Андрей Ярославцев предложил малому бизнесу скинуться на окна в школах и детсадах
В октябре глава Андрей Ярославцев провел в администрации заседание координационного совета по инвестициям и развитию малого и среднего предпринимательства. На этом заседании качканарским бизнесменам было предложено помочь городу, а именно – скинуться на замену оконных блоков в образовательных учреждениях (детских садах, школах, учреждениях допобразования).
Участникам заседания представили табличку, где рассчитано, сколько окон потребуется каждому заведению и сколько денег на это понадобится. Например, в школе №5 нужно заменить 131 окно на сумму 3 млн. 250 тысяч рублей. Самая большая сумма обозначена на детский сад «Чебурашка» – 8 миллионов 698 тысяч рублей. Если эту сумму поделить на количество окон (120), получатся самые дорогие окна – по 72 с лишним тысячи рублей. Всего в списке 1854 окна на 17 учреждений, но зданий больше, поскольку некоторые детсады, например, имеют по 2-3 здания. Итоговая сумма получается – 53 миллиона 475 тысяч рублей.
Конечно, бизнесменов Качканара мэрия не может заставить вкладывать определенные суммы на помощь городу, но само предложение и цифры предпринимателей впечатлили.
– При новом мэре нас в первый раз собрали. Нам сообщили, что с 2019 года заканчиваются налоговые каникулы для предпринимателей, объявили, что будут проверки, – рассказал журналистам «НК» участник встречи в мэрии. – И Управление образования вышло к нам с таким предложением, и от мэра тоже прозвучало, чтобы предприниматели скинулись деньгами на окна в детских садах и школах, оказали бы, так сказать, посильную помощь. У нас в городе предпринимателей местных почти не осталось, многие ушли из Качканара, те, кто мог бы скинуться.
Те 15 миллионов, которые потратили на выборную кампанию, пустили бы лучше на окна в школах. На совете прозвучала просьба от предпринимателей, что тогда их освободили бы от проверок, но в ответ – тишина.
Мы связались с другими предпринимателями Качканара и спросили их мнение о предложении профинансировать замену окон в образовательных учреждениях.
– Я был на этом совете, нам выдали бумаги с расчетами, сколько нужно окон и какие суммы. У меня математика не складывается. Мы водим внучку в детский сад, но я там не мог насчитать такое количество окон. И почему на 120 окон нужно 8 миллионов 698 тысяч рублей – мне тоже не совсем понятно, – говорит Валерий Котляр. – Деньгами я точно не смогу помогать. Вроде бы на совете прозвучало, что Качканарский ГОК сколько-то поможет.
Заместитель председателя координационного совета по инвестициям и развитию малого и среднего предпринимательства Олег Кирдяшкин от комментариев по этому вопросу отказался.
Предприниматель Александр Бабенко впервые от «Нового Качканара» услышал о приглашении оказать помощь детсадам и школам:
– Хорошее, конечно, предложение, только почему я должен спонсировать? У меня стройка идет, своих расходов хватает. Какую-то лепту я внести могу, возможно. Ну, сколько там на весь город, 500 тысяч рублей? Как 53 миллиона?! А где у нас «Единая Россия», где государство? Я плачу налоги, куда они деваются? Почему я должен школы стеклить? Пусть тогда меня освободят от налогового бремени. 53 миллиона – это такая огромная сумма. Уровень жизни в стране падает, и бизнес, соответственно, хуже живет. Мне, например, ничем город не помогал.
Свое отношение высказала Зиля Одегова:
– Да что вы! Мы вот «Тройку» вынуждены закрывать (промтовары на втором этаже – прим.ред.). Мы против такого предложения. У меня муж много лет помогает церкви и коррекционной школе. У нас вообще тяжелое положение сейчас, мы на грани, экономим каждую копейку. Нас задавили сетевыми магазинами! Разрешили открыть на каждом шагу «Пятерочки», «Монетки», «Магниты». Куда только смотрит Антимонопольная служба? Город нас не поддерживает, у нас выручка упала на 40-50 процентов. А нам еще и предлагают городу помогать.
Рафаил Салахутдинов считает, что сумма, которую и смогли бы выделить рядовые предприниматели Качканара, – это капля в море по сравнению с теми миллионами, которые нужны на окна:
– Я считаю, если помощь нужна, то городу надо помочь. Но и предпринимателям сейчас тяжело. Почему предприниматели, которые на нашей территории делают огромные деньги, не помогут? Евраз, например? С нас такие суммы – это нереально. Если мы все продадим свой бизнес, квартиры и еще кредиты возьмем, может, и наберем такую сумму.
Руководитель фонда поддержки и развития предпринимательства в Качканаре Наталья Малых тоже присутствовала на этом совете представителей бизнеса и видела, что у них не вызвало особого энтузиазма предложение главы Андрея Ярославцева и начальника Управления образования Марины Мальцевой.
– Да, сказали на совете, что у нас в городе есть детские сады и школы, которым нужно помочь. Предприниматели на это предложение промолчали.
В Качканаре много торговых сетей. От сетей мы женичего не можем взять. А город не поддерживает наших бизнесменов. Они переводят бизнес в другие области. Сейчас всё только сети, сети и сети. Местным предпринимателям против сетей конкуренцию не выдержать. И это очень плохо для города. Сетевики сюда налоги не платят, налоги уходят в другие города, где они зарегистрированы. Заведующие этих магазинов ничего не решают, сетевики городу никак не помогают, ни в каких городских мероприятиях не участвуют, благотворительность не оказывают. Все держится на местных предпринимателях.
Я понимаю, помочь одно окно поставить. Сколько оно стоит? Допустим, 8 тысяч рублей, сложиться по 2-3 тысячи. С другой стороны, ведь никто не принуждает, не заставляет. Просто предложили, озвучили цифры. Вдруг кто-нибудь из предпринимателей захочет помочь школе или детскому саду.
P.S. Действительно, местные бизнесмены сейчас переживают непростые времена, особенно те, кто занимается торговлей продуктами питания. Качканарские сети продуктовых магазинов, как это ни прискорбно, теряют свои позиции под натиском федеральных гигантов. Олег Кирдяшкин закрыл «Ням-Ням» и «Копеечку», и теперь там размещаются магазины крупной торговой сети. В городе судачат о скором закрытии магазинов качканарских предпринимателей в восьмом микрорайоне. Да и об успешном процветании некоторых промышленных предприятий, например, «Металлиста» или «Ремэлектро», тоже говорить не приходится.
Поэтому в данном контексте воззвание главы к местному бизнесу о помощи городу выглядит, на наш взгляд, не совсем уместно. Хотя есть, конечно, в Качканаре и такие предприниматели, у которых бизнес только расширяется с каждым годом. Возможно, они откликнутся на просьбу о замене окон в образовательных учреждениях. И опять же – Евраз Качканарский ГОК, где прибыль стабильно возрастает. Возможно, это предприятие покроет львиную долю из этих 53 с лишним миллионов рублей.
Возникает другой вопрос: почему в нашей богатой стране государство не может обеспечить эти расходы на школы и детские сады? Родители уже привыкли, что они участвуют в финансировании образовательных учреждений: то ремонт, то игрушки, то шкафы и даже окна меняют за свой счет. Теперь вот решили малый бизнес потрясти. Как справедливо заметил предприниматель Александр Бабенко: «А где же государство? Куда я плачу налоги?».
Особое недоумение вызывает вся эта информация на фоне недавних новостей, например, о том, что Россия предоставит Кубе государственный кредит более 50 миллионов долларов на покупку российской военной техники. И как бывало уже не раз, Россия обычно прощает подобные долги развивающимся странам. Ну а то, что у нас дети учатся с «дырявыми» деревянными окнами советских времен или больница без лекарств и врачей – так это всё лирика. Не царское это дело на такие мелочи государственный бюджет направлять. А вот на помощь олигархам или обновление парка президентских самолетов 20 миллиардов рублей – в самый раз.