Бездонная бочка ЖКХ
Недавно в редакцию «Нового Качканара» зашли две женщины и сообщили нонсенс. Оказывается, государство выделяет всем гражданам деньги на оплату услуг ЖКХ, а население все эти годы неизвестно зачем оплачивает квитанции своими кровными.
Посетительницы сослались на постановление правительства №97 от 11.02.2016г., которое уже, кстати, утратило силу. В нём прописаны «федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по РФ на 2016-2018 годы, которые применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг». Также женщины ссылались на приказ Минфина от 11.12.2018 года №259, который тоже посвящён этой теме.
Мы попросили дать разъяснения по этому поводу членов общественной комиссии по вопросам ЖКХ при думе. Разговор получился насыщенным, и далеко не только на эту тему. Мы поговорили о графе «содержание и ремонт жилья», которая обычно вызывает много споров, о капремонтах и мусорной реформе.
Речь идёт о субсидиях
— 97-е постановление отменено. Подобные постановления выходили с 1997 года, вплоть до 2016-го. Приказ Минфина – это чисто порядок сопровождения казначейства этих платежей, потому что речь идет о субсидиях, они выделяются и находятся на контроле у казначейства, — поясняет Любовь Жукова. — Есть статья 159 в Жилищном кодексе, в ней написано, что на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются субсидии гражданам. Есть отдельное постановление №761, которое определяет все условия субсидирования.
Субъекты могут устанавливать свои стандарты, более выгодные для населения, но это уже за счет средств муниципалитетов. Мы нашли постановление Верхней Пышмы, там прописаны лучшие условия субсидирования, а у нас в Качканаре – федеральный стандарт. Женщины ссылались на постановление и приказы, но надо было не их смотреть, а Жилищный кодекс.
— По Свердловской области на 2019 год стандарты есть, на 2020 года такого постановления об утверждении стандартов нет, но есть документ, который определяет поправочные коэффициенты. — добавляет Алиса Жарикова. — Может, женщин интересовали субсидии? Я в 2018 году сама начала заниматься компенсациями. В моем доме живет инвалид второй группы, я думала, что инвалидам компенсируется оплата за ЖКУ 50%. Оказывается, нет. Выяснила, что инвалидам по оплате за жилье компенсации нет никакой. Раньше за отопление была компенсация по социальной норме 33 квадрата, с 2018 года стало 18 квадратов. Документа — почему именно так, ей не предоставили. Почему меня заинтересовала Пышма. У них интересно выпущено постановление: для субсидий и льгот. Похоже, что они предусматривают компенсации для всех. У нас перед инвалидами ставят выбор: либо получишь компенсацию за коммунальную услугу, либо за капремонт. А за капремонт соседка и так должна получить льготу, потому что ей за 80 лет. Вот я с этим вопросом пытаюсь разобраться.
По поводу этих документов: люди поняли не правильно. Я, когда искала информацию, увидела, что задают такой вопрос: почему ЖКХ оплачивается дважды? Вроде и государство оплачивает, и население. Так заявлять нельзя, надо попробовать разобраться. Речь идет о субсидиях.
Активные собственники — это редкость
— Ваша комиссия высказывала идею о необходимости индивидуального подхода к определению размера платы за содержание и ремонт в отношении каждого МКД.
— Закон определяет решение этого вопроса за собственниками. Но у нас неактивные собственники, они не устанавливают индивидуальный тариф на свой дом, — говорит Юрий Козлов.
— Закон со стороны собственников не выполняется, — продолжает тему Любовь Жукова. — Управляющей компании надо отдать должное. Там, где собственники проявили инициативу, они с ними работают. Проблема в том, что остальные дома не занимаются этим вопросом. Количество домов, которые установили себе индивидуальный тариф, уменьшается. Желание разрабатывать индивидуальный тариф пропадает. Например, в прошлом году в доме 41 в 10 микрорайоне разработали свой индивидуальный тариф, приняли его. Пришел новый глава, он не стал поднимать ставку за содержание и ремонт на размер инфляции. В итоге тариф этой категории домов оказался ниже, чем на 10-41. Остальные собственники активистов этого дома чуть с потрохами не съели. В этом году у них уже не было желания разрабатывать свой тариф.
Пожалеть надо самих себя!
— Нынче, похоже, только два дома сами утвердили тариф. Один из домов утвердил тариф, предложенный УЖК – выше на 3,8%, — говорит Любовь Жукова. — В этом году строка «Содержание и ремонт» вообще находится в уязвимом состоянии. Под конец года управляющую компанию проверила налоговая инспекция, УЖК раньше не была плательщиком НДС. Строка управления домом плавно растворялась в строчках ремонта и содержания жилья. Так поступали все. И суды вставали на сторону управляющих компаний. Но в этом году что-то поменялось, как в пословице: закон что дышло: как повернул, туда и вышло. Теперь предпочтение отдается налоговому кодексу при разборе таких дел. Управляющая компания должна теперь включить в тариф НДС, а НДС брать неоткуда. Если взять НДС из строки содержание и ремонт, есть опасения, что подрядчики за такие деньги работать не будут. Наша комиссия в этот вопрос сильно вмешиваться не стала и оставила его на откуп администрации и УЖК. Они с администрацией договорились, что какую-то часть денег возьмут с энергосбережения.
УЖК у нас одна, и не самая плохая, мы переживаем за её судьбу. Государство назад уже жилой фонд не возьмет, оно нас обуло по полной, подвели нас к приватизации жилого фонда, который находился в плачевном состоянии. Теперь мы вскладчину ремонтируем этот жилой фонд, теперь население вскладчину проводит мусорную реформу, и сейчас они еще привязались к управляющим компаниям с этим НДС. Казалось бы, надо пожалеть управляющую компанию. А пожалеть надо самих себя! Потому что на этот НДС пострадают наши текущие ремонты. У нас, собственников, становится меньше денег на содержание нашего жилого фонда.
Много претензий к правительству: законодательные акты выходят, между собой они не стыкуются. Сейчас пошла практика доначисления НДС. Противоречий очень много. Все суды признавали, что отрасль ЖКХ специфическая.
— Я правильно поняла, что НДС будет браться с текущего ремонта и содержания?
— В конечном счете да. Кто разрешит поднять тариф с учетом этого налога? Это будет такой взрыв!
— Хочу обратить внимание жителей: всё зависит от них. Когда принимаются решения по стоимости содержания и ремонта, нужно платить столько, чтобы могла существовать управляющая компания, — считает Юрий Козлов. – Это наши дома, мы за них ответственны.
Люди должны понимать, за что они платят
— 70% квартплаты составляют коммунальные услуги (отопление, вода, электроэнергия и прочее), 30 процентов – это плата за жилье (содержание и ремонты). Вот за этими 30 процентами люди и должны смотреть, — говорит Алиса Жарикова. — Люди должны понимать, за что они платят. И следить надо. Да. Есть приписки, я вам прямо говорю, приписки есть в актах, но кто за этим должен смотреть? Сами собственники. У куратора, например, 70 домов, она всё не проверит при всём желании.
— Сегодня чтобы выстроить нормальные отношения между собственником и УЖК, должен быть элементарный алгоритм их взаимоотношений, построенный на взаимном выполнении полномочий и обязанностей, —добавил Геннадий Русских. — Было много замечаний со стороны жителей, что некоторые работы выполняются без проектно-сметной документации. У проживающих должна быть возможность знакомиться с документами до выполнения работ и осуществлять право контроля. Сегодня у нас тариф утвержден, сумма средств по дому подсчитана. Жители могут запросить у УЖК перечень мероприятий под эту сумму с указанием хотя бы примерной стоимости работ.
Качество подрядчиков оставляет желать лучшего
— Много ли у жителей жалоб по поводу капремонтов? В частности, обращаются ли в вашу комиссию?
— Подрядчиков по капремонту контролирует администрация. В прошлом году были скандалы по капремонтам, например, на Свердлова, 6, и на 4-37, — говорит Алиса Жарикова.
— Но такого всеобщего недовольства не было, как раньше: приходили толпой и возмущались. Например, был инцидент в 2017 году: подрядчики крышу сняли, и снег выпал, — рассказывает Любовь Жукова.
— Какого качества подрядчики по капремонтам заходят на город?
— На Свердлова, 6, может, и нельзя квалифицировать как скандал, наоборот, надо квалифицировать как внимание со стороны собственника за исполнением работ со стороны подрядчика, — говорит Геннадий Русских. — Старший по дому обеспечил качество; если бы он не контролировал, ему могли наделать брака. Он подключал администрацию. Подрядчик выполнил всё. Как положено. Если в целом оценивать качество выполнения работ подрядчиками, конечно, они далеко не лучшие, по ним много вопросов и замечаний. Часто это люди со стороны, имеющие у себя на подряде массу объемов, не успевают выполнять объемы, подключают неквалифицированных работников. Уйти от этого сложно. Есть выход — нужно менять законодательство в части подбора подрядчиков, надо предоставить право организациям, которые находятся в Качканаре, выполнять работы. А сейчас работают в капремонте случайные люди. Подряды выигрывает человек, у которого, кроме блокнота, и ручки ничего нет. И потом начинает сюда подтаскивать кого-то.
Единственный способ уменьшить плату – раздельный сбор
— По мусорной реформе. Понятно, что в первую очередь должен быть организован раздельный сбор, и только тогда можно будет рассчитываться с оператором по фактическому объему, а не по нормативу. Какие шаги можно предпринять сейчас, чтобы снизить тариф на вывоз отходов?
— На прошлой неделе СМИ публиковали интервью с губернатором. По вопросу мусорной реформы он отвечает по старой схеме, которая уже опровергнута президентом. Президент дал рекомендации в 2017 году, но на них никто не реагирует. Мы идем сейчас не по тому пути, — уверен Юрий Козлов.
Примечание ред. Только эти рекомендации, о которых говорит как о президентских Юрий Козлов, на самом деле давал не президент, а Совет по правам человека. В рекомендациях Совета прописано: «безотлагательно принять исчерпывающие меры по скорейшему развитию в субъектах РФ системы раздельного сбора опасных и органических отходов от населения и юридических лиц, обеспечив население региона необходимой инфраструктурой…». Рекомендации Совета за три года выполнены не были, раздельный сбор мусора в стране не организован.
Есть только один способ уменьшить оплату – раздельный сбор мусора.За 2019 год город заплатил только инвестиционной составляющей за мусор больше 20 миллионов рублей. Потратили бы на нас хотя бы 10 миллионов, заказали контейнеры, площадки мусорные сделали бы. А этот оператор приехал, он даже разговаривать с нами не захотел.
Комиссия разработала план действий
— Хочу сказать, где мы сегодня находимся по этой теме, — говорит Геннадий Русских. — Мы искали пути решения этой проблемы. Мы изучили зарубежный и российский опыт по вопросу обращения с отходами. Мы сами имеем полное право принять решение по своему муниципалитету — программу по переходу на раздельный сбор мусора. Мы подготовили проект с перечнем мероприятий, там расписано, что сделать и когда. Предлагаем собирать макулатуру отдельно, вне контейнерной площадки. Это опыт Советского Союза. Учащиеся школ при стимулировании этой работы могли бы собирать макулатуру и сдавать её в пункт приема. Эту работу администрация готова согласовать.
От захоронения нужно исключить органику, потому что органика является провокатором возгорания свалок. Для органики мы можем отдельно организовать схему сбора. По каждому виду отходов должна быть утверждена проектно-сметная документация. Это должно быть эффективно и рентабельно, тогда это снизит затраты на захоронение мусора. По другим видам отходов: к этому этапу мы можем подойти в 2022 году. Правительство области должно нам дать перечень перерабатывающих заводов, которые могут перерабатывать отходы тех или иных видов. После этого мы получаем финансирование. С 2023 года мы уже сможем по полной программе работать по технологии раздельного сбора мусора. Со сбором макулатуры мы можем уменьшить объемы захоронения и перейти на фактический учет. Утвержденные нормативы, конечно, завышены.
Сейчас наша первоочередная задача — начать обучение населения, мы готовим лекции для школьников, для взрослого населения. Глава нас поддерживает. Формируется рабочая группа по этому вопросу.
Беспокоит тот факт, что на инвестиционные деньги, которые собраны с населения, за год ничего не сделано.
— Пока мы не начнем тыкаться, пробовать, казалось бы, абсурд на первый взгляд, мы не уловим, как надо действовать, но делать что-то надо, — говорит Любовь Жукова.
— Вы не владеете цифрой, сколько за год реформы из города фактически вывезли мусора?
— Никто не скажет эту цифру. Мы всякими способами пытались узнать,и у директора ЖКХ Беляевой и у руководителя «Потока» Зудова, но ничего не получилось. Это коммерческая тайна, — говорят члены комиссии.
— Поясню, почему надо спешить по воплощению раздельного сбора отходов. Потому что инвестиционные наши деньги, которые мы платим оператору, ничем не защищены юридически. В любой момент они пропадут, и мы их не увидим. — уточняет Геннадий Русских. — Я посчитал, что к 2025 году Качканар отдаст на инвестиционную составляющую более 130 миллионов! Как только мы принимаем решение, будем добиваться, чтобы эти деньги поступали на муниципальный счет. Данные инвестиции должны быть оформлены соответствующим договором.
— Читатели задавали вопрос о двойной оплате за мусор: на работе в офисе и дома.
— Да, правильный вопрос. Поэтому тоже важно сделать как можно быстрее раздельный сбор мусора, чтобы платить за него по факту, — ответил Геннадий Владимирович. — Недавно был на совещании, директор музея возмущалась, что наполняет организация за месяц всего один контейнер отходов, а к оплате предъявляют за восемь контейнеров.
Общественная комиссия по ЖКХ подготовила обращение к жителям по поводу перехода на раздельный сбор отходов. Подробнее о нём мы поговорим в следующем номере газеты.