Бесконечные эксперименты со школой

Помню, как в мои школьные годы очень ча­сто меняли программы обучения. Казалось, что в министерстве образования на моем поколении 80-90-ых постоянно ставили экс­перименты. Не успевала школа обзавестись учеб­никами по утвержденной программе, как через пару лет в библиотеку завозили новые книги. Отдельные учебники порой мы по­купали самостоятельно, правда, не все они и не всегда нам пригождались (по той же причине – сме­на программы). Мы учи­лись и задавались вопро­сом: почему так?

Я застала те времена, когда экзамены школьни­ки сдавали по несколько раз – сначала в школе, за­тем в высшем или профес­сиональном учебном заве­дении… Мои сверстники оглядывались на европей­ские и американские шко­лы и задавались вопросом: почему в наших школах нельзя сдавать экзамены так же просто? как там – в тестовой форме? Плюсом той системы мы считали снижение стресса у учени­ков во время экзаменов, поскольку свои знания нужно было доказывать один раз. Ведь в жизни каждого выпускника того времени ежегодно выпа­дали два летних месяца – подготовка, волнение, пе­редышка… Но мы учили и повторяли, спали по ночам с учебником под подуш­кой, кричали в форточку «Халява, приди», клали под пятку пятак и по утрам шли на экзамены.

«Счастливчики»,— го­ворили мы позднее про тех школьников, в жизни кото­рых появилось ЕГЭ. Каза­лось, что там, наверху, нас наконец-то услышали. Но время шло, а я понимала, что в целом ничего не из­менилось: школа как была, так и осталась платфор­мой для экспериментов. А всё обучение свели на не­объяснимые федеральные стандарты – ФГОСы.

Еще несколько лет на­зад начальная школа учи­лась по программе «Шко­ла 2100». Три года назад ее заменил новый стан­дарт – «Школы России». Новые учебники, новые тетради, новые требова­ния. Знакомый советскому поколению предмет «При­родоведение» сегодня на­зывается — «Окружающий мир». Вместо обычных те­традей в косую линейку и прописей – специальные рабочие тетради. Теперь дети вместе с родителями создают дома проекты и презентации, а затем за­щищают их у доски. Ока­зывается, очень важно, чтобы с первого класса ре­бенок мог объяснить акту­альность выбранной темы, предмет и задачи, делал выводы и составлял список использованной литерату­ры… Как говорится, пре­зентовать себя ты должен уметь с малых лет.

«Советское образова­ние было самым лучшим!» — нередко вспоминают сегодня те, кто родился и вырос в СССР. Да, тогда рвались не за оценками и баллами, а за качеством обучения. Мы оставались после уроков, разбирали сложные примеры, реша­ли задачи, на дом нам вы­давали дополнительные задания… И учителя для этого не жалели своего личного времени, равно как никто им за это и не доплачивал. Тогда педа­гог мог сказать: «Петров и Иванов, останьтесь после уроков». А нынешним ро­дителям второклашек, ко­торые не понимают тему, предлагают просто — на­нять репетитора. Конеч­но, обобщать всех не сто­ит, но это в нашей жизни встречается все чаще. И лишь единицы сегодняш­них школьников обходят­ся без репетиторов.

«У школы нет монопо­лии на знания. Есть ин­тернет? и единый учеб­ник не нужен» — говорят учителя, понимая, что их роль в современном об­разовании заметно сни­жается. Они, как и учени­ки? — часть этого вечного эксперимента. И, похоже, отрицательный эффект от него на выходе получает­ся все больше и больше. Этот общественный ин­ститут «болен» уже много лет? и лекарство для него, наверное, еще долго не подберут.