Банкротство по заказу?
В городе закрывается единственный рецептурно-производственный отдел
«Точно, как в аптеке» — знакомое выражение, появилось оно в те времена, когда аптекари, а не фармацевтические компании, занимались изготовлением лекарств. И каждый работник аптеки четко различал граммы от миллиграммов, старательно приготовляя лекарство согласно рецепту врача, а отдел под названием «рецептурно-производственный» был во всех аптеках. К сожалению, сегодня подобные отделы не то чтобы есть в каждой аптеке — их и не в каждом городе найдешь, последний производственный отдел в Качканаре доживает свои героические дни, не имея шанса на дальнейшую жизнь.
Что производит РПО
Рецептурно-производственный отдел (РПО) занимается производством мазей, кремов, микстур, порошков и многих других лекарственных форм. Для работы такого отдела необходимы соответствующее помещение и оборудование, а также лицензия. Если требования для производства не будут соблюдены, то отдел может лишиться этой лицензии.
Особенностью таких отделов является так называемое ручное аптекарское производство, которое позволяет учесть индивидуальные особенности каждого человека – возраст, заболевание, непереносимость определенного компонента, а лекарства, произведенные в промышленных условиях, соблюсти этого не могут. Кроме того, большим преимуществом производства лекарств в аптеках является их свежесть и ограниченный срок годности, ведь фармкомпании практически во все препараты добавляют так называемые консерванты и стабилизаторы, за счет которых увеличивается срок годности лекарства, зато в РПО это исключено и свежесть лекарства вам гарантирована.
Не смотря на то, что аптечный рынок предлагает сегодня широкий выбор однотипных лекарств, изготовленных разными компаниями и имеющих схожий состав и действие, еще остаются препараты, заменить которые продукция современных аптечных киосков не может.
— Есть, например, мази, крема, необходимые для физиослужб, хирургии, роддомов, которые делают только в производственных отделах, — говорит главный врач Качканарской ЦГБ Лилия Ворончихина. — Изготавливать их самостоятельно наши врачи не имеют права, ведь для этого нужна лицензия, поэтому мы обращаемся в эти отделы. Конечно, жаль, если производственного отдела в Качканаре не станет, тогда мы будем вынуждены обращаться в отделы других городов.
Убыточное производство
Здание аптеки № 297, которую качканарцы привыкли называть «центральной аптекой», было построено в 1983 году. На первом этаже сегодня по-прежнему еще существует аптека вместе с производственным отделом: многочисленные помещения и коридоры, расположенные на площади 200 квадратных метров, в которых находится в том числе и производственное оборудование.
В начале 90-х годов прошлого века вступил в силу закон об унитарных предприятиях, многие организации стали муниципальными унитарными предприятиями (МУП) — такие предприятия могли заниматься коммерческой деятельностью, то есть появилась возможность закупать товар и делать на него наценку, в отличие от советских времен с твердыми ценами, установленными государством. Таким образом, все городские аптеки стали МУПами, а затем прошли период акционирования, поскольку остро встал вопрос о приватизации аптек областью. В те времена аптеки работали неплохо, так как не испытывали большой конкуренции. Сегодня «Аптека №297» является обществом с ограниченной ответственностью.
— Производство было всегда убыточным. От того объема, который мы готовили раньше, осталась лишь маленькая часть и список изготовляемых нами лекарств очень узкий. С появлением системы качества большая часть того, что мы готовили, ушла на заводское производство и сегодня нам запрещено готовить то, что изготавливает фармпромышленность, — говорит директор аптеки № 297 Ирина Маркелова. – Считаю, что нет у нас таких лекарств, без которых город не мог бы обойтись. Могу сказать, что производство лекарств в аптеках в целом по стране сворачивается.
Как рассказала Ирина Георгиевна, оборудование производственного отдела уже устарело. В 2013 году вышли новые нормы и требования, которые касаются производства лекарств в аптеках, и даже сегодня некоторые заводы не соответствуют этим условиям. И для того, чтобы им соответствовать, необходимо будет все сломать и поставить новое, но аптека заработать средства на современное оборудование с таким оборотом не в состоянии.
— Федеральные аптечные сети, испытывая тесноту в больших городах, заходят в маленькие. Если честно, конкурировать нам с федеральными аптеками очень тяжело. Одна из таких сетей была готова открыться напротив нашей аптеки, но затем к нам поступило предложение от них в виде оферты работать на наших площадях, отдавая нам арендную плату. Эта плата от федеральной аптеки будет давать больше прибыли для города, чем сейчас даем мы.
Среди преимуществ такого предложения директор называет несколько:
будет доход в виде арендной платы для предприятия и для города;
новая аптека продолжит работать с федеральными и региональными программами отпуска льготных лекарств (дополнительные договоры с Минздравом не понадобятся), то есть для населения и города здесь ничего не изменится;
сохранятся все рабочие места, сокращений не будет.
— Предложений занять место заведующей мне пока не поступало, но если поступит, то я буду рассматривать, — отметила директор.
Хотели закрыть еще полгода назад
Сегодня в штате аптеки числится 15 сотрудников, из них трое в декрете и пять человек пенсионного возраста. В производственном отделе трудятся пятеро фармацевтов. Сотрудники до конца не понимают, почему их аптека является убыточной, в то время как торговля идет и есть спрос на продукцию.
— Рецептов идет много, особенно детских. Мы обслуживаем медицинский центр, поликлинику, стоматологию, медсанчасть, есть заказы из Пермского края и городов Свердловской области. Непонятно, почему мы убыточные, ведь мы работаем, получаем доход, — рассказали они корреспонденту. — По слухам, заведующая планировала закрыть наш отдел еще полгода назад, но, якобы, ей не разрешил мэр города. А теперь, в конце февраля, не проводя производственного собрания, директор переговорила отдельно с каждым: пожилым сотрудникам она предложила уйти самостоятельно, а остальных предупредила, что они перейдут в новую аптеку.
— Такое ощущение, что кто-то присвоил себе деньги. Обидно, что будет опять сетевая аптека, которая в скором времени станет монополистом в городе. И еще неизвестно, будут ли сетевики продолжать отпускать льготные лекарства, ведь в свое время в нашем городе они начинали отпуск, а потом прекратили.
Деньги решают все
В Свердловской области сегодня находится 40 производственных аптек. Ближайшие к нам — Лесной и Нижняя Тура, где рядом с производственным отделом открылась федеральная сетевая аптека.
Директор муниципальной областной аптеки призналась корреспонденту «Нового Качканара», что местным аптекам тяжело конкурировать с сетевиками, которые нацелены буквально выжить с рынка их аптечные магазины.
— Они ведут нечестную борьбу, готовы временно продавать лекарства чуть ли не по оптовой цене, чего мы себе позволить не можем. Привлекают таким образом к себе клиентов, а потом увеличивают цены, — поделилась женщина.
Хорошо, наши власти знали, что производственный отдел не приносит большой прибыли, почему они не предприняли никаких мер, ведь могли выставить на торги муниципальное предприятие, либо сменить директора, однако пошли по другому пути.
— Подобных идей не возникало, а продавать пока не планируем, — сказал мэр Качканара Сергей Набоких. — Сегодня большинство позиций лекарств заменяются, поэтому производство становится убыточным. Требования к содержанию производственного отдела поменялись очень сильно: любая инспекция — и лицензию могут отобрать, а производство закрыть. Для того чтобы этого не произошло, необходимо дорогостоящее новое оборудование, приобрести которое нет возможности, поэтому мы решили рассмотреть предложение сетевой аптеки, тем самым мы сможем сохранить саму аптеку, рабочие места и социальные гарантии.
Аренда помещения площадью 200 кв.м, как нам рассказали, может приносить гораздо больше прибыли, нежели доходы нынешней местной аптеки. В то же время содержать производственные отделы обычным аптекам гораздо труднее в сравнении с фармзаводами, ведь необходимо обновлять оборудование и контролировать качество продукции, соответствовать нормам и правилам, которые государство и устанавливает. Лекарство, произведенное в аптеке, может стоить в разы дешевле выпущенного фармацевтическими заводами и потребитель в такой ситуации проигрывает больше всего, так как лишается права на выбор.
Закрытие производственной аптеки в Качканаре – это проблема не только нашего города, подобные отделы закрываются во многих других российских городах. И интерес к их закрытию проявляют не только фармацевтические компании, но и власти, которым проще закрывать убыточный отдел с настоящими профессионалами и сдавать помещение в аренду приезжим сетевикам, ожидая получить свою выгоду. Но выиграют ли от этого жители Качканара?