, и она будет единоразовой.
Медики качканарской «скорой» сказали пару слов и об обеспеченности СИЗами:
— Средства индивидуальной защиты нам пополняют, но последние костюмы, которые пришли, очень плохого качества, его невозможно надеть, не разорвав. До этого костюмы были хорошие. Маски, перчатки, шапки у нас есть.
***
P.S. Пока верстался номер, стало известно, что работникам «Скорой помощи» Качканара все-таки выплатили надбавку: фельдшерам по 15 тысяч рублей, а водителям — по 5 тысяч рублей. Эти выплаты соответствуют указу губернатора Евгения Куйвашева от 7 апреля. Однако 6 мая вышел новый указ, по которому медики, вне зависимости от ковид-контакта, должны получить надбавки, и там речь идет уже о других суммах. Получили ли дополнительные выплаты за апрель сотрудники других подразделений ЦГБ Качканара — пока неизвестно.
После шумихи в прессе власти регионов пересмотрели схему расчетов доплат российским медикам. Главное, чтобы медики знали: с помощью журналистов и общественности они могут отстаивать свои права. Главное —не молчать и рассказывать о своих проблемах.